on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > Синематограф завоевывает Херсон. 4 часть

Синематограф завоевывает Херсон. 4 часть

В прошлом номере газеты «Гривна», в продолжении темы о херсонских кинематографах, я начал рассказ об одном из самых крупных и успешныхв начале ХХ века городских кинотеатров – электробио-скопе Георгия Зайлера.
В этом номере – продолжение темы

Пожар в биоскопе
2 декабря 1908 года в половине первого ночи жители домов, расположенных вблизи городского театра, были внезапно разбужены криками и яркими бликами огня, игравшими в окнах. Это горел электробиоскоп Зайлера. Пожар, в считанные минуты охвативший со всех сторон здание, был так силён, что пожарная команда, видя своё бессилие перед огненной стихией, могла лишь отстаивать соседние строения, чтобы не допустить их возгорания. К рассвету от здания биоскопа остались лишь груда золы и обгорелых брёвен. Убытки от пожара составили, по самым скромным подсчётам, не менее 25 тысяч рублей – сумма по тем временам баснословная, равная стоимости десяти автомобилей марки «Форд» 1908 года выпуска.

Вместе с Зайлером по-страдали и другие предпринимате-ли, арендовавшие торговые площади в его биоскопе. Потерял имущество своего полиграфического магазина известный не только в Херсоне издатель Мендельсон, чьи фотооткрытки с видами старого Херсона так ценятся ныне среди краеведов и коллекционеров. Полностью лишился реквизита гастролировавший в биоскопе накануне вечером чревовещатель Эгиде. Сгорел буфет с запасом продуктов и имущества. В огне погибли все инструменты музыкантов. От автономного электрогенератора и дорогостоящего электрического оркестриона остались лишь покорёженные жаром огня металлические останки. «В течение всего вчерашнего дня масса публики толпилась около места, где лишь накануне гремел оркестр, и перед глазами зрителей проходил целый ряд интересных картин», – сообщала своим читателям газета «Родной край» после пожара.

Спустя несколько дней комиссия, проводившая расследование, объявила причиной возгорания здания неосторожное обращение с огнём. Хотя обыватели и сам владелец биоскопа больше склонялись к версии поджога. Положение бывшего владельца усугубилось тем, что здание и имущество не были застрахованы. В течение недели бывшего владельца биоскопа можно было встретить бесцельно слоняющимся по улицам Херсона. И хотя при встрече со знакомыми он неизменно принимал беспечный вид и даже шутил, было ясно, что потеря любимого детища, в которое он вложил немало сил и средств, слишком для него тяжела.

11 декабря около трёх часов ночи в пустой по причине позднего времени буфет общества херсонских приказчиков «Помощь», расположенный на Ганнибаловской улице, вошёл Георгий Зайлер. Перебросившись парой шутливых фраз со знакомым швейцаром Нестором, он заказал бутылку пива и уселся за столик. Служитель Балашов, принёсший пиво, уже отошёл от столика, как вдруг услышал выстрел. Служителя, обернувшегося, чтобы сделать замечание посетителю, насторожила странная поза сидящего за столом… Как оказалось, предприниматель-банкрот выстрелил себе в сердце из револьвера… По сообщениям газет, «После покойного остались вдова и сын-ученик херсонского коммерческого училища». Забегая вперёд, сообщу, что спустя четыре года, в 1912-м, несмотря на рекламу как «безопасного в пожарном отношении», сгорел электробиоскоп Зайлера в Екатеринославе…

Новый биоскоп
Судя по всему, вдова Георгия Зайлера приложила немало сил для восстановления погибшего предприятия покойного супруга. Уже зимой 1909 года она взяла в аренду помещение в доме, который находился по соседству, а в начале марта в «Родном крае» появилось сообщение: «В скором времени, как говорят, к 15 марта, будет вновь открыт биоскоп Зайлера. Помещение под биоскоп уже отделывается в доме, находящемся на углу Витовской улицы и Торгового переулка». Впо-следствии здесь находился хорошо знакомый херсонским старожилам кинотеатр имени Коминтерна. Судя по всему, арендованное помещение мало подходило для устройства зрительного зала, ибо в более поздних газетных публикациях встречаются сетования публики на тесноту. Впрочем, тогда ещё не существовало определённых законом норм и требований к подобным зрелищным предприятиям.

Специально разработанные Мини-стерством внутренних дел «Правила и положения о кинематографе» вступили в действие только в 1911 году. Так что уже весной биоскоп продолжил свою работу под тем же привычным херсонскому обывателю названием – электробиоскоп Зайлера. Несмотря на сложное финансовое положение, вдова Зайлера по примеру своего покойного мужа продолжала заниматься благотворительностью: «Считаем приятным долгом отметить факт участливого отношения вдовы г-жи Зайлер к воспитанникам херсонского дома Трудолюбия, разрешившей директору дома Трудолюбия г-ну Павловскому присылать раз в неделю воспитанников бесплатно в иллюзион, – сообщала газета “Родной край”. – Лишнее и говорить, как много отрадных минут внесёт в жизни этих бездомных малюток посещение иллюзиона, обставленного, кстати сказать, весьма недурно. По сообщению директора, дети стали заметно вести себя лучше, лишь бы не лишиться права на посещение иллюзиона».

Примерно в это же время в биоскопе Зайлера перед каждым сеан-сом начинают показывать «Пате-журнал» с кинохроникой последних событий, предоставлявшийся недавно созданным в Одессе представительством отделения фирмы «Братья Пате». Здесь не лишне вспомнить оператора-хроникёра фирмы Даниила Сахненко, которому именно Зайлер «дал путёвку в жизнь», и о котором я рассказывал в «Гривне» № 50. Новшество это позволило ещё более усилить интерес зрителей к кинематографу. В заведении г-жи Зайлер всегда было тесно от наплыва публики. Кстати, подобная форма программы, состоявшая из хроники в первой части и самого фильма во второй, просуществовала уже в советском кино не одно десятилетие.

Однако несмотря на то, что уже в 1909 году сын Зайлера Михаил исправно помогал матери в ведении «киношного» бизнеса, конкурировать со множеством херсонских биоскопов было крайне тяжело. А посему в начале 1910-го помещение и оборудование сначала были переданы в аренду предпринимателю Цисовскому, а уже летом Цисовский стал полноправным и единственным владельцем зрелищного заведения. Тогда же над помещением биоскопа появился новый девиз: «Иллюзион для публики, а не публика для иллюзиона». К 1914 году на том месте, где некогда стоял деревянный биоскоп Зайлера, было возведено красивое двухэтажное с цокольным этажом здание. Кинотеатр, разместившийся в этом здании, назывался «Гигант». Интересно, что рядом с названием всегда размещали приписку «быв. Зайлера», хотя много лет не было в живых владельца первого биоскопа, располагавшегося на этом месте. В 1915 году владельцем «Гиганта»  стал бывший владелец «Парижского иллюзиона» Левин, который поменял его название. Теперь иллюзион стал называться театром «Рекорд».

Уже после социалистической революции 1917 года здание со всем кинопроекционным оборудованием было национализировано. Начавший свою работу после некоторого перерыва, связанного с войной, новый кинотеатр «свободного» Херсона получил имя восставшего раба – «Спартак» и просуществовал в этом здании до середины 1930-х годов. Затем был перенесён на улицу Суворовскую в «Дом еврейской рабочей культуры», в котором до победы социализма находилась Николаевская синагога (ныне планетарий). Освободившееся здание кинотеатра было передано структуре МВД.

Александр Захаров
"Гривна".- №51 (1093).- 16.12.2015.- стр.10

http://www.grivna.ks.ua/component/content/article/1426-arch/grna/grn-2015/grna-2015-51/55582-sinematograf-zavojovyvaet-kherson

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page