Школа Радости
24.08.2007
С какого-то времени считается, что детей необходимо учить. И не просто учить, а прививать любовь к знаниям, вбивать уважение к книгам, заставлять делать определенные вещи и требовать послушания и повиновения. Но разве на самом деле это так?
Новейшие и самые древние источники информации сходятся в одном: «Человек рождается совершенным». Он уже знает, что ему надо, и он уже имеет потребность, даже инстинкт познания мира. Ведущие педагоги всего мира встали перед вопросом: «Куда же уходит жажда знаний?» И получили ответ: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Стремясь «сделать из ребенка человека» и «доверяя его опытным учителям», мы поселяем в ребенка ложную веру в то, что он еще недоделан, и до жизни надо еще идти и идти. И мы, выросшие без ощущения своей правильности, продолжаем забирать у ребенка веру в себя. Но это еще не все. Родители, а потом и педагоги, заставляют детей изучать что-либо, потому что «так надо», «так принято» или «в твоем возрасте Коленька (или Васечка) уже умел читать по слогам, а ты еще в машинки играешь»
Вспомните: как только вам говорят: «Сделай то-то», вам уже этого не хочется, хотя бы вы только-только собирались сделать именно это. То есть, принуждая, у человека забирают причинность. Уже не он причина происходящего в своей жизни, он становится только следствием. А это, по большому счету, равносильно смерти. Вот малыши и сопротивляются изо всех сил обучению. Постепенно привыкая к тому, что, чтобы сделать самостоятельный шаг, нужен кнут или пряник извне. Мы с вами в свое время просто переставали думать о том, что нам полезно и ждали готовых ответов. Дети нового времени скорее сломают нас, чем мы их.
Опуская мелочи, можно отметить отличия нынешних детей от детей прошлых поколений. Новые дети помешаны на свободе. На них невозможно давить, ими очень сложно манипулировать, им нельзя лгать. В последние годы рождается гораздо больше детей с различными экстраординарными, если хотите экстрасенсорными способностями.
Новейший подход к образованию предполагает полное доверие детям. Они сами хотят быть Людьми с большой буквы, и каждый от рождения в чем-то гениален. Помогать – не главное, главное – не мешать. Дать выход их знаниям, позволить им говорить, а самим внимательно слушать. Как же это осуществить таким образом, чтобы были счастливы все – и родители, и дети?
Ключевые принципы – совместный рост и образование, общение на равных, взаимное уважение и честность, работа в первую очередь над собой.
И еще: у ребенка должен быть доступ ко всем видам деятельности, всем знаниям, в которых у них возникает потребность на данном этапе.
Школа Радости «Светозар» предлагает обучаться всей семьей. И дети, и мамы с папами, и бабушки с дедушками имеют много знаний, каждому есть чем поделиться. И есть чему научиться, не стесняясь быть учениками у собственных детей.
В июле мы провели несколько семинаров в селе Раденск (Херсонская область) для родителей и детей.
Участники семинаров имели возможность позаниматься совместно с детьми, попробовать свои силы в рукоделии и народных ремеслах, съездить на соленые озера, посмотреть познавательные фильмы и обсудить их за чайной церемонией. В ходе бесед на тему «Истоки семьи» поднимались вопросы гармоничных отношений.
Для самых маленьких участников, – а возраст не был ограничен, - в Раденске есть песочница, несколько бассейнов на любой вкус и оборудована детская спортивная площадка.
В общем, школа Радости – это не только обучение, а и совместный отдых, и просто веселое общение. Ведь действительно счастливые дети только у счастливых родителей.
Мы спросили участников встреч и семинаров – чем является Школа Радости?
Школа Радости – это место, где все участники радостные.
Сева, молодой отец.
Школа Радости – это отдых и обучение для детей и для родителей, притом свободно, открыто и без напряга.
Катя, мама Олежки (1 год 10 мес.)
Это там где занимаются, еще там все делают, разные игрушки можно самим сделать, бывает разные тети приходят и они делают с другими тетями что-то, наверное консультацию проводят.
Людмила, 5 лет.
Школа Радости – это когда у меня все, за что я берусь, получается, просто потому, что никто не скажет, что это сложно или невозможно. Когда ты берешься за дело, потому, что оно тебе нравится, - и все удается. А еще это – место встречи мастера с теми, кто хочет научиться.
Настя, мама Владимира (1 год и 1 мес.)
Я думаю, это школа, в которой есть радость. В этой школе всегда радостно, как только приходишь, очень интересно делать то, что задают. Бывает очень весело и легко, поэтому все делаешь отлично.
Лада, 8 лет.
Школа Радости – свобода выбора как для ученика, так и для учителя. Предметы не сами по себе существуют, не оторваны от жизни. Радость приносит то, что живое.
Марина, психолог
Школа Радости – это та школа, в которой я вижу связь с жизнью. Где я нахожу что-то новое и интересное для себя, и учусь наравне с ребенком. Я не ребенка считаю равным мне, а себя равным ребенку. Еще в этой школе честно и открыто говорят обо всем, что есть в жизни
Светлана, мама троих детей (Людмила – 5,5; Анастасия – 3,5; Даша – 1,5 года)
Школа Радости – это развитие ребенка в общении с другими детьми. Наблюдая, я приобретаю опыт и познаю ребенка больше. Каждый раз открываю для себя что-то новенькое.
Алена, мама Сережи (2 года 9 мес.)
Я убедилась, что в любой ситуации нужно находить гармонию в себе. Тогда и дети успокаиваются.
Оля, мама Саши (1 год 10 мес)
Школа Радости – это возможность общения с детьми и родителями, с которыми вместе хорошо, просто и радостно.
Алексей, молодой отец
Материал подготовила Ольга Швец, организатор семинаров, педагог
Публікація першоджерела мовою оригіналу