Скульптор Феофан: я просто работаю
На выставке фестиваля «Купальские зори» невозможно было пройти мимо одного столика с небольшими скульптурами. Они были настолько интересны и оригинальны, что познакомиться с их автором однозначно стоило.
Оказалось, скульптор Вадим Федорович (или Феофан) - вовсе не гость из далеких краев, он родился и живет в Цюрупинске. А среди его работ не только небольшие скульптурные формы, но и монументальные работы - иконостас церкви Святой Марии Магдалины, стилизованный под работы XVIII века (Одесса), памятный знак к 2000-летию Рождества Христова в кафедральном католическом костеле Святого Александра (Киев). Он создавал работы для немецких, польских и американских заказчиков, принимал участие в украинских и зарубежных выставках и является членом художественного объединения Вальдорфа (Германия). Работы скульптора Феофана находятся в частных коллекциях в Австрии, Германии, Голландии, Норвегии, Польши, России, США, Украины, Чехии, Швейцарии и даже в Ватикане.
- Вадим Валентинович, чем Ваше имя так не приглянулось, что работы выставляете под псевдонимом Феофан?
- Поскольку я часто выставлялся в Европе, мне сказали, что желательно иметь псевдоним, емкий и краткий. В свое время я делал в Одессе церковь Святой Марии Магдалины - полностью иконостас, киоты, всю «начинку», и когда мы завершали работу, церковь наградили орденом Владимира 2-й степени. Храм был вновь освящен Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским. Он фактически и дал мне это имя, сказал: «Именую вас устроителем церквей Феофаном». Когда возник вопрос о псевдониме, я просто вспомнил этот факт.
- Мне всегда казалось, что скульпторы живут все больше в столицах, как минимум, в больших городах, а Вы - в Цюрупинске…
- Меня очень давит город, и потому вполне устраивает наша сельская жизнь. А в Киеве я действительно работал одно время, у нас была мастерская в районе Львовской площади, но партнер вовремя за нее не рассчитался, и выбросили нас оттуда. А здесь у меня постоянное место жительства, я здесь родился, меня устраивает мой городочек. Ведь где выполняется творческая работа - неважно. Я и в Киев вожу работы на выставки, и здесь постоянно выставляюсь. И толку, что мои друзья живут в столице - а тоже сидят без работы. Одни из них работает только с мрамором, так у него иногда даже нет денег, чтобы поехать в мастерскую. Ситуация везде одинакова, и зависит она не от скульпторов, а от обстоятельств, сложившихся в стране. Плюс проблема найти мастерскую.
- А в Цюрупинске с этим проблем нет?
- У меня мастерская 200 кв.м., любой киевлянин позавидует…
- Ваши работы есть в Ватикане. Как они туда попали?
- Когда апостольский нунций освящал мою работу - памятный знак к 2000-летию Рождества Христова в кафедральном католическом костеле в Киеве, он сказал: «Я хочу, чтобы этот мастер сделал «14 страстей». Я сделал. Когда привез епископу две свои рельефные работы - Вознесение Христа и Умиленная Богородица, - он попросил разрешения повезти их в Ватикан в качестве подарка Святому Престолу. Вот они и поехали туда.
- Подход к заказным работам и работам творческим отличается?
- Конечно. Когда я делал «14 страстей Христовых» на заказ, это была чисто академическая работа, поэтому мне она была не очень интересна. Я бы сделал работу совсем другую, но был заказ, и заказчик хотел видеть ее именно такой. Сейчас я хочу сделать ее снова - но так, как это вижу я. Там очень серьезная проблема - отношение человека к человеку, человеческие пороки. Я делаю первую стацию, довольно таки удачно, хочу ее повезти в Киев к епископу, чтобы он дал совет, стоит ли продолжать.
- О Европе Вы знаете не понаслышке. Ценится ли там скульптура украинских авторов и отличается ли она от европейской?
- Скульптура как таковая везде одинакова. Сейчас актуальна современная скульптура, она перехлестывает понятие национального, и потому нельзя сказать, что у них или у нас что-то лучше. Есть очень интересные работы у нас, есть очень интересные работы у них. Единственное - скульптура ценится в материале. Наш материал там не котируется. Полностью. Потому что у нас материал, - как правило, бронза - льется без лицензии, на глаз. Набирают мастера и - плюх! Я привожу работу в Европу, там делают анализ бронзы и мне говорят: «Нет, приятель, сертификату не подлежит».
- То есть, наша бронза в Европе - совсем не бронза.
- Да. И называют ее металлопластикой. А для европейского покупателя важен прежде всего сертификат. Если соответствие по материалу есть - тогда уже смотрят на саму скульптуру.
- А с каким материалом работаете Вы?
- В основном, я работаю с искусственным камнем - это бетон, «начиненный» фиброй - микроволокнами, которые связывают раствор изнутри. Получается очень плотный материал, по прочности не уступающий камню. Очень удобный, потому что его можно лить. Работаю с немецкими полимерными материалами, которые изготавливаются с добавлением порошка металла, бронзы и меди. Много работ сделано и в металлопластике.
- Европейские выставки отличаются от наших?
- Они похожи на наши. Ничего особенного в ним нет.
- Что дает участие в европейских выставках - покупки, заказы, интерес?
- Что такое заказ? Заказ - это, прежде всего, хорошее капиталовложение. Но в Европе с иностранцами, как правило, не работают. И если у тебя нет визы на трудовое соглашение, то никакой контракт тебе не поможет. Это одна сторона дела, вторая - налоги. Если ты заключаешь контракт, значит, ты должен платить налоги, значит, у тебя должен быть счет в Европе: тебе перечислили деньги - налоги автоматически забираются. И потому они не очень-то хотят работать с иностранцами.
- А смысл тогда участвовать в выставке в той же Германии?
- Всего лишь для имени. Для галочки. Чтобы в Европе тоже знали, что есть такой скульптор Феофан.
- Так что, скульптура денег не приносит?
- Иногда приносит, но сейчас мало.
- Ваши работы можно увидеть не в Ватикане, не в Киеве, а где-нибудь поближе?
- Сейчас я готовлю постоянно действующую выставку в Цюрупинском доме культуры. Может, сложится еще с памятником Бабелю в Одессе. Этот проект я делал на конкурс, но немножко опоздал - делал персональную выставку из французских материалов. Конкурс прошел, первую премию получил один московский скульптор, но Одесскому клубу, который и финансирует проект, работа не очень нравится, вот они немножко и попридержали воплощение памятника. Предложили и мне привезти свою работу в клуб. Надеюсь, у меня еще есть шанс…
- Как скульптор Вы считаете себя человеком счастливым?
- В принципе, да. Не важно, ЧТО ты сделал, важно - КАК ты себя реализовал. Это одна сторона дела, а вторая… Я просто работаю, и мне никто не мешает. Это самое главное.
Лариса Жарких
«Херсон Маркет плюс».- №31 (237).- 05-11.08.2010.- стр.19
Публікація першоджерела мовою оригіналу