on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

В компании новогодних персон

Новогодние праздники сегодня невозможны без нескольких неизменных персонажей. Попытаемся разобраться, кто из них кто.

В декабре с подарками к детям приходит святой Николай Мирликийский, между прочим, родившийся в Турции. Потом, менее чем через две недели, - еще один старик, Дед Мороз русско-советский, в сопровождении внучки своей Снегурочки. Вслед за ними, не успеешь оглянуться, опять готовь подарки: святое дело - Рождество. А там и до Старого Нового года рукой подать. Вот, правда, до него не каждый Дед Мороз Сизый Нос дотянуть может. На Старый Новый год украинские бабка Маланка с Василем приходят, «козу» водят. Нет, никто из детей и взрослых не против подарков, если, конечно, «на шару». Наоборот, чаще приходили бы и побольше приносили бы. От этого крутизна менталитета нашего только укрепится. Ведь, пожалуй, нигде в мире, кроме ближних нам стран бывшего СССР, нет такого обширного набора празднично-новогодних персонажей.

Хотя всё равно для нас этого «маловато будет». Потому как праздники мы очень любим и готовы праздновать неделями уже с первых чисел нового года. Может, потому всё чаще на наших улицах появляются заграничные гости - Санта-Клаусы в своих «подстреленных» красных курточках. Хотя, в отличие от нас, в заграничной Европе стараются как-то оградить свою самобытность от подобных «посягательств». К примеру, в Чехии в канун Рождества провели акцию в защиту народного Ежички. А бедного, ни в чем не повинного Клауса прилюдно на костре сожгли! Но мы - народ куда гостеприимнее и непритязательнее. Давайте все к нам! А там, кто знает, лет эдак через пяток привычными станут для нас и финский Елупукки, и азербайджанский Шахта Баба, и греческий Агиос Василис, и японский Одзи-сан...

«Через поле, через гай йде до діток Миколай...»
Николай Мирликийский родился в Малой Азии, в городе Патара, в 245 году. Благая и достойная жизнь его - искреннее служение христианскому Богу на посту епископа. Как утверждает предание, творимые им чудеса стали поводом для причисления Николая к лику святых.

В середине 800-х годов христианство понемногу стало распространяться и на Руси. В 866 году «в честь Николая-Чудотворца» был крещен киевский князь Аскольд, ставший первым на Руси князем-христианином. После его смерти над княжеской могилой княгиня Ольга, которая также была христианкой, воздвигла первый на Руси храм в честь святого Николая. Однако обычай праздновать День святого Николая и одаривать подарками детей возник в Германии. В X веке в Кельнском соборе в День памяти святого Николая, 6 декабря, ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости. Потом эта традиция укрепилась во многих странах западной Европы, где сласти и небольшие подарки стали подбрасывать в чулки или же башмачки.

К середине XIX века образ христианского святого претерпел некоторые изменения, а потом и вовсе потерял свою религиозность. Сначала в 1823 году поэт Кларк Мур в рождественских стихах представил миру доброго эльфа Санта-Клауса. Вслед за ним, в 1862 году, карикатурист Томас Наст создал его портрет, несколько отличавшийся от знакомого нам. Вот с той поры Санта и начал свое победное шествие по миру.

«Дед Мороз на елке нашей - самый главный из гостей!»
Традиционный Дед Мороз, в отличие от Санты, имеет отнюдь не христианские, а древнеязыческие корни. Первоначально это было злое и жестокое зимнее божество славянско-скандинавского эпоса. Зимник, Студенец, Карачун, Позвизд, Великий Старец Севера - это его древние прозвища. Подарки тогда Дед не дарил, а наоборот, отнимал самое ценное - человеческую жизнь, превращая несчастных в хрупкие сосульки. Вспомните хотя бы поэму Николая Некрасова «Мороз. Красный Нос». Изменения в характере Деда произошли только в начале XX века, а впервые как «даритель» Дед Мороз проявил себя на Рождество 1910 года. Правда, его образ в дореволюционной стране не прижился. Хотя порой в празднествах участвовал таинственный Рождественский Дед с рождественской ёлкой.

Кстати, как отдельный праздник Новый год тогда не существовал, а просто входил в череду рождественских праздников. И если Рождество отмечали с размахом, то Новый год, в отличие от современного, был тихим семейным праздником. Прежняя рождественская ёлка являлась атрибутом «достаточных» слоев населения. Крестьяне и рабочие участие в этой «барской» забаве не принимали. Первые 20 лет советской власти искоренили широкое празднование Рождества и заклеймили позором рождественскую ёлку. Затем немного одумались, и уже в 1935-1937 годы праздничное дерево всё же реабилитировали. Вместе с ним «реанимировали» и Деда Мороза. Только теперь и дед, и ёлка стали истинно «советскими». Дед получил ярко-красное одеяние, а ёлка - неизменную пятиконечную звезду на макушку. Потом уже в «штат» ввели Снегурочку. Правда, поначалу она числилась в дочерях Деда Мороза, а затем стала вечно юной внучкой.

«Маланка ходила, васильки носила...»
Утверждать, что святой Николай - это украинский Дед Мороз и что нет существенной разницы между Морозом и Сантой, просто нелепо и смешно. Если уж задаться целью выявить настоящий украинский новогодний персонаж, то, скорее всего, им будет Маланка, празднуемая 31 декабря (по старому стилю), по иному «Щедрый вечер», и Василь (1 января, также по старому стилю). В Щедрый вечер издавна накрывали поистине щедрые столы, не жалея угощения и сладостей для поющих под окнами костюмированных исполнителей. Впрочем, обычай этот был характерен не для всей Украины, а, главным образом, для ее юго-западных областей и Приднестровья. Там этот праздник с давних времен превратился в весёлый песенный маскарад.

В огромной по площади Херсонской губернии театрализованный Щедрый вечер праздновали не везде. А уж городское население предпочитало народным празднествам свои, сугубо городские развлечения. К примеру, в Херсоне в канун Нового года устраивали костюмированные балы с ценными призами и буфетами в Городском собрании (ныне - Дворец культуры судостроителей) и Народном доме (бывший Дом офицеров). Где-то по городским окраинам ходили ряженые. Однако, по свидетельствам очевидцев, самый многочисленный и веселый народный маскарад в Херсоне проходил во время последних дней Масленицы, перед Великим постом. После реформы календаря народные праздники потерялись во времени. К тому же советская реформа повлекла за собой смещение церковного календаря и образовала путаницу со Старым и Новым годами...

Александр Захаров
«Гривна СВ».- №1 (425).- 30.12.2009.- стр.13

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page