on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Advertising > Studio "Artefact" > Руины — выгодная инвестиция! Туризм на Херсонщине может быть прибыльным

 

Руины – выгодная инвестиция! Туризм на Херсонщине может быть прибыльным

03.06.2005

Татьяна ЕРМОЛАЕВА, Светлана ЧИСТЯКОВА (Херсонская обл.)

Говорят, время все расставляет по своим местам, поэтому бороться с ним нет смысла, хотя попытки были. И в результате появились гениальные произведения: архитектурные сооружения, скульптуры, картины, поэзия и проза, – словом, все то, что стало бессмертным и вошло во всемирную сокровищницу человечества. Но современность нашей Украины – другая и не содействует бережному отношению к истории и развитию культуры, так как направлена на укрепление капитала и коммерциализацию не только сфер производства и услуг, но и человеческой души!

Общество в начале XXI столетия в Украине изменилось. Кажется, в худшую сторону. И это отдельная тема... Возникает вопрос, следует ли сохранять памятники истории и культуры вообще? А в частности в южных регионах на фоне полного обнищания их населения? Разумеется, голодному человеку хочется только есть. Ему не до высоких идей и философских размышлений. Тем более нет ему дела до каких-то разваленных замков, дворцов и прочих остатков роскоши царей и аристократов. Главная проблема – как заработать на хлеб – беспокоит сегодня многих. Возможно, поэтому на их фоне резко выделяются люди, до сих пор мыслящие по-другому. Те, кто прекрасно понимает, как влияет история и культура на развитие общества, кто сознает, что без них существование людей становится механическим, ограниченным...

Определенная часть историко-культурного наследия славян в Украине охраняется и пользуется заслуженным вниманием знатоков. А что можно сказать о Херсонщине? Широко известен не только уникальный биосферный заповедник "Аскания-Нова", который сохранил опыт искусственного полива в засушливой зоне (!) и территорию древней целинной степи, по которой кочевали киммерийцы, скифы, сарматы, печенеги, половцы. Любопытно узнать и о том, что в самом Херсоне в центре города на площади Свободы, на месте здания современной областной администрации, в 60-х годах ХХ века были найдены остатки скифского (царского) городища… Люди знают и о руинах крепости Тягин, усадьбе графа Мордвинова, Бизюковом монастыре, который считался третьим по величине в Российской империи. Но состояние этих редких "следов истории" оставляет желать лучшего.

Если спросить какого-нибудь школьника (то самое молодое поколение, на которое все так надеются) о местных достопримечательностях, то, как правило, можно услышать такое: "Да что-то не припомню. А может... вон там, где мусор выбрасываем?". И такой ответ можно получить из уст людей в любом из тех мест, где есть упомянутые образцы историко-культурного наследия. Например, в полуразрушенном состоянии находится ныне замок князя Петра Трубецкого, построенный в XIX веке в селе Казацкое Бериславского района Херсонской области. Ныне развалины этого памятника истории Таврийского края возвышаются над Каховским морем, на живописном склоне Днепра. А было время, когда князь Трубецкой прославил солнечную и благодатную землю Таврии. Может, мы просто не очень благодарные потомки, если не оценили его достижений в области виноградарства и производства изысканных вин? Да что говорить, если даже винзавод (ОАО им. Трубецкого в селе Веселое Бериславского района. — Авт.) не работает в полную силу! Данное предприятие было создано на базе винокурни, основателем которой был сам титулованный вельможа. В высокой старинной башне, на фасаде которой сохранились буквы "К" и "Т", действительно есть зал исторического значения. Здесь в свое время принимали участие в дегустации вин Лолита Торрес (1956 год), Алла Пугачева (1983 год) и немало других знаменитостей. Кстати, именно наша примадонна оставила в книге не просто запись, а стихотворные строки:

"И в этом вся моя вина,
Что здесь, попробовав вина,
Я ощутила запах солнца.
Любой здесь охнет или
ахнет:
Оказывается, солнце
пахнет!"

Как только спустишься из административного корпуса вниз полутемными ступеньками в холодный коридор, сразу почувствуешь "оттуда" тайное дыхание старинных подвалов князя Трубецкого. Здесь "дозревают" в бочках вина "Перлина степу" ("Алиготе"), "Оксамит України" ("Каберне"), "Наддніпрянське " ("Рислинг"), которые популярны не только в Украине, но и в СНГ и некоторых странах Европы.

Князь Трубецкой вместе со своим тестем князем Голицыным выбрали наилучшие участки земель Таврии и основали первые плантации виноградников в тогдашней Херсонской губернии. За это дело Трубецкой взялся после того, как все тщательно взвесил и подсчитал, ведь конкуренция со знаменитейшими французскими и итальянскими виноделами — вещь весьма серьезная. Князь с этим справился отлично – его имя стало почитаемым и среди знатоков благородных вин, и среди простых людей, которые много сил отдавали делу виноградарства и виноделия в селах Казацкое, Долматово, Веселое. Уже в 1900 году на всемирной выставке в Париже вино "Рислинг" получило высочайшую награду — Гран-при. А еще через два года виноделы Трубецкого награждаются первой премией им. императора Александра III за лучшее столовое вино – 300 рублей золотом. В 1908 году в Лозанне пастеризованный виноградный сок был награжден золотой медалью, а на экспозиции в Веймаре получена "Высшая награда". На полях Херсонщины рос прямо-таки "золотой" виноград...

После 1917 года политико-экономическая ситуация очень изменилась. Но надо отдать должное советской власти: она подхватила инициативу и продолжила развивать производство вин и сока на винном заводе в селе Веселое. Конечно, предприятие перешло в руки государства. Приятные на вкус "княжеские" вина включают в себя почти всю таблицу Менделеева. Долгое время после аварии на Чернобыльской АЭС на винзавод отовсюду приезжали люди за вином, как за лекарством. По существующей версии, в подвалах Трубецкого до сих пор хранятся бутылки с вином столетней давности. Их предлагают в качестве сувенира туристам.

…Культура у нас всегда кормилась остатками с барского стола, а сейчас почти всегда сидит на финансовой диете. В аналогичном состоянии сегодня находится в Херсонской области туризм, при значительном туристическом и рекреационном потенциале. Однако объединение двух сфер (туристической и культурно-исторической) в экономический тандем сделало бы доброе дело как для областного бюджета, так и для благосостояния граждан вообще. Кстати, по информации из областного отдела по вопросам минеральных ресурсов, курортов и туризма, Херсонская область, занимая 6-е место в Украине по наличию туристических ресурсов, находится на 22-м месте по эффективности их использования. Тема "руины как национальное богатство" волнует сердце, так как не хочется, чтобы канули в Лету уникальные вещи...

На пути развития "культурного туризма" пригодится опыт, с которым в минувшем году познакомился херсонский Центр молодежных инициатив "Тотем" у ближайших соседей из Молдовы. Там в селе Цыпово несколько лет подряд реализуется малобюджетный проект — фестиваль "СаrbоnАRT". Туристы посещают это село, чтобы ознакомиться с бытом и традициями молдавских крестьян, ощутить сельскую экзотику. А вот объектом внимания номер один в этой местности выступают действующий и разрушенный пещерные монастыри, которые остались с X—XII столетий. Именно руины второго монастыря — наиболее популярное место для туристических экскурсий. Здесь проводятся выставки молодых художников и скульпторов из разных уголков мира. Туристов всегда притягивает, словно магнитом, галерея в таинственных руинах. И кстати, заграничные гости всегда могут приобрести в монастыре уникальные сувениры: художественно оформленный камешек из монастыря или кусочек скульптуры из галереи…Туризм в этой области Молдовы развивается, а местный бюджет периодически пополняется. Почему бы нам не позаимствовать интересный опыт "карбонариев"? Что-что, а руины для этого дела мы найдем! Вот хотя бы на озере возле села Чернянка Каховского района Херсонской области.

В качестве примера малобюджетного проекта по развитию "культурного туризма" можно привести фестиваль с необычным названием "Дидцебаба". Бюджет мероприятия такого уровня в минувшем году достигал двух—трех с половиной тысяч гривен. Конечно, это слезы, но и они могут слиться в море проектов и незабываемых впечатлений! На первом фестивале среди оригинальных экспонатов были отмечены незабываемые работы в стиле "кавунографии" (новейший вид гравюры на арбузах). Эти дидцебабовские экспонаты могли бы стать визитной карточкой Древней Гилеи (ее местонахождение — от Каховки до Каланчака, по руслу старого Борисфена (Днепра. — Авт.) и нашего региона вообще. И создает такое чудо из обычного арбуза обычный (но талантливый) художник. Организаторы фестиваля — упорные творцы из Центра молодежных инициатив "Тотем" (Херсон). Участники — молодые поэты, художники, фотохудожники разных херсонских художественных студий.

Чернянку связывают с именами известных братьев Бурлюков. От владений Николая Мордвинова, крупного землевладельца, графа и адмирала, остались лишь жалкие развалины: служебные помещения (то есть сараи и подвалы) и фундамент дома самого управляющего. Для приверженцев футуризма и боди-арта из Херсона — это дорогие сердцу, почти священные места. Чернянка впервые упоминается в документах 1791 года. Владениями в Черной Долине (по-тюркски — Кара-Дере) управлял когда-то Давид Бурлюк-старший. В "Забытой книге" Бенедикта Лившица это село описывается так: "Чернянка была административно-хозяйственным центром Чернодолинского заповедника, принадлежащего графу Мордвинову. Огромное имение в несколько десятков тысяч десятин простиралось во все стороны от барской усадьбы. Геометрический центр не совпадал с административным. Чернянка лежала довольно близко от моря, между тем как на север, восток и запад можно было идти целые сутки и не добраться до границы мордвиновских владений... Сотни пастухов бродили по окраинам… перегоняя с места на место отары — прямое потомство Одиссеевых баранов и овец..."

В минувшем сезоне фестиваль был посвящен восточной теме, которая со временем плавно перешла в тему современного авангардного искусства. Итак, заинтересованные зрители "Дидцебабы" путешествовали от одного "объекта" к другому. Среди произведений участников фестиваля: мутантоподобная "корова-верблюд", "бубен Аладдина", с помощью которого появляются "дары" с неба, а вот столетняя обувь, в которой ходят за счастьем... Презентация почти любого из "объектов" сопровождалась коротким или длинным сюжетом "картины", а также историей ее создания. Грустно, что этакого размаха молодежной фантазии (безобразия, по мнению взрослых) не наблюдал председатель местного сельсовета. Какая жалость! Его приглашали, но почему-то именно в этот день он был в отъезде в райцентре! Могут ли представители органов власти оставаться в стороне? Есть мнение, что не должны! Но не получается…

Какие еще преимущества у малобюджетных проектов по туризму? Настало время растолковать нашим гражданам, что не только картофель и помидоры можно продавать на обочине трассы. Есть другой продукт – туристический, уже пользующийся спросом! "Коллеги" наших крестьян из Западной и Восточной Европы это давненько поняли, и потому часто имеют доход от туризма больший, чем от традиционного сельского бизнеса, связанного с производством сельхозпродуктов. Для жителей украинской сельской местности, которые желают заработать на туризме, следует проводить семинары, тренинги, круглые столы. Научиться привлекать туристов можно. Только надо четко осознать следующее. Зачем человек из большого города едет в сельскую местность, на природу? Ответ известен — получить замечательные впечатления от картин пасторальной жизни, ощутить приятную сельскую идиллию. Итак, человек едет за тем, чего нет в каменном муравейнике. Но при этом он рассчитывает (и имеет на это право) на определенный комфорт, аккуратность и приветливость в обслуживании. Ясно одно — нужно учить людей, как работать с туристами, и в частности, как подогревать их заинтересованность в отдыхе…

"Киевский телеграфЪ" №(264)

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page