on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XX века > Строгие правила старой школы-2

Строгие правила старой школы

В прошлом номере «СВ» мы начали рассказ о старой дореволюционной школе, ныне окончание темы...

Первый раз в первый класс
Для поступления в первый класс сто лет назад требовалось знание главнейших православных молитв - символов веры и десяти заповедей. Проводились экзамены по всем четырём арифметическим действиям над цифрами от 1 до 100, по чтению и письму. То есть первоклашки должны были уже не просто знать алфавит, но и достаточно хорошо писать. Примером тому может служить сохранившийся лист с диктантом, написанным тогда ещё учеником первого класса, впоследствии будущим протоиереем, священником херсонского собора Святого Духа Леонидом Гошкевичем. Причём заметьте, с какой аккуратностью, без единой кляксы или помарки выполнена работа, а ведь перьевые ручки и чернила являли свою строптивость и в более опытных руках.

Возможно, нынешние херсонские старожилы, чьи школьные годы пришлись на 1950-60-е годы советского периода, помнят ещё керамические или пластмассовые чернильницы, которые следовало носить в специальном мешочке, привязанном к портфельной ручке. И хотя тогда эти чернильницы назывались «непроливайками», проблем с ними было хоть отбавляй! То чернило разольётся, то сама чернильница разобьётся... Те же самые проблемы преследовали учащихся и в начале XX века, пока многие херсонские гимназии и реальное училище не взяли на себя снабжение учащихся бесплатными чернилами и чернильницами в стенах учебных заведений.

Горячие обеды для учеников - это также «изобретение» начала XX века. Первенство в Херсоне здесь принадлежит Талмуд-торе, начальному еврейскому религиозному учебному заведению для мальчиков из малообеспеченных семей. Затем горячие завтраки для недостаточных учеников ввёл в своем училище директор гимназии, статский советник Митрофан Орлов (отец будущего флагмана Военно-Морского Флота СССР Владимира Орлова). Вслед за ним это новшество было введено и в некоторых других учебных заведениях Херсона. Наконец с января 1914 года горячее питание стали получать более 800 беднейших учеников херсонских школ, нуждавшихся в помощи и поддержке.

Строго запрещено
Отдельно стоит рассказать о строгости правил в прежних учебных заведениях. Они были отпечатаны на первых страницах «тетради для записывания уроков», схожей с современными школьными дневниками. Правила для учениц гимназий неизменно начинались словами: «Дорожа своей честью, ученицы не могутнє дорожить честью своего учебного заведения, а посему обязаны воздерживаться сами и удерживать своих подруг от всякого рода поступков, не совместимых с честью благовоспитанных детей и девиц...».

Параграф десятый гласил: «Строго запрещается приносить в гимназию какие бы то ни было посторонние книги или издания и вообще вещи и предметы, служащие для развлечения и забавы». Восемнадцатый запрещал посещать «маскарады, публичные балы, аллегры (розыгрыши, лотереи. -Прим. автора) и т. п., а также публичные и частные библиотеки, читальни и судебные заседания. Посещение театров и концертов и прогулка вечером дозволяются не иначе, как в сопровождении родителей или воспитателей».

Следующий параграф касался поведения в общественных местах: «На улицах и во всех публичных местах ученицы обязаны держать себя скромно, наблюдая благоприличие и вежливость». Не менее интересным с точки зрения нашей современности был пункт, касающийся внешнего вида учениц: «Ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и чёрные передники должны быть самого простого покроя, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т. п., как отступление от формы отнюдь не дозволяется. Всякие подражания моде в ношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырёх классов и восьмого дополнительного не должны стричь волосы. Исключение допускается в том лишь случае, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство которого представляется ученицей начальнице гимназии».

Правила поведения для мальчиков были такими же жёсткими. Им запрещалось посещать, участвовать, носить палки, хлысты и «прочие не надлежащие форме предметы». Строжайше воспрещалось курить табак на улицах и в публичных местах, играть в биллиард, заходить «в рестораны, пивные, винные лавки и другие места, пребывание в которых является предосудительным».

Тотальная слежка и контроль - основа воспитания
Прогулки учащимся дозволялись с 1 мая по 1 октября до 22 часов, в другой же период - лишь до 20 часов. Кроме того, каждый учащийся средне-учебных заведений должен был иметь постоянно при себе именной билет за подписью начальствующего лица с печатью учебного заведения, который был обязан предъявлять по первому требованию полиции или чинов министерства народного просвещения.

И на какие только ухищрения не шли замученные тяжёлым диктаторским режимом школы ученики, чтобы прорвать блокаду строгого воспитания! Самыми, пожалуй, безобидными были свинчивание кокарды с инициалами учебного заведения, по которым их могли вычислить, с околыша форменной фуражки и переодевание в гражданское платье. Иной раз подобные преступные действия сходили с рук, однако чаще - нет. Ведь за соблюдением утверждённых правил строго следили учебные надзиратели и полиция.

Рьяность выполнения надзирателями своих обязанностей по выслеживанию и задержанию учеников-преступников стала притчей во языцех. А в один из осенних вечеров в Херсоне с их участием произошёл поистине курьёзный случай, попавший на страницы местных газет: «Сидевшие в "засаде" за высоким забором церберы, увидев проезжающего на велосипеде юношу, по виду гимназиста, явно нарушающего ряд пунктов ученических правил (позднее время, запрещённая езда на велосипеде, облачение в партикулярное платье), набросились на него с целью привлечения к ответственности. Перепугавшийся внезапно схвативших его и посчитав их за обычных уличных грабителей, молодой человек, оказавшийся приказчиком одного из магазинов, оказал отчаянное сопротивление и даже "навесил", не привыкшим к такому обращению со стороны учеников надзирателям, несколько ярких "фонарей"»...

Все проступки задержанных на горячем учащихся заносились в специальный штрафной (кондуитный) журнал, а уж потом следовало наказание согласно проступку. Но так как «субботники», по иному - коллективная школьная субботняя порка за поступки, совершённые в течение недели, были официально отменены ещё во второй половине XIX века, в начале XX порку заменили «отсидкой». То есть чаще всего провинившегося наказывали оставлением после уроков на час, на два, а то и на три. Обычно под надзором сторожа «преступник» должен был отсидеть (в некоторых, особо злостных случаях - отстоять) положенное время. Однако наиболее жёстким методом было снижение оценки по поведению или исключение из учебного заведения.

«Воспитание или образование?»
Впрочем, мятежный 1905-й, год первой русской революции, внёс в воспитание подрастающего поколения свою лепту. В последующие послереволюционные годы, пользуясь предоставленной им свободой, родительские комитеты подняли вопрос об «отделении воспитания от образования». Это очень скоро дало свои плачевные результаты.

Уже в1909-м в целях пресечения неблаговидных поступков учащихся в помощь педагогическому персоналу Херсонский губернатор даже вынужден был издать определённый циркуляр-руководство для классных полицейских чинов: «В случаях нарушения учениками правил благопристойности и приличия - требовать от воспитанников установленные билеты, которыми снабжены ученики, а при уклонении - отправлять неповинующихся учеников, причём сообщать учебному начальству. Против учащихся, нарушающих правила благопристойности и приличия, могут принимать соответствующие меры и нижние чины полиции, но лишь в случаях исключительных по своей обстановке».

В 1910 году Министерство народного просвещения, признав факт падения нравственности («Довольно много для средней школы зарегистрировано случаев распространения среди учащихся венерических болезней»), предприняло ряд мер для «оздоровления атмосферы в учебных заведениях». Прежде всего различные изменения коснулись физического воспитания учащихся, устройства гимнастических залов при гимназиях и «полное искоренение курения в стенах учебных заведений». Отныне за курение гимназиста-курильщика могли отчислить из учебного заведения.

Впрочем, проблемы поведения учеников этим не исчерпались. В 1914 году в Херсоне случилось весьма пренеприятное происшествие, ославившее город на всю империю. Две гимназистки, оказавшиеся в компании знакомых реалистов, чрезмерно испили вина и попали в непотребном виде в поле зрения классной дамы... Финалом происшествия, естественно, стало незамедлительное исключение их из гимназии, а случай этот, как выходящий за рамки приличия, перекочёвывал из газеты в газету по всей стране...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №36 (719).- 03.09.2015.- стр.13

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page