on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Ecological culture > Environmental problems of environmental destruction in Tavria (Kherson) > «Утопим» в Днепре полмиллиарда?

«Утопим» в Днепре полмиллиарда?

Президент Украины Виктор Янукович как-то во время своего визита в Херсон предостерегал руководство облгосадминистрации от «маниловского» увлечения масштабными инвестиционными проектами, на реализацию которых просто неоткуда взять средств. Но эта чиновничья болезнь, по-видимому, не лечится. Стоило уехать главе государства, как председатель областной государственной администрации Николай Костяк опять увлеченно делится с публикой новой идеей — углубить фарватер Днепра от лимана до самого Антоновского моста с тем, чтобы Херсонский морской торговый порт смог принимать контейнеровозы водоизмещением до 50 тысяч тонн. И тем самым возместить часть доходов, потерянных из-за кризисного падения объема «перевалки» грузов.

От слов, кстати, власти мало-помалу переходят к конкретным действиям. Председатель Херсонской ОГА уже подписал распоряжение № 580 о создании рабочей группы по изучению всех аспектов работ, касающихся углубления дна Днепра, его экологических и экономических последствий. Это пока только план, но даже план очередного насилия хозяйственников над хрупким мирком днепровских плавней ихтиологи и экологи готовы встретить в штыки. И к их аргументам, право же, стоит прислушаться повнимательней — ведь это и наш мир тоже.

— Херсонский морской канал, по которому движутся крупнотоннажные суда, проходит по Днепро-Бугскому лиману и притокам Днепра, являющихся средой обитания ценных промысловых видов рыб. Существенное углубление фарватера здесь однозначно будет иметь негативные последствия для водных обитателей. Извлекая на всем его протяжении слой ила, мы рискуем оставить на этом месте бесплодный грунт, где растительность еще долго не восстановится. Кроме того, «взбалтывание» воды земснарядами приведет к ее помутнению.

Как результат — снизится концентрация фитопланктона и уменьшиться численность растительноядных видов рыб, таких, как лещ, карп, карась. Их придется восстанавливать искусственно, закупая малька на рыбоводческих предприятиях и выпуская его в реку, а это дополнительные затраты. Еще один важный вопрос заключается в следующем: куда планируют девать сотни тонн ила, вынутого со дна на фарватере? Одно дело, если его будут использовать как природное удобрение или просто перемещать на сушу.

Но у нас, экономии ради, излишки грунта, образовавшиеся после дноуглубительных работ, чаще просто высыпают в водоем на каком-то другом участке и при этом «хоронят» под слоем ила растения, рыбью икру, моллюсков. Если таким манером от донных отложений примутся избавляться в пределах всего судоходного канала, водоемам неизбежно будет нанесен колоссальный урон. Поэтому перед подготовкой фарватера к проходу судов-«пятидесятитысячников» не обойтись без специальных исследований с участием экспертов из рыбохозяйственных организаций, — убежден профессор Херсонского государственного аграрного университета, доктор наук Исаак Шерман.

Перспективы частого появления в низовьях Днепра гигантских контейнеровозов и «пана-максов» водоизмещением немногим менее 40 тысяч тонн, сейчас бросающих якорь не ближе Ильичевска и Одессы, не слишком привлекают и простых херсонцев. У многих из них имеются дачи в низовьях Днепра, а волна от больших судов может привести к разрушению берега, причальных сооружений да и самих домиков, построенных близко к урезу воды.

Капитан Херсонского морского торгового порта Иван Ефименко говорит, что есть способ «гасить» разрушительную волну и он очень прост — при проводке контейнеровозов снижать скорость движения с нынешних 9 до 7 узлов в час. Тогда укреплять берега вроде бы не понадобится. Но эффективность ограничения скорости надо еще проверять на практике, а это возможно только после того, как в порт придет первый «сорокатысячник».

— Согласно последним промерам, глубина Херсонского морского канала сейчас составляет от 7,6 до 10 метров, что позволяет «заводить» с моря суда водоизмещением до 32 тысяч тонн. Для проводки судов на 50 тысяч тонн минимальную глубину на фарватере необходимо увеличить еще на два метра. Технически это возможно, хотя наверняка потребует огромных затрат — ведь протяженность морского канала составляет 21 морскую милю (а миля равна 1,85 километра) по Днепро-Бугскому лиману и еще 15 миль по Днепру, Рвачу, Ольховому Днепру.

Для этого предстоит координировать усилия нескольких регионов и ведомств, ведь часть Херсонского морского канала, проходящая по лиману, находится в ведении николаевского предприятий «Дельта-лоцман», — со знанием темы представляет читателям «самый полный расклад» капитан ХМТГТ Иван Ефименко.
Что касается денег для задач по расширению и углублению, то председатель Херсонской облгосадминистрации Николай Костяк обмолвился невзначай, что «выгодное вложение средств» — около пятисот миллионов гривен.

Рассчитывать на то, что госказна вот так запросто разорится на полмиллиарда ради выемки грунта из Днепра в нынешнее кризисное время, по меньшей мере наивно — на это и Президент Украины намекнул вполне недвусмысленно.
О том, что денег на закапывание в реку сейчас нет и у порта, можно судить и по весьма уклончивым высказываниям его руководства.

Скажем, в опубликованном электронными СМИ интервью, которое помощник начальника ХМТП Мирон Буба взял у своего же начальника Сергея Игнатенко, тот в ответ на предельно конкретный вопрос об инвестициях выразился крайне расплывчато (цитата): «Безусловно, есть заинтересованные люди, есть компании, которые готовы инвестировать в этот проект. Видится нам и участие государства». Так говорят, когда хотят изобразить «хорошую мину при плохой игре».
Иными словами, кошельки у приверженцев «углубительной» идеи полны разве что благими намерениями. Но, может, это и к лучшему, что дальше разговоров дело не двинется?

Сергей Яновский
«Голос Украины».- №212 (5212).- 11.11.2011.- стр.9

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page