on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Culture of the Scythians > Скифская Триада

Скифская Триада

01.01.1997

В. С. ОЛЬХОВСКИЙ

Понятие скифской триады вошло в научный оборот в начале 1950-х гг. Так, говоря о скифских племенах Поднепровья, Крыма и Поднестровья, М. И. Артамонов отметил, что общими для них оказываются "только некоторые типы оружия, конского снаряжения и личного убора, в украшениях которых видное место занимали изображения животных" [Артамонов М. И., 1950, с. 39]. После конференции ИИМК АН СССР, посвященной проблемам скифо-сарматской археологии, и публикации доклада Б. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором, очевидно, впервые был употреблен термин "скифcкая триада" [Граков Б. Н., Мелюкова А. И., 1954], данный термин приобрел весьма широкое распространение и в научной, и в научно-популярной литературе. Объединяя наиболее яркие, броские элементы культуры скифов — оружие, конский убор и звериный стиль — триада оказалась очень удобной, емкой и понятной "визитной карточкой" скифов. В музейных экспозициях выразительные предметы триады всегда занимали заметное место; значительное количество их обнаруживалось случайно (подъемный материал), попадало в частные коллекции, фиксировалось в ходе раскопок. Внешнее соответствие элементам скифской триады позволяло археологам, музейным работникам и краеведам без особых сомнений атрибутировать соответствующие археологические материалы. С культурологической же точки зрения было достаточно очевидно, что триада далеко не исчерпывает "предметно-материального" содержания скифского феномена. Вопрос о том, что же именно характеризует триада — скифскую археологическую культуру, скифов как палеоэтнос или что-то иное — в то время почти не обсуждался.

Произошедшее в 1970—80-е гг. резкое увеличение источниковедческой базы, открытие нескольких весьма ярких памятников VII—V вв. до н. э. значительно расширили представления археологов о населении Евразийской степи и лесостепи в эпоху раннего железа. При этом определенно подтвердился факт наличия полного набора элементов триады не только практически у всех кочевых и полукочевых, но и у некоторых оседлых палеоэтносов — носителей "скифоидных" ("скифообразных") культур указанной части Евразии. Таким образом, появились основания для выделения савроматской, сакской и иных "триад", чего, однако, не произошло.

Примерно в это же время в этнологии и археологии значительно активизировалась (и продолжается до сих пор) разработка теоретических моделей кочевых обществ, изучение проблем взаимодействия кочевого и оседлого компонентов населения Евразии, возникновения института гомударства в условиях кочевой среды; источниковедческой базой этих работ нередко служили массовые археологические материалы, как правило, в той или иной степени сопоставляемые с этнографическими данными и средневековыми письменными источниками. Кроме того, многолетняя дискуссия о содержании понятия "археологическая культура", стимулировавшая разработку понятийно-терминологического аппарата археологической науки, наложила свой отпечаток и на сложение концепций, объясняющих "скифский (шире — кочевой евразийский) феномен", вещественным проявлением которого явилось бытование на огромных пространствах Евразийского континента в эпоху раннего железа сходных предметов материальной культуры, нередко оформленных в своеобразном художественном стиле. При этом выяснилось, что фактическим (и нередко единственным) обоснованием ввода в научный оборот новых понятий и терминов (скифо-сибирское единство, скифо-си6ирская общность, скифское культурно-историческое единство, культурно-историческая общность, историческая общность, культуры скифо-сибирского круга, скифо-сибирский мир, скифский мир, скифо-сибирское историко-культурное единство; см.: Мошкова М. Г., 1991, с. 18) являлся факт наличия в материальной культуре населения данного региона элементов "скифской триады". И, наконец, длительные и активные поиски прародины скифов, а также исходного района зарождения скифской археологической культуры также в конечном итоге свелись, как правило, к поискам района форми-


--------------------------------------------------------------------------------

Артамонов М. И., 1950. К вопросу о происхождении скифов // ВДИ. № 2.
Граков Б. Н., Мелюкова A. И., 1954. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Евразийской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. М.

Портал "Археология России", 2006

http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85
2. 26.01.2011 12:39
Редакция

Для того, чтобы прочитать статью полностью, надо пойти по ссылке http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85 и провести регистрацию на портале "Археология России"

1. 26.01.2011 10:31
Anonymous

А как прочитать полную статью? 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page