on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Literature > Rozmirovska Oksana > Инопланетянин в цифровом мире, или Как раскрыть талант Читателя?

Инопланетянин в цифровом мире,

или Как раскрыть талант Читателя?

   Ему 12 лет. С виду обычный подросток. Ходит в школу, играет в баскетбольной команде, занимается судомодельным спортом, помогает маме с двумя младшими братьями и сестрой. График напряженный, тренировки, учеба по субботам, шум-гам до поздней ночи дома. Не смотря на все это Ярослав (так зовут моего невыдуманного героя) читает в день 100-200 страниц художественных книг (исторические романы, документы социологического характера, справочники по мореходному делу, дневники путешественников и т.д.) И это помимо школьных заданий.

    Как так вышло? Откуда такие рекорды? Многие мамы или бабушки читают своим детям, подают собственный читательский пример, а доходят до подросткового возраста, и контролировать ребенка становится сложно, а навязывать чтение практически невозможно. Конкуренцию с интернетом и телевиденьем это занятие не выдерживает.

   В чем же секрет Ярослава?

   Я по профессии педагог, второе образование – библиотечное дело. Ох сколько литературы изучено мной на этот счет. Около 10 лет я заведую читальным залом для 5-9 классов в детской областной библиотеке. На практике вижу, как родителям сложно увлечь ребенка, особенно подростка, да еще и мальчика, чтением. А у нас это как-то вышло. Все время анализируем, что сработало. Что порекомендовать родителям, которые все время обращаются за советом?

   Шаг 1. Собственный пример.

   Мы с мужем сами много читаем. Пока не было маленьких детей, каждая свободная минутка наполнялась книгами. Читали друг другу вслух, обсуждали глубокие мысли. Как говорит Ян Вишневский, чтение вслух  - это интимный процесс, который сближает людей больше, чем совместная выплата кредита. Я всегда с теплом вспоминаю ту необыкновенно волшебную атмосферу, которая сотворялась, когда бабушка читала мне маленькой. Помню все до малейших подробностей: и книжки, и иллюстрации, и завораживающий бабушкин голос. Это несомненно роднит и проникает в сердце.

   Шаг 2. Первая игрушка малыша - книга.

   Книги у ребенка должны быть повсюду под рукой. Малыша легко увлечь книжками с картинками по его возрасту. Он на все смотрит с широко раскрытыми глазами и верит вам. В мире сейчас господствует такая тенденция: дети с рождения контактируют с цифровой техникой, они с легкостью справляются с телефоном, планшетом, ноутбуком. И книга уходит на второй план, а иногда и вовсе исчезает из поля зрения ребенка. Есть такие семьи, в доме которых книг нет вообще.

   Приведу пример, одна моя знакомая работала в испанской семье с детьми. Она была поражена тем, что в доме отсутствовали книги. Дети никогда их не видели. Когда же она дала им в руки книгу, 3-х летний мальчик начал водить по страницам пальчиками как по тач-скрину…

   Шаг 3. Книга «на вырост».

   Когда ребенок сам хорошо читает (около 7 лет), необходимо подсунуть книгу «на вырост», тем самым продемонстрировать его взрослость, самостоятельность, доверие к нему. В детстве все хотят быть старше, казаться взрослыми. Такой поступок польстит ребенку.

   Мой муж Кирилл  в определенный момент обратил внимание, какие книги мы с Ярославом выбираем в библиотеке. Он сказал: «Что ты читаешь? Это же для малышей. Ты уже вырос из этих книг! Возьми лучше почитай «Книгу будущих адмиралов« А. Митяева. Он это сказал не спланированно. Он на самом деле был возмущен, что ребенок до сих пор читает только «детские» книжки. А «Книга будущих адмиралов» действительно необыкновенная. Это повествование об истории, о морских сражениях, о достойных мужчинах. Причем композиционно выстроена она просто великолепно! Прочитал первую часть – получаешь звание матроса, вторую - старшины. Так доходишь до звания адмирала. Мальчишку это очень стимулирует. Затем была «Книга будущих генералов» А. Митяева. Путевка в читательскую жизнь Ярославу уже была дана.

   А что же читать девочкам в 7-8 лет? Я бы посоветовала «Поллианну» Э. Портер. Это повесть о том, как девочка Поллианна умела и других учила радоваться всему, даже неприятностям. Хороших книг на самом деле много. Ищите, советуйтесь – они обязательно придут в жизнь вашего ребенка.

   Шаг 4. Чтение «в связке».

   Обсуждайте с ребенком, что он читает. Интересуйтесь его мыслями. Направляйте. Для этого необходимо хотя бы некоторые книги прочитывать самим, даже параллельно с ребенком. Прочли главу – поделились впечатлениями. Процесс обмена эмоциями может стать еще более увлекательным, чем само чтение, но при этом будет стимулировать и продвигать ребенка от страницы к странице.

   Шаг 5. Цензура репертуара.

   Поначалу все читаемые ребенком книги выбирайте вместе. На сегодняшнем рынке подростковой литературы очень много «мусорных» книг. Вы же читаете уже не для техники чтения. Теперь чтение наполняет сердце, разум и душу ребенка. Нравственность (что есть хорошо, а что есть плохо) закладывается до 11 лет. Это база, из которой формируется поведение ребенка. Конечно, он наследует модель поведения в семье, подражает друзьям, но грандиозное влияние имеют персонажи фильмов, мультфильмов, журнальные и компьютерные герои. Их то и нужно отслеживать. Это очень скользкая стезя. Поэтому лучше уводить ребенка от сегодняшнего разврата и глупости. Легко сказать. А как этого достичь?

   На самом деле один раз увлекшись книгой, ум продолжает себе искать подобную пищу.

   Ярослав к 11 годам прочитал большую часть произведений В. Крапивина, А. Митяева, А. Беляева, Ж. Верна, то есть классику подростковой литературы, которая воспитывает добрые чувства, понимание понятий «дружба», «ответственность», «радость жизни» - истинные ценности. Из современного -  любит Б. Емца, Хитом его чтения был рекомендованный отцом роман Н. Островского «Как закалялась сталь» и роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери.

   Многие мамы говорят: «Да пусть хоть что-то читает». Это ошибка. Лучше уж ничего не читать, чем произведения, написанные плохим безобразным языком, которые не несут смысла и глубины, не имеют воспитывающего значения, не развивают чувства. Есть много подростков, которым нравится читать. Они читают много и взахлеб. Но их чтиво - ужастики, треш, бестолковая литература и т.д. А чтение – не шуточное занятие, не пустое  развлечение. Оно формирует образы, мировоззрение, строит по кирпичику личность, развивает правое полушарие мозга, раскрывает творческий потенциал человека. Какие ингредиенты вы положите в кастрюлю (съедобные или ядовитые, свежие или подпорченные), такое блюдо и получите.

   Шаг 6. Разглядеть талант Читателя.

   Однажды у меня была возможность поддержать сына во время чемпионата Украины по баскетболу. Так сложилось, что я задержалась и на игру в зал попала не сначала. Захожу – шум, гам, топот, судья свистит, болельщики выкрикивают, тренер не стесняется в выражении эмоций. Вакханалия еще та! Ищу глазами Ярослава. Не сразу ориентируюсь, какие команды играют. И тут вижу – Ярослав сидит на лавочке «в замене» и увлеченно читает электронную книгу. Я глазам не поверила – как в такой обстановке можно сосредоточиться и с удовольствием читать, зная, что тебе в любую секунду надо выходить на поле игры. Сразу скажу, что тогда его команда стала чемпионом области.

   Ярослав действительно читает в любом месте в любой обстановке, даже на переменах в школе, когда, казалось бы, хочется отдохнуть, поболтать. Наверное, чтение для него и есть наилучший отдых.

   А теперь еще один мой вывод.

   Да, к чтению можно и нужно приучать подрастающую личность. Но есть еще и люди с особым талантом – Талантом Читателя. Они, конечно, обладают особыми качествами: усидчивостью, спокойствием. они уравновешены и выносливы, имеют хорошее воображение и память, как результат, обширный словарный запас и эстетический вкус. И еще: они Не МОГУТ не читать.

   Таких читателей надо не пропустить и помочь раскрыться необычному редкому таланту как можно раньше, дабы цифровой мир не потерял своих читающих «инопланетян»!

 Оксана Стремоусова,

заведующая читальным залом для 5-9 классов

Херсонской областной библиотеки для детей имени Днепровой Чайки,

мама Талантливого Читателя

 

2. 02.10.2017 22:50
Татьяна
Как говорится, какие родители, такие и дети. Просто молодцы! И Вы, и ваш сынок!!!
1. 01.10.2017 09:43
Татьяна
Благодарю! Очень согласна и рада, что есть такие молодые люди как Ярослав и вы его родители! Спокойно и радостно на душе и гордость за будущее! Читать нужно и это здорово! С ув . Татьяна

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page