on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Religions are in Tavriya > Русский Златоуст, архиепископ Херсонский

Русский Златоуст, архиепископ Херсонский

14.06.2007

Среди сонма славных иерархов XIX в. одним из славнейших имен остается имя Херсонского архиепископа Иннокентия (Борисова). Он непосредственно участвовал в 349-дневной защите Севастополя во время Крымской войны 1854—1856 гг., обладал обширнейшими, поистине энциклопедическими знаниями, что было отмечено избранием его членом Императорской Академии наук. Он основал ряд обителей, в частности Святогорскую Свято-Успенскую, которая нынче стала Лаврой. Он запечатлен в памятнике «Тысячелетию России» (Новгород)...

Иннокентий Херсонский
(Иван Алексеевич Борисов) окончил Орловскую духовную семинарию и Киевскую академию. В 23 года стал профессором духовного училища в Петербурге, ректором, принял постриг с именем Иннокентий, через полтора месяца был уже иеромонахом, через четыре — инспектором Петербургской духовной академии. Карьера была молниеносной даже по тогдашним временам, когда молодых ученых монахов всячески поощряли, и объяснялась исключительным талантом проповедника и богослова.

Ханжи на него ворчали: Иннокентий любил словцо острое. Например, он брал традиционный образ смерти, греха и воскресения во Христе и переворачивал: «Позвольте вопросить вас, братья, навсегда ли остался погребенным ветхий человек наш с его страстями и похотями? Не воскрес ли он и не действует ли в нас самовластно? И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели?» (из слова на Крещение).

Говорил Иннокентий проповедь на день рождения царя — и не мог удержаться, чтобы не напомнить: и цари умирают, и важнее не благоволение земных царей, а Царя Небесного. В крепостной России он умудрялся называть вещи своими именами, говорил не о том, что Россия — страна свободных подданных великого монарха, а о том. что христианин может быть свободен и в неволе — а может даже и пожертвовать своей свободой: «История представляет немало примеров свободных людей, кои от преизбытка внутренней свободы о Христе, отдавали себя в узы и рабство для блага ближних». Своей свободой христианин жертвует, не чужой. Иннокентий призывал к «деятельном христианству» — чтобы не закреплялось рабство, а торжествовала и «гражданская свобода».

Он умирал в Херсонском монастыре в Троицкую родительскую субботу и попросил сперва прочесть канон Святой Троице, затем лег на постели из свежего сена, по традиции приготовленной на полу. Занималась заря дня Святой Троицы, когда Иннокентий подошел к окну и сказал: «Господи, какой день!» Через мгновение опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников.

Канонизирован Иннокентий Украинской церковью, его день памяти празднуют 7 июня.
Московский протоиерей А. И. Стаднюк пишет: «По единодушному мнению, архиепископ Иннокентий является украшением нашей церковной истории, замечательным подвижником веры и благочестия, человеком гениальной натуры, во многих отношениях опередившим свое время, всесторонне образованным богословом, что давало повод современникам называть его положительно живой энциклопедией. Это был блестящий проповедник — «русский Златоуст, пленявший своим словом сердца людей.

Он был самоотверженный пастырь и горячий молитвенник, всегда готовый положить душу свою за вверенную его попечению паству».
Отец его не получил богословского образования, однако отличался ревностным служением Церкви, молитвенностью, даром проповедничества. Мать будущего святителя Акилина Гавриловна была женщиной в высшей степени нравственной и религиозной. На Елецком городском кладбище, вблизи Казанского храма, сохранился изящный скромный памятник с надписью: «Священник Успенской церкви о. Алексей и его супруга Акилина Борисовы, родители Иннокентия, архиепископа Херсонского». В 11-летнем возрасте лишившись отца, Иван Борисов познал всю тяжесть сиротской жизни и впоследствии, став знаменитым иерархом, неустанно заботился об участи бедных и сирот.

Богословскую эрудицию и начальные церковные навыки он воспринял от местного священника о. Василия Климентова, который с отеческой любовью вводил мальчика в литургическую и богословскую жизнь Церкви. Отец Василий с детства привил мальчику любовь ко всему церковному и имел огромное влияние на религиозно-нравственное и духовное возрастание будущего святителя.
По окончании Воронежского духовного училища Иван Борисов продолжил обучение в Орловской духовной семинарии, где был в тесной дружбе с Иродионом Соловьевым (впоследствии — епископ Нижегородский Иеремия, строгий аскет-подвижник).

Окончив в 1823 г. Киевскую духовную академию, молодой магистр богословия Борисов вступил на поприще научно-педагогической деятельности. Он был назначен инспектором в Петербургскую духовную семинарию и профессором церковной истории, своими дарованиями обратил на себя внимание начальства и вскоре получил должность ректора Александро-Невского духовного училища. В Петербурге в 1823 г. принял иноческий постриг и рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре ученый монах был назначен инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. возведен в сан архимандрита.

Молодой профессор своими лекциями увлекал студентов академии по стезе ученой деятельности. За свои научно-богословские работы архимандрит Иннокентий был удостоен высшей ученой степени доктора богословия. Он оказал огромное влияние на состояние всей академической жизни и показал русскому обществу, чем может быть духовно-учебное заведение.

В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского монастыря. «Со времени ректорства архимандрита Иннокентия в академической науке замечается новое, более оживленное, свободное и широкое развитие богословской мысли», — замечает профессор Мальшевский. Этот исторический период времени профессор А. П. Лопухин справедливо назвал «блестящим периодом истории Киевской духовной академии».

Архимандрит Иннокентий поддерживал тесные контакты с ученым миром России и Европы, стал почетным членом духовных академий, многих русских университетов и ученых обществ. 21 ноября 1836 г. в Казанском соборе Петербурга состоялась хиротония архимандрита Иннокентия в епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
Спустя пять лет, в 1841 г., он назначается на самостоятельную кафедру в Вологду, а в том же году был переведен в Харьков.
На Харьковской кафедре ревностный архипастырь всецело посвятил свои силы и знания на благо Церкви. Его трудами были основаны Ахтырский, Свято-горский мужские и Никольский женский монастыри, построены многие новые храмы.

Указом Святейшего Синода от 15 апреля 1848 г. архиепископ Иннокентий был переведен на Херсоно-Таврическую кафедру, которую занимал до своей кончины, последовавшей в 1857 г.
С великим усердием приступил владыка к устройству Херсонской епархии. Его трудами было восстановлено из развалин несколько иноческих обителей, построены новые и реставрированы старые храмы.
Драгоценным памятником пастырской любви архиепископа Иннокентия было установление по пятницам еженедельного моления перед Касперовской иконой Божией Матери — чудотворным образом, которое совершается и в настоящее время.

Во время Крымской войны (1853—1856) во всей полноте проявились патриотизм и архипастырское мужество Херсонского Святителя, за которое историк М. Погодин провозгласил архиепископа Иннокентия «великим гражданином русской-земли». Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского войнства, погребал убитых... Его часто можно было видеть на передовых позициях, часто под обстрелом противника он кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги.

Его проповеди, переведенные на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки, поражали читателей ясностью мыслей, быстротой и легкостью богословской концепции, изумительной страстностью их построения и красотой слова. При внимательном изучении жизни и богословского наследия архиепископа Иннокентия нельзя не увидеть, что основой его жизни было Евангелие.

Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия — это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12-ти томах в С.-Петербурге в 1871 и 1901 гг., они и поныне не утратили своего актуального значения. К слову, два года назад вышла книга Иннокентия Херсонского «О великих Господских и Богородичных праздниках» (СПб.: Русская симфония, 2005). Это — переиздание харьковской книги (1847), которой исполняется в этом году 160 лет.

Кроме глубоких научно-богословских трудов, духовный писатель составил акафисты Пресвятой Троице, Божественным Страстям Христовым, Живоносному Гробу, Воскресению Христову, Покрову Пресвятой Богородицы и Архистратигу Божиему Михаилу, ставшие ярким украшением литургической жизни Русской Православной Церкви.

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) писал: «...архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным».

Время подтвердило истинность пророческих слов митрополита Макария. В Новгороде на памятнике «Тысячелетию России» в числе других знаменитых исторических деятелей русской государственности изображен архиепископ Херсонский Иннокентий.
Архипастырь-подвижник скончался 26 мая 1857 г. и был погребен в Преображенском кафедральном соборе Одессы.

К 30-летию кончины архиепископа Иннокентия (Борисова) профессором-протоиереем Т. Буткевичем была написана первая биография иерарха-подвижника «Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский» (СПб., 1887). В предисловии сказано: «С именем Иннокентия, архиепископа Херсонского связывается одна из самых ярких страниц в истории духовной литературы и жизни русского общества. Личность архиепископа Иннокентия представляет поистине изумительный образ духовного великана, который не только в проповедничестве (где он справедливо по заслугам приобрел название «Русского Златоуста»), но и во всех других сферах своей деятельности проявил поражающую силу ума и таланта, того духовного гения, который как озаряющий факел не только освещает целую эпоху, но и указывает дальнейшее направление...»

В 1936 г., после сноса Преображенского собора, останки архиепископа Иннокентия были перенесены на одесское Слободское кладбище. Прах святителя впоследствии неоднократно переносился. В пятницу 18 июля 1997 г. на кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия (Борисова).

Свт. Иннокентий Херсонский.
Беседы на св. Четыредесятницу о смерти
Благодарение Богу, что мы можем теперь видеть смерть во всех входах и исходах ее. Бедным язычникам, не имущим откровения небесного, оставалось токмо трепетать пред смертию, ибо самые мудрейшие из них, будучи предоставлены собственному разуму, который ничего не видит далее чувств, ничего не могли сказать о том, откуда смерть и что ожидает человека по ту сторону гроба. Но христианин с Евангелием в руках смело идет на кладбище: для него нет там мрака непроницаемого; он ясно видит не только начало, но и конец смерти...

Если бы можно было умершим по крайней мере передавать каким-либо образом в наш мир свои желания! Многие, если не все, из сродников и ближних наших почли бы за долг для себя привести их в исполнение; но сие невозможно! Лишившись своего тела, человек вместе с ним теряет все средства к сообщению с сим миром и с оставшимися в нем, кои, с своей стороны, будучи облечены телесностию, не в состоянии проникать в область духов, где находятся умершие. Посему как бы вас ни продолжали любить здесь, как бы ни желали вам всякого блага за гробом, никто не в состоянии знать и исполнить вашу волю, ни вы передать ее им. О вас будут жалеть и плакать, о вас будут молиться и во имя ваше благотворить, к чему так располагает всех чад своих св. Церковь; но сообщения с вами ни у кого не будет.

Помыслите, братие мои, о всем этом и ужаснитесь! Помыслите и извлеките из сего сами правила для своего поведения в жизни. Они кратки и просты, ко столь же полезны и необходимы для каждого.
Если тело наше должно оставить нас в смерти и обратиться в прах, что, может быть, уже весьма близко к нам, то благоразумно ли заботиться непрестанно об одном теле и оставлять без внимания состояние нашей души, с коею мы останемся на всю вечность?

Если деятельность наша в сем мире совершенно прекращается со смертию, и как невозможно по смерти не только совершить или докончить что-либо из дел наших, даже знать здесь кому-либо о наших желаниях, то не должно ли стараться каждому делать, что необходимо, заблаговременно, не ожидая часа смертного, который может постигнуть внезапно?..

По материалам Петра Маслюженко.
Таврийский край .-14.06.2007

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page