on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Visual art > Publishing houses of Tavriya > В поисках верных путей

 

В поисках верных путей

01.03.2006

Купить книгу в наше время не составляет труда. Правда, если речь идет о книге на русском языке – оригинальной либо переведенной с иностранного языка. А вот украинских авторов, особенно современных, приходится искать. И эта ситуация характерна не только для нашего сравнительно небольшого города, в котором к том же не так много настоящих «фанатов» современной украинской литературы. В больших городах положение спасают книжные рынки, на которых при достаточном запасе терпения и времени можно «раскопать» практически все, а также интернет-магазины – немного заниженная стоимость книги компенсируется расходами на доставку, но в целом все остаются довольны. Похоже работают и структуры типа «Книжного клуба», хотя там ассортимент весьма ограничен и определяется по каким-то не особо внятным принципам. Раз в квартал выставляются «лоты», в которых доминирует явно не литературность достоинства, а «бестселлерность».
В Херсоне с осени прошлого года появилась любопытная традиция - принимать в гости молодых украинских писателей с промотуром их новых книжек и знакомствами сними как с личностями. Поскольку литературное движение осуществляется чаще с Запада на Восток, принимая за центр развития событий Киев, то для молодых авторов юг Украины остается как «терра инкогнита». Несмотря на то, что потенциал у подобного «пути в южане» весьма велик. На пока еще нечастые встречи с литераторами приходят немногие, в основном знакомые между собой представители местной «лит-тусовки». А книги при этом скупают практически все. И к данным произведениям отношение весьма неоднозначное - они попадают в разряд сувениров типа фен-шуйских колокольчиков, повод для зависти знакомых, предметы мелкого культа. Все эти творения как бы представляют собой некий культурный срез быстротечной эпохи. При этом перенасыщены эпатажем и ненормативной лексикой, которая иногда замещается, а чаще просто дополняется обилием иностранных выражений, постоянными цитатами без кавычек и прочими постмодерновыми уклонами. Обязателен секс, кровь, наркотики, музыка и алкоголь. Все это должно нагнетать драйв. Без энергии нет жизни. Наше поколение не шагает - оно мчится! Хотя на творческих встречах уважаемые молодые писатели вполне обходятся без мата для выражения своих мыслей. Более того, откровенно поясняют, что подобные искусственные приемы просто необходимы для привлечения внимания к книгам. Что пресно - то не модно. Опять же, по старому определению, литература начинается там, где кончается биография. А здесь биография развивается параллельно с литературой. Проще говоря, современные писатели ведут кочевую бурную жизнь, её же и описывают. Естественно, литература не является для них основным средством заработка. Скорее, дополнительным поводом для шоу. То есть, праздника. Как же поступают молодые и не очень литераторы, вознамерившиеся продать свое литературное творение или как минимум увидеть его напечатанным? Естественно, при наличие свободных денежных средств проблема решается за один-два дня, - благо типографий у нас сейчас чуть ли не столько же, сколько аптек. А вот чтобы за издание заплатил кто-то - это надо постараться, чтобы найти верные пути. Сергей Жадан, уже бывавший в Херсоне ранее, например, утверждает, что «если ты приходишь в издательство «с улицы», есть шанс, что тебя напечатают. Но, скорее всего, просто не обратят внимание». Андрей Бондарь, в свою очередь, напоминает о литературных конкурсах, например, от издательства «Смолоскип». Именно благодаря ему в 1998 году вышла первая книга Андрея, в 2001 - Софии Андрухович. Все трое (включая экстравагантную Ирэну Карпу) посетили Херсон в качестве литературного десанта в марте 2006-го. Можно еще упомянуть не менее известные конкурсы «Гранослов», «Коронация слова» и т.п. И тенденция определенно позитивная - с каждым годом все большее количество людей, писавших и начинающих писать, присылают свои рукописи. Важна ведь первая удача, а потом «раскрутка», поддержание огня, промоушен и прочие модные словечки, заставляющие говорить и вспоминать об авторе все чаще, а, соответственно, издателям думать о выпуске новых книг из-под того же пера. Причем в нагнетании известности издатели и писатели даже конкурируют между собой, а порой на этой почве и ссорятся. Ирэна Карпа признается, что иногда просто жаль отдавать блестящие идеи в чужие руки. Ведь уровень креативности у писателей (которые к тому же чаще всего еще и критики, переводчики, поэты и певцы) зашкаливает. Пани Ирэна в свое время придумала идею «писателя как бренда» - по типу поп-звезды. Чем чаще обычный гражданин слышит о персоне (или правильнее сказать «персонаже») из мира литературы, тем более вероятность покупки им книги. Причем потребители продукции уже привыкают ожидать чего-то яркого и громкого. Та же Карпа вспоминала о недавнем фестивале, где на нее не особо обращали внимание, пока она не надела чью-то яркую шапочку и не стала кататься на чужом внедорожнике. Возвращаясь к издательствам, можно отметить их возрастающую амбициозность и узнаваемость. В продвижении книг они становятся все более агрессивными, но деятельность их продолжает носить локальный характер. Не в последнюю очередь и «благодаря» инертности реализаторов - начиная от опта до розницы. Вся эта цепочка невыстроена окончательно, а избалованный покупатель не терпит дефицита - если он не может купить что-то в своем городе, ему привезут из другого. При большом везении даже с автографом автора. Ведь, заглянув в выходные данные книг, обнаруживаешь там скромный тираж 1-2 тысячи экземпляров. Большим считается выход книг тиражом в 5 тысяч. Правда, читателей у этих произведений больше, потому что цену нельзя назвать полностью доступной. Другими словами, те, кто могут позволить себе купить десяток книжек сразу, обычно не любят читать. Собственно, это еще один ответ на вопрос, почему привыкшим и воспитанным на «традиционной» литературе так сложно продираться сквозь дебри новояза. Не для них писано! Третья копия Хемингуэя (считая Селинджера второй) певцов нашего времени - «поколения преходящи, а потерянность вечна» - произрастает на почве клиповой эстетики и рваных ритмов. И книга служит дополнением к жизни, которую иллюстрируют творческие встречи, литературные клубы, лит-кофейни. Кстати, последнее направление весьма популярно в украинских мегаполисах и совершенно не развито у нас. Даже библиотеки в последнее время стали устраивать на своей территории выставки и другие мероприятия, призванные привлечь читателя. А в лит-кофейне можно не только взять и почитать книгу, но при желании и купить ее, если, конечно, понравилась, или обменять. При этом попутно пообщаться, если не вживую, так при помощи Интернета.
Как справедливо заметила на встрече с херсонскими почитателями Ирэна Карпа, у нас пока «страна непуганых оленей» в плане продвижения готовой продукции, в том числе книжной. Каждый, увы, выдумывает свои пути. Как бы не разойтись в разные стороны...

АНТОН БЫЧКОВ
Журнал «Бизнес Таврии» №3 Март-апрель 2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page