on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Architecture of Kherson > Eternal glory to the heroes...

Вечная слава героям…

Более двадцати лет назад, в 1988 году, в херсонском парке Славы состоялось открытие мемориального комплекса у могилы неизвестного солдата. И почти двадцать лет ушло на его создание.
Хотя сооружение мемориала началось после соответствующего постановления правительства и работы на объекте пребывали на постоянном партийном контроле, лет десять тут процветал “махровый долгострой”.
В 1979-м на должность главного архитектора Херсона был назначен Вячеслав Громыхин. Его сразу же вызвали в горком партии и поручили заняться этим комплексом. А начинать фактически пришлось с полного нуля: создания новой авторской группы, разработки и утверждения проектов, поиска материалов и мастеров…
Бюджет страны, конечно же, выделил деньги. Но их хватило бы только на половину, а то всего и на треть мемориала. Херсонские предприятия и горожане помогали и поддерживали строительство всем, чем могли. Это была настоящая “толока”.

Нравится – делайте.
– Памятник на могиле неизвестного солдата был в виде куба, а за ним – стена. Вначале его хотели просто увеличить, поставить на опорные колонны. Но нам эта идея не понравилась, – вспоминает Вячеслав Михайлович. – Во-первых, точно такой же куб получался, как и стоящая рядом библиотека. А во-вторых, стена за ним перекрывала весь вид на Днепр, набережную, а противоположный берег – как отрезала.
Решили стену убрать, а вниз, к Днепру, сделать каскад ступеней. На место куба поставить колонну со скульптурой (ведь город назван в честь Херсонеса, а в архитектуре у греков – колонны, скульптуры). А на барельефах – исторические события из жизни Херсона. Тем более, что предполагалось открыть комплекс к 210-летию города.
Но воплотить красивую идею в жизнь руками местных скульпторов не рискнули. У Вячеслава Михайловича уже был опыт создания мемориала в Хмельницком. Там он работал вместе с известным скульптором, народным художником УССР Валентином Знобой. К слову, потом Валентин Зноба стал главным художником Киева. В авторскую группу вошли и Юрий Платонов – будущий председатель союза архитекторов СССР и Сергей Захаров – ведущий архитектор Академии Наук СССР.


Сделали эскиз, макет – красиво! Но ведь все еще нужно утвердить не только в нашем городе, но и в министерстве культуры УССР, да еще надо получить одобрение и в ЦК партии… Последнее было сложнее всего. Когда проект повезли утверждать первый раз, секретарь Компартии Украины по идеологическим вопросам его “зарубил”. Тогда творческая группа отказалась что-либо переделывать и фактически объявила бойкот на 2,5 года. Поехали утверждать тот же проект снова, когда секретарем ЦК назначили нового человека (будущего президента Украины) – Леонида Кравчука. На встречу вместе с Вячеславом Громыхиным поехал и сотрудник Херсонского обкома Василий Рылеев. Приехали в ЦК, подошли к приемной, и тут как раз в коридор вышел сам секретарь. Его и “перехватили”. Он прямо в коридоре посмотрел эскизы, буквально за какие-то пять минут, а потом спрашивает: – Вам самим нравится? Если нравится, то делайте!

Вид на Днепр освобождали толом.
Прежде чем что-то строить, надо было старую стену, загораживающую вид на реку, убрать. А там – арматура “двадцатка”, с ячейками в 15 см… Обратились к директору организации, обслуживавшей наш нефтепровод – Барыкину. Тот походил, посмотрел: “Да нет вопросов!” Пригнал пару самых мощных на то время бульдозеров – “Белорус”. Но, несмотря на все попытки и усилия, от ковшей и царапин не осталось. Тогда Барыкин и говорит: “Я сказал, что уберем, значит, уберем. Только мне надо еще немного времени”. А через неделю пригоняют из Николаева грузовик взрывчатки и машину с саперами. Решили разрушать ее направленными взрывами. Пробурили отверстия, заложили в шурфы первую партию взрывчатки “на глазок” – от взрыва вылетели несколько стекол в библиотеке, но стена устояла. Заложили чуть больше... Тут же из дома на Красностуденческой прибежала бабушка: “Я войну пережила, у меня ни стекла не лопнуло, а тут – повылетали все окна!”… Оказалось, что стекла держались на гвоздях, ей быстренько новые вставили, да еще и посадили на замазку.

Красивее и крепче, чем в Киеве.
Вначале хотели памятник сделать из цемента и обложить гранитной плиткой, как сделали тогда в Киеве, на площади Октябрьской революции. Когда очередной раз были в столице, Вячеслав Михайлович специально подошел туда, “примериться”. А плитка та уже кое-где начала откалываться, отпадать. И тогда решили, что в Херсоне будет памятник из цельных блоков. А мрамор добывали в Николаевской области, в карьере Новоданиловской колонии. Пошли к министру МВД договариваться. У него как раз в кабинете женщина какая-то сидела, и было очень много красивых букетов. Вячеслав Михайлович сразу спросил, не день рождения ли у нее. Та заулыбалась, мол: угадали. А когда ехали в Киев, то на презенты, как правило, брали рыбку, – ее под мостом на Кошевой в те времена коптили. Вот ей прямо на стол пирамиду из этой рыбы выставили – подарок от херсонцев. В общем, министр сразу сказал, что дает добро, только надо на каждый гранитный блок точную разметку сделать.
Пришлось на неделю задержаться в Киеве, чтобы все это и просчитать, и “нарисовать”, ведь на мемориал нужен был не один десяток, а – тысячи блоков.

Мастера - «сидельцы».
Колонну и капитолий тоже “замахнулись” сделать гранитными. Взяться за нее в мастерских киевского худфонда никто не рискнул – слишком сложно. Снова поехали договариваться в Новоданиловскую колонию. А начальником там был в то время Анатолий Ткачук (судьба иногда шутит с нами – спустя несколько лет его назначили начальником УМВДУ в Херсонской области). Ткач как услышал, что надо сделать, первая реакция: “Вы что, охренели?!”. А потом предложил поговорить самим с осужденными. Мол, если найдете охочих взяться за такую работу, он возражать не будет. Пригласили на беседу лучших, на то время в колонии двух мастеров по граниту. Те прикидывали там что-то, просчитывали. А потом старший говорит – я делаю колонну, а ты (на напарника) – капитель. “Мы спрашиваем, а как он, справится, ведь колонна с утонением (вверху – диаметр уже) должна быть” – вспоминает Вячеслав Михайлович. – “А тот предложил сделать фанерные шаблоны”. И опять задача – как все рассчитать, да как выпилить фанерный шаблон в ту натуральную величину, чтобы стык в стык входило все, без зазоров. Да и сроки поджимали. К слову, в колонии тех же мастеров спрашивали, успеют они или нет, а старший еще и пошутил: “Успеем! Мне еще 7 лет сидеть, а ему – 10”…
Прикинули – только на изготовления макета, как минимум, неделя нужна. Стали перебирать варианты, как его сделать быстрее. И тут уже помогли херсонские судостроители. У них на то время была самая новая аппаратура. Утром расчеты отнесли на завод, инженеры станок запрограммировали, а в обед уже звонят – забирайте.
Вячеславу Михайловичу, наверное, навсегда запомнилось, с какой грустью и нежностью прощался осужденный с капителью: долго гладил ее, а потом вздохнул: “Да, такой работы больше не будет…”


К 7 ноября должны были закончить парапет, что сбоку ступеней, а тут в колонии – срочный заказ на бюсты Ленина, к той же дате. А на парапет не хватило буквально одного блока. Тайком от руководства колонии договорились с прорабом, что тот также тайком делает блок, вывозит его из колонии и прячет в кустах. Ну, а наши уже приедут и заберут. Забирать тот блок поехал тогдашний мэр Херсона Калиничев. Сам. По приметам гранит нашел быстро, а как погрузить? Пришлось идти снова к начальнику колонии, признаваться и просить помощи. Тот конечно, посмеялся, но помог.
К слову, когда начали собирать блоки, освободился один из осужденных, Сергей, который эти блоки в колонии выпиливал и шлифовал (а шлифовали с помощью огнеметов, в колонию только цистерны бензина возили с нашего нефтезавода, там руководство тоже навстречу пошло). Пришел на строительство мемориала, посмотреть. Ему и предложили подработать. А потом в бригаду взяли.

«Забастовка» скульпторов.
Когда надо было готовить гипсовые формы для бронзовых барельефов и самой скульптуры, практически все херсонские скульпторы отказались: работать по чужим эскизам не интересно, вот если бы им заказали работу от начала до конца, то…. Тогда и скульпторы, и художники могли “выбирать” – постоянно были заказы бюстов и картин вождей, лидеров компартии. То есть, деньги зарабатывались и так, а им своего творчества хотелось. А ведь и сам мемориал, и те эскизы уже утверждены в министерстве культуры, в ЦК КПУ! И что делать?! Но смогли найти мастеров – за ту работу взялись четыре молодых скульптора. Они потом сами те гипсовые формы и везли в Киев, и сопровождали, и подправляли, что испортилось во время транспортировки.
Привезли готовые, а тут – опять проблема, как их установить и закрепить, чтобы “наглухо было”. Отверстия в мраморе под болты сверлили круглосуточно целую неделю.

Плитка – с дачи Горбачева.
Мотаясь по стране, договариваясь то с чиновниками, то с предприятиями, постоянно смотрели, что где новое, красивое делают. И в Киеве, на той же площади Октябрьской революции, увидели, как тротуары и саму площадь выкладывают ФЭМами – плиткой такой новой (ФЭМ – фигурные элементы мощения). Узнали, кто ее производит, через кого заказывать. Договорились, что сделают плитку и для нашего мемориала. Но сначала надо было отправить в Словянск на завод для нее цемент. А это – целый грузовой состав. Пока искали, где взять цемент, вдруг плитка стала приходить. Вячеслав Михайлович с мэром Калиничевым недоумевали, но молчали – пусть идет, пока дают: с цементом потом как-нибудь разберемся. Замостили и мемориал, и дорожки, а плитка идет и идет, и – никто ни слова о цементе. Забеспокоились, Калиничев позвонил в Донецк, мол, ребята, мы за такой объем рассчитаться не сможем. А те говорят – не переживайте. Оказывается, там как раз делали плитку на дачу Горбачева. И то, что пошло в Херсон – брак с того заказа, который и “гнали” в Херсон бесплатно. Самое удивительное, что та бракованная плитка до сих пор служит прекрасно. Часть “лишних” плиток, кстати, пошла на мощение площади перед строящимся домом культуры комбайнового завода.
Тогда, когда сооружался мемориал, вдруг прорвало коллектор, который, оказывается, шел через весь парк. Авторы мемориального комплекса настояли, чтобы его заменили.

Варили, затаив дыхание.
Когда уже вся конструкция стояла готовой, Валентин Зноба вдруг сказал, что Слава на лишних 2 градуса повернута в сторону Одессы. И стал настаивать, что надо переваривать. С ним спорили-спорили, но он своего добился. Тогдашний секретарь горкома Овчаренко договорился с судозаводом: они и кран “Като” пригнали, и две бригады сварщиков. Кран держал скульптуру, ее срезали, развернули, установили – а для того, чтобы сварить – никаких условий нет, конструкция не была предусмотрена для таких работ. В развевающейся сзади юбке дверца, и – очень узкий колодец. Как включили сварку, – дышать невозможно. Принесли из библиотеки противогазы. Но в них оказалось не только неудобно, но еще и не видно ничего. И тогда решили, что будут заскакивать вовнутрь, затаив дыхание, по очереди. Так и работали до 12 ночи: один, набрав воздуха, не дыша, варит, второй стоит у входа уже наготове. Первый выскакивает, и пока отдышится, – варит следующий… и пока не закончили – не отошли.

Место паломничества.
Мемориальный комплекс простоял уже столько же, сколько трудились над ним. И уже видны следы старения, тихого разрушения. Недаром же говорят, что когда человек перестает заботиться о творении своих рук, оно постепенно умирает. Давно уже надо бы проверить конструкцию крепления колонны и скульптуры. Сделать дефектный акт и смету на реконструкцию всех элементов комплекса. Найти средства на капитальную реконструкцию и на газ, чтобы огонь был бы все-таки ВЕЧНЫМ. Сейчас уже мало кто из молодежи помнит, что когда-то там, у подножия колонны, горел Вечный огонь. Его не зажигают даже на праздники. Но, тем не менее, это – традиционное место отдыха, место, где хочется запечатлеть себя на память в самый торжественный момент жизни.
А недавно, у знакомых молодоженов, вдруг увидела фотографию, где они стоят, радостные, у горящего огня. Сначала подумалось, что, может, стали включать за деньги, как и фонтан у “Фрегата”. Оказалось, что никто не знает, с кем можно договориться и сколько платить за Вечный огонь. И они просто взяли с собой жестяную баночку и сухой спирт…

Справка.
Мемориальный комплекс у могилы неизвестного солдата в парке Славы сооружен в 1991 году согласно постановлению ЦК КПУ и Совета Министров УССР № 9 от 5 января 1971 г.
Комплекс представляет собой колонну высотой 17 м, увенчанную 9-метровой бронзовой фигурой – аллегорическим изображением Славы. В ее вытянутой руке – венок с лентами. Дополняют композицию 6 мемориальных досок с изображением исторических и боевых событий Херсонщины. На 4-х кубах вокруг фигуры Славы размещены 16 геральдических досок с текстами событий, в честь которых сооружен комплекс. Стоимость сооружения, по расчетам экспертов Госстроя УССР, – 633 тысячи рублей.
Авторы мемориального комплекса – Валентин Зноба, Сергей Захаров, Вячеслав Громыхин, Юрий Платонов.

Виктория Глебова
"Вгору".-07.05.2009

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page