on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XX века > Пешеход vs велосипед: великое противостояние

Пешеход vs велосипед: великое противостояние

Помнится однажды в какой-то, теперь уж точно и не припомню в какой, книге довелось видеть мне фотографию русского царя, разъезжавшего на велосипеде по ровным и укатанным дорожкам Царского Села. Причем больше всего меня поразил не сам самодержец на велосипеде, а именно его двухколесная машина

Царский велосипед выглядел настоящим монстром. Огромное, почти в рост человека, переднее колесо с железным ободом и толстыми спицами, приличная высота машины, с которой шлепнуться было бы совсем уж неприятно и в любом случае небезопасно. А чтобы взобраться в седло этого «велогиганта» самому, без посторонней помощи, - об этом можно было и не мечтать. И всё же, помнится, на фото император имел весьма довольный вид. Ну да, ведь идеальные дорожки Царского Села - это совсем не дороги старого Херсона! Интересно, на сколько бы хватило императорского добродушия, доведись ему прокатиться на железных колёсах по колдобинам тогдашних (или сегодняшних) херсонских улиц. О чём тут говорить, если даже гораздо позже, когда уже на колёсах пролёток херсонских извозчиков появились резиновые шины, некто из городских жителей, написавший гневное письмо в местную газету, утверждал, что «езда по нашим городским улицам причиняет ни с чем не сравнимые страдания». Пожалуй, только этим можно объяснить то, что херсонские обыватели так никогда и не увидели железного веломонстра, подобного царскому, на своих улицах.

Велосипед, первые километры...
Всемирная велосипедная эра началась с английского изобретателя, а потом и страстного велосипедиста Джеймса Старлея, который в 1885 году изобрел и построил первую модель низкого велосипеда «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колёсами и цепным приводом. Эта модель, имевшая вполне знакомый, привычный нам силуэт, оказалась на редкость удачной и дожила до нынешних дней л ишь с незначительными и несущественными изменениями и дополнениями. О подобной машине уже давно мечтали, а посему детище Старлея тут же поставили на поток. Всего десяток лет понадобилось для того, чтобы мускульная механическая машина окончательно покорила мир и достигла самых что ни на есть «медвежьих» уголков земли. Жаль, конечно, что в тот период, когда первый велосипед появился в личной собственности кого-то из херсонцев, в городе еще не существовало такой прекрасной газеты, как издаваемый с 1898 года Виктором Гошкевичем «ЮГъ», где впоследствии фиксировали все важные и не очень городские события. В этом случае мы бы наверняка знали дату появления первой мускульной машины в городе и, естественно, фамилию ее владельца. Впрочем, что уж теперь говорить!

Однако, я думаю, не ошибусь, назвав датой появления велосипеда в Херсоне 1895-96 гг. И то, что он был явно не отечественного производства. Стоит отметить также: стоимость велосипеда, привезенного из-за границы в Херсон, была в это время достаточно высока, в пределах 80-90 рублей, что, в сущности, почти равнялось годовым окладам некоторых не слишком хорошо оплачиваемых категорий мелких городских чиновников. Так что иметь двухколесную машину тогда мог далеко не каждый, а лишь тот, с чьими доходами это было возможно. Херсонские владельцы велосипедов по достоинству оценили качества новой машины и уже очень скоро сломя голову носились по городским улицам, распугивая гусей и мирно пасшихся свиней, приводя в неистовство местных собаки господ полицейских. Псы и стражи порядка с лаем и пронзительным свистом бросались вслед за высоко подпрыгивавшими на ухабах херсонских улиц увертливыми машинами, у которых было явное преимущество - их скорость.

«Число велосипедов увеличивается»...
Первое упоминание о проделках велосипедистов, их относили тогда к разряду нарушителей спокойствия, встречается в 1899 году. В «ЮГе» появилось следующее сообщение: «Число велосипедов у нас значительно увеличивается, в то же время учащается число случаев неосторожной езды. Поэтому в назидание велосипедистам-героям, часто бравирующим своей неосторожностью, уместно привести следующую резолюцию городского судьи 1-го участка: на суд было представлено обвинение против некого Гуревича в том, что последний, мчась по Привозной площади, сбил с ног проходившего там же Я. Ричковского. Г-н судья по удостоверении свидетельскими показаниями факта приговорил Гуревича к 10-рублевому штрафу с заменой в случае несостоятельности трехдневным арестом». Что и говорить, сумма штрафа для того времени, когда фунт (453 г) хлеба стоил всего 3-4 копейки, весьма серьезная.

После нескольких подобных случаев городской голова даже специальное распоряжение издал, запрещавшее появление велосипедистов на публике, езду «без рук» и без обязательного в темное время суток фонаря. А еще пользоваться велосипедом не разрешалось младшим школьникам и гимназистам. Ибо считали, что дети не смогут справиться с управлением «сложной» машиной. Да и старшеклассники были весьма ущемлены в свободе езды, ибо существовал целый ряд ограничений, регулировавший их пользование велосипедом. За соблюдением распоряжений и правил в части, касавшейся школьников и гимназистов, особое служебное рвение проявляли надзиратели внешкольного надзора, вылавливавшие нарушителей. В начале нового XX века курьезный случай, иллюстрирующий чрезмерное усердие херсонских церберов, попал на страницы газеты «ЮГъ».

Спрятавшиеся в засаде инспекторы приняли проезжавшего в сумерках на велосипеде студента за переодетого ученика гимназии. Выскочив перед опешившим седоком, поборники законности и порядка ухватили его с обеих сторон за одежду и грубо стащили с велосипеда. Потом, конечно, недоразумение прояснилось, однако обиженный студент подал на ретивых служак в суд. Судья, ставший на сторону пострадавшего, признал превышение инспекторами служебных обязанностей, в которые никак не входило «волочение за шиворот», и наложил на них весьма приличный штраф.

Продолжение в одном из следующих номеров

«Гривна».- №50 (1040).- 11-18.12.2014.- стр.15

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page