on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Visual art > Art of Tavriya > Талантлив и голоден -таков "портрет" херсонского художника

Талантлив и голоден -таков "портрет" херсонского художника

26.02.2003

О достоинствах и недостатках отечественного изобразительного искусства можно рассуждать сколько угодно. Но если о живописи говорить как о товаре, то вывод напрашивается однозначный. Товаром первой необходимости она не стала и вряд ли станет в обозримом будущем. В эпоху торжества соцреализма картины висели большей частью в музеях и клубах, да у редких коллекционеров, а народные массы довольствовались иконами и портретами коммунистических вождей. А еще были вышитые на ковриках лебеди, олени и русалки, которые нам в расчет брать не имеет смысла. Однако с появлением в Украине прослойки обеспеченных людей спрос на искусство как товар понемногу возрождается. Бизнесмены приобретают картины и скульптуры для своих жилищ и офисов, воспринимая их и как доказательство преуспевания, сопричастности к «сливкам общества».

Во всем мире коллекционирование предметов искусства - это еще и вложение капитала. Ведь подающий надежды художник может со временем «дорасти» до гения, а его когда-то купленные по дешевке работы сногсшибательно подорожать. И принести владельцу больше денег, чем золотоносный прииск или акции компьютерного гиганта. Только в Херсоне вкладывать средства в искусство - занятие пока неблагодарное. Талантливых, известных даже за пределами страны художников и скульпторов у нас в городе не единицы, а десятки. Просто плоды своих творческих усилий им... девать некуда.

Вообще-то коммерческие арт-салоны в Херсоне есть. Но выбор в них сводится к импортным «китчевым» поделкам из дерева, металла и керамики. А живопись представлена репродукциями классических полотен стоимостью не дороже стекла и рамки. Заведений, которые с натяжкой, но все-таки можно причислить к разряду художественных салонов, на весь областной центр два. Это выставочный зал на площади Свободы, где картины не продают, а показывают бесплатно (впрочем, желающим не возбраняется заключить с автором сделку с глазу на глаз). И салон на проспекте Ушакова, где наряду с портретами и пейзажами заезжим иностранцам сбывали расписные деревянные ложки-плошки, шкатулки да подсвечники. Однако после долгого прозябания нашелся предприниматель, рискнувший потратиться на переоборудование этого обветшавшего уголка в некое подобие «бизнес-салона», лучше отвечающего современным представлениям.

Хотя «подобию» до идеала далековато. Картины в зале навешаны так густо, что производят впечатление толпы народу на праздничной ярмарке. Работницы салона о картинах и авторах двух слов связать не могут, а на вопрос о своем «руководстве» ответ у барышень краток до неприличия: «оно приезжает, когда ему удобно».
В таком салоне, понятно, позвать ценителей искусства на презентацию или публичную встречу с художником не с руки. А ведь для частных арт-галерей Киева, Одессы, Днепропетровска подобные «тусовки» - норма. Они не только способствуют продаже специфического товара, но и помогают развить в потенциальном покупателе элементарный художественный вкус. А то у нашенских бизнесменов два основных критерия оценки живописных полотен - «красивое» и «большое». Уровень же спроса отражают установившиеся средние цены картин 50-100 долларов. Они смехотворны даже по меркам украинских мегаполисов.

Малая «вместимость» херсонского рынка произведений искусства тормозит и развитие самого искусства. Больше, чем по 2-3 работы от каждого работающего в городе художника вышеупомянутый салон рядом с ЦУМом не в состоянии представить из-за скромных габаритов. Кроме того, «пробиться» туда дано мэтрам Союза художников Украины и тем их коллегам без членских билетов, но завоевавших у мэтров признание. Скажем, поэт и художник Анатолий Кичинский выставил в салоне всего две работы, а на стенах его творческой мастерской их - три десятка! «В моей личной «экспозиции» есть полотна, написанные больше десяти лет назад. Они отражают какой-то период творчества, напоминают о былом, так что и расставаться с ними долго не хотелось, - говорит Анатолий Кичинский. - Но приспела пора издавать новый сборник стихов, а на это нужны немалые деньги - около 10 тысяч гривень. Хотелось бы поскорее продать картины, но где их покажешь? Вот и «уходит» по одному полотну за месяц».

В том же положении, что и Анатолий Иванович, и подавляющее большинство наших членов СХУ. Даже маститые довольны редким покупателям. А что уж толковать об адептах альтернативного искусства! Картины, написанные в непривычной манере авторами, не вхожими в арт-круги, имеют практически нулевые шансы быть проданными.
На рынке, где и профессионалам туговато и тесновато, «любители» обречены на мрак забвения. Содержатели херсонских салонов не склонны покровительствовать новичкам и выставлять их работы, идя на определенный коммерческий риск. А самой талантливой молодежи, как правило, на рекламную «раскрутку» недостает финансов, связей и организационного опыта.

Между тем истории подобные грустные коллизии диковину. Вспомним хотя бы французских импрессионистов. Ван Гог, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гоген спивались, умирали в бедности и безвестности, но после их смерти целые поколения торговцев живописью наживали на их картинах баснословные капиталы. «Признание к художнику при жизни не приходит», - гласит суровый афоризм, который частенько цитируют живописцы на всех континентах. Как знать: может, нынче и по херсонским улицам в поисках куска хлеба бродит голодный гений?

Сергей Яновский
Газета «ВІК» № 8 26 лютого 2003 р.


Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page