У славного начала была «Слава Екатерины»
Из истории нашего города нам хорошо известно, что Херсонская крепость заложена 8 сентября 1778 года по проекту главного архитектора Адмиралтейской коллегии М.Н.Ветошникова. А сделано это было во исполнение Указа императрицы Екатерины II от 18 июня 1778 года на имя Новороссийского генерал-губернатора князя Потемкина. Он лично утвердил первоначальный проект города, разработанный петербургским архитектором Ветошниковым. Идея создания крепости переродилась в идею создания судостроительного центра и порта под защитой крепости. А в ходе строительства в проект внесены многие изменения инженерами. Среди них был легендарный Иван Абрамович Ганнибал. Он как раз и рапортовал Потемкину о закладке в Херсоне первого корабля. А было это ровно 225 лет назад, 26 мая 1779 года.
Из писем контр-адмирала Ф.А.Клокачева и вице-адмирала Я.Ф.Сухотина Адмиралтейской коллегии о спуске не воду с херсонской верфи первых кораблей: «16 сентября 1783 года. Построенный здесь 66-пушечный корабль, сего сентября 16 числа спущен па воду благополучно...». И уже в августе 1784 года корабль «Слава Екатерины» и фрегат «Херсон» прошли косы, а 31-го числа отправились в море. Передвижение кораблей, как оговаривалось в письмах, было очень и очень затруднительным. Суда проводились до Глубокой Пристани через мелководье днепровских гирл на камелях (гирл - рукав в дельте реки или приток, соединяющий лиман с морем; камели - плоскодонные суда, состоявшие из двух частей, подводившихся под корабли для проводки их через мель. Теперь уже не употребляются и заменяются по возможности плавучим доком).
В Глубокой Пристани корабли оснащались и отправлялись в Севастополь для обеспечения артиллерией. Прибытие «Славы Екатерины» к Очакову весьма потревожило турков... Они крайне удивились и никак не ожидали, что такую машину через мелкие воды смогли русские перетащить... Это стало началом большого дела по созданию Российского Черноморского флота.
Елена Хмельницкая
Джерело інформації: "Горожанинъ".- 14.05.2003