on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Music > N. Kulish Kherson regional academic music and drama theatre > Редкая профессия – «вырастить» усы за три часа

Редкая профессия – «вырастить» усы за три часа

Помните диалог из любимого в народе фильма «Служебный роман» о моде – в частности, о париках? Главная героиня облегченно выдохнула, узнав, что парики уже не носят: «Куда лучше так… это… живенько, правда? – Ну если живенько, то лучше…» Тогда как есть сфера нашей жизни, в которой без париков, равно как и без замысловатых оригинальных причёсок, не обойтись. Речь – о театре. Работа гримеровпостижёров – всегда на виду, на сцене, а сами же они остаются в тени. К счастью, «Гривне» удалось заглянуть за кулисы Херсонского областного музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша

Нужна шевелюра? Пожалуйста!
Постижёром (от французского postiche – «искусственный», «фальшивый») называют специалиста, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. Коллектив гримерно-постижёрного цеха нашего облмуздрамтеатра – это три прекрасные дамы. Художник-гример Ольга Михайловская трудится здесь уже около 15 лет, помогая актерам в создании образов, и сейчас руководит работой цеха.

«Я окончила одно из херсонских училищ, – рассказывает Ольга. – А “доучивалась” постижу и гриму у Ларисы Николаевны Тепляковой, которая в этой профессии порядка 40 лет. Кроме того, с нами работает Анна Швец. Она балерина, в балете уже вышла на пенсию, но театр остался для неё родным домом. Ей нравилось вязать крючком, а нам в цех как раз был нужен ещё один человек, так как работы много. И Аня прекрасно подошла. А вообще, были люди, которые приходили к нам в цех и в скором времени уходили. Ведь постиж требует усидчивости, необходимо “вывязывать” каждую волосинку. Например, одни только усы нужно делать часа три, не вставая».

Что и говорить – у профессии постижёра есть свои нюансы. И глаза болят, и аллергия на волосяную пыль может возникнуть. К тому же для создания причёсок используют немало лака для волос, и дышать им – ощущение тоже не из приятных. «Но это издержки профессии. У костюмеров может быть своя аллергия – на пыль, у мастериц цеха по пошиву костюмов – на ворсинки ткани. Что поделаешь: искусство требует жертв», – шутит Ольга Михайловская.

По словам мастерицы, нынче в ходу преимущественно парики из искусственных волос – натуральные стоят дорого. К тому же в продаже имеется большой выбор париков из искусственного материала приличного качества. Их и используют для создания образа или на их основе делают необходимую причёску. А если изготавливать парик с нуля, придётся повозиться месяц–полтора: из волос формируют специальные пряди и закрепляют их на основе-«шапочке». По мере необходимости сценические парики моют, как обычные волосы, – шампунем, а затем сушат на специальных подставках.

Гоголя на улице не видали?
В помещении гримерно-постижёрного цеха облмуздрамтеатра – шкафы высотой почти до потолка, в которых, как в музее за стеклом, хранятся парики всевозможных цветов и исторических эпох. Кроме того, имеется стол – рабочее место постижёра – со специальными приспособлениями для создания искусственных шевелюр и прочей «растительности» в виде усов и бород. Также есть три «посадочных места» для участников постановки, которым нужно загримироваться. Причём перевоплотиться для выхода на сцену требуется весьма оперативно.

- Если в спектакле или концерте заняты человек 10, их нужно подготовить за час–полтора. Делаем причёски, одеваем и закрепляем парики. Кто-то из актеров сам накладывает грим (как это делать, им рассказывают во время учёбы в вузе), кого-то гримируем мы – если речь идёт о сложном «сказочном» или портретном гриме. На него для одного человека уходит минут 40–50 – это у Ларисы Николаевны, я бы дольше делала, – улыбается Ольга Михайловская. – Ведь нужно многое знать и действовать чётко…

Зато результат стоит затраченных усилий. Так, для спектакля «Страшна помста» по Гоголю Лариса Теплякова делала портретный грим самого писателя. И в ожидании своего выхода на сцену актер, уже будучи в образе, встал на крылечке служебного входа подышать воздухом. В нескольких метрах расположена остановка общественного транспорта, и незамеченным «Николай Васильевич» не остался: сходство-то портретное! Для людей театра подобные «картинки» привычны, а для простого гражданина – это всё-таки событие: по дороге с работы домой увидеть Гоголя.

Сколько нынче париков есть в цехе облмуздрамтеатра – сосчитать сложно. Тем более что, если требуется, в умелых руках шевелюры способны трансформироваться и обретать новую жизнь. «Уже послуживший парик можно распороть и использовать его пряди, из двух старых париков – сделать один новый. Зрители этого не заметят, и на сцене парик будет смотреться красиво, – открывает профессиональные секреты гример-постижёр. – Одному из наших париков-“старичков” – лет 50, но ничего – подшиваем ему пряди, и шевелюра ещё служит».

«Бывало, и косы на сцене отпадали…»
Сам по себе театральный парик, несмотря на букли или что там ещё присутствует в зависимости от исторической эпохи спектакля, не тяжёлый. Однако в накладные волосы (они, к слову, крепятся с помощью шпилек и невидимок) может быть встроен каркас, чтобы добавить прическе высоты, и для актера это будет ощутимо. А вот в спектакле «Снежная королева» на голове главной героини ещё и конструкция-корона присутствует. Для зрителя она выглядит воздушной, а на самом деле – из металла: попробуй с такой балансировать и ко всему прочему текст не забыть. Вот уж поистине задача – для профессионала! Иногда случается, что парик не подходит актеру по размеру головы. Если позволяет время, его можно распороть и подогнать под человека. А если нет (мало ли что – срочная замена, например), остается терпеть ради искусства…

Впрочем, бывают жертвы и посерьезнее. В частности, некоторые актеры, задействованные в недавней премьере «Энеида», чтобы органично смотреться на сцене, пожертвовали собственными волосами. Так, Александру Мельнику было нужно сделать прическу, какую носили казаки (в народе её именуют «под горшок»). Сначала попробовали использовать специальную накладку-«лысину» для затылка. Однако поскольку во время постановки герой активно двигается, накладка отклеивалась, и оказалось проще побрить половину головы. Сергею Кияшко, который на время полностью расстался с волосами, чуб-«оселедець» приклеивают специальным клеем. Такой состав и держит хорошо, и чтобы нейтрализовать его действие, больших усилий не требуется. А вот обилие сценического грима, отмечают сотрудники цеха, некоторые актеры переносят сложно: кожа страдает, может появиться раздражение. В таких случаях под грим стараются использовать, например, мазь календулы.

«Чем нравится театр – так это тем, что 2–3 часа, пока идёт спектакль, ты можешь наблюдать за своей работой, – делится Ольга Михайловская. – Себе я прически не делаю, а для героев спектакля очень нравится что-то сооружать на голове, особенно современные замысловатые прически. Радуюсь, когда сделать это получается быстро и красиво».

А ещё те, кто служит в театре, любят его за то, что в нём никогда не бывает скучно. Без курьезов не обходится: «Случается, паричок у кого-то во время спектакля съедет – когда актер уходит за кулисы, быстренько поправляем, –говорит собеседница. – А бывало, и косы на сцене отпадали, если кто-то по ходу действия не рассчитал и дёрнул сильнее, чем нужно». К тому же специфика актерской работы такова, что подчас один и тот же спектакль – например, новогоднюю сказку – приходится играть каждый день, а то и по два раза в день. И иногда, чтобы разнообразить трудовые будни, импровизируют – какую-то деталь в костюм добавят или другой парик наденут, но так, чтобы общая картина спектакля не пострадала. Зритель, скорее всего, и не заметит «замену», а вот коллеги – наверняка. И тут для них главное – не расколоться на сцене и не начать смеяться, в отличие от тех, кто находится за кулисами. «Так весело и живём», – улыбается Ольга Михайловская.

Татьяна Кирпа
"Гривна".- № 3 (940).- 10.01.2013.- стр. 10-11
www.grivna.kherson.ua/redkaja_professija__vyrastit_usy_za_tri_chasa.htm

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page