on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Theatre > From the theatrical history of Kherson > Vitaliy Bondarev - three times better

Виталий Бондарев - трижды лучший

Заслуженный артист Украины Виталий Бондарев в родном Харькове личность известная. Играет в нескольких театрах, ведет концерты, появляется на телевидении… А вот Херсон близко познакомился с этим замечательным актером только этим летом.
На фестивале «Мельпомена Таврии» он представлял два театра, два города, играл две роли - и собрал за свое лицедейство целых три диплома: «Лучшая мужская роль в камерном спектакле» и «Лучшая мужская роль» от журналистского жюри - за спектакль «Тэза с нашего двора» (театр одесского разлива «Ланжерон»), «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Дмитрия Ивановича в спектакле «Пленные духи» (Харьковский центр современного искусства «Новая сцена»). Одним словом, трижды герой, точнее - трижды «лучший актер» «Мельпомены Таврии 2010».
21 августа Виталий Бондарев вернулся в Херсон - можно сказать, «Тэзу с нашего двора» повторил на бис. Так что пройти мимо такого человека мы так и не смогли…

- Виталий Евгеньевич, надеюсь, Вы успели полюбить Херсон?
- Конечно. Раз я вернулся в ваш город, значит, действительно «Мельпомена» оставила неизгладимый след в наших душах. Когда нас сегодня встречали ребята, у нас было такое впечатление, что мы вернулись домой. И вообще, мы очень благодарны Херсону, Александру Андреевичу Книге, театру за то, что нас пригласили сюда. Мы счастливы, что у нас появилось много новых хороших друзей.

- Правда ли, что в актеры Вы пришли из физиков?
- Правда. Все началось в школе, у нас был замечательный руководитель школьного драмкружка - Марк Эммануилович Рабинович. Это сейчас мы осознаем, что он в театре понимал очень мало. Но он был огромной души и огромной интеллигентности человек, и всю свою душу и неимоверную любовь к театру вкладывал в нас - в тех, кто ходил к нему на драмкружок. Первый посев сделал он. Потом, обучаясь в Харьковском политехническом институте, с первого же курса я стал посещать народный театр «Политехник».

Там руководителями были два невероятных человека (мне вообще везло с учителями) - актеры нашего областного театра имени Пушкина, заслуженная артистка Украины Валентина Михайловна Сухарева и ее супруг Владимир Давыдович Розен. Они посвятили свою жизнь воспитанию политехников - вкладывали зерна «гуманитаризма» в души технарей. Я у них играл, играл, окончил институт… И после одного из спектаклей ко мне подходит женщина и говорит: «Вы не хотели бы поступить в театральный?» - «Знаете, - отвечаю, - мне уже много лет…» - «Меня это не интересует. Если хотите, пожалуйста, приходите». И я, никому ничего дома не говоря, пришел. Я не готовился, поступал с тем, что у меня было. Мои узнали только когда я, поступив, поставил их перед фактом.

- И какова же была реакция?
- В обмороке лежали. Родители хотели, чтобы я был инженером, я ведь из потомственных инженеров.

- Не жалеете, что сразу не пошли в актеры вопреки их воле?
- Нет. Никогда не нужно жалеть о том, что было. Это мой жизненный опыт, мой багаж, который мне сейчас помогает. Судьба сложилась бы по-другому. Лучше, хуже - не хочется думать об этом, но по-другому. А так я своей судьбой доволен.

- Вы работали в разных театрах, в том числе - и в театре юного зрителя. Но ведь некоторые считают, что ТЮЗ - это несерьезно, что хороших ролей и хороших актеров там не бывает…
- Нет, я не согласен с этим. Харьковский ТЮЗ в 70-е годы был лучшим театром Харькова, билеты спрашивали от вокзала, за две остановки, попасть в него было невозможно. Там работали замечательнейшие, лучшие актеры Харькова, шли самые современные на тот момент пьесы. Целое поколение воспитывалось в ТЮЗе. Потом изменилась политика государства (естественно, государственная политика отражается на нашей жизни, а театр - это одна из составляющих частей нашей жизни), изменилось отношение у руководства Харькова и областного… Но, в конце концов, они там приходят и уходят, а дети есть всегда. И детей не обманешь - надо выходить и работать, работать так, чтобы дети верили.

Знаете, к нам в ТЮЗ приезжал из Болгарии режиссер Георгий Велчовский, он поставил спектакль по своей пьесе «Псы». Было очень большое сопротивление со стороны руководства театра, вышестоящих органов. Да и какое-то внутреннее сопротивление в театре было - актеры не привыкли работать с другими режиссерами (у нас уже давно работает один режиссер). Вся атмосфера была пропитана ожиданием провала. Но получилось наоборот. «Борзовики» - те, кто распространяет билеты - на совещании в театре однозначно сказали: «Это единственный спектакль, в котором зритель (а этот спектакль поставлен на самого сложного зрителя - от 14 до 18 лет) сидит, затаив дыхание, и смотрит». Значит, можно и нужно говорить с детьми на их языке, просто надо правильно выбрать его. Так что нельзя считать ТЮЗ второсортным театром.

- Расскажите, как появилось харьковско-одесское содружество - театр одесского разлива «Ланжерон»?
- Сначала появился материал - повесть Каневского «Тэза с нашего двора». В начале 80-х годов я ее прочитал, она запала мне в душу. Написано-то о том, что мы должны быть все вместе. Время менялось, ускорялось, разбрасывало нас в разные стороны, разрывало. Я очень тяжело переживал его, потому что много моих родственников, друзей осталось в России, я сам чувствовал себя оторванным, мне хотелось сказать: «Люди, не надо рвать, по живому резать!» Я обращался ко многим режиссерам в Харькове с просьбой сделать спектакль по этой повести - все отказывались под разными предлогами.

И вот в начале 2000-х годов на фестивале в Болгарии я познакомился с режиссером из Одессы Галиной Панибратец, рассказал, что есть такая повесть и что хотелось бы сделать этот материал. Галя сказала: «Дайте мне почитать». Через несколько дней по окончании фестиваля раздался звонок из Одессы со словами: «Да, этот материал мы будем делать». Вот так родилось наше содружество. Галя познакомила меня с прекрасным сценографом из Одессы - художницей Женей Влащенко, которая сделала сценографию к этому спектаклю. Еще в Харькове у нас есть замечательный художник и сценограф Тарас Шигимага. Сначала мы назвали наше творческое объединение «Какаду». Почему «Какаду»? Одно время у меня в Харькове был свой детский театр с таким названием, и я решил: от добра добра не ищут, давайте будем называться «Какаду».

- А как же «Ланжерон»?
- И тут оказалось, что у Каневского в Израиле тоже был театр «Какаду»… Какие-то мистические вещи сработали. Но нам с Галей хотелось, чтобы в названии как-то звучала Одесса, та самая, которая родила потрясающих писателей и поэтов, поэтому мы стали искать одесское название. Было уже несколько вариантов, когда Галин муж сказал: «Театр одесского разлива…», а я добавил: «Ланжерон». На этом мы и остановились.

- Харьков, Одесса… Как удается работать на расстоянии?
- То Галина приезжает в Харьков, то я еду в Одессу. Мы находимся в постоянном контакте - в скайпе и по телефону. Сейчас работаем над новым спектаклем, репетируем, это будет спектакль на двоих - с харьковским актером Олегом Власовым. Надеемся, что когда-нибудь покажем «Загадочные вариации» - Эрик Эммануэль Шмидт нас благословил. Мы встречались с этим замечательным автором, мы очень любим его творчество, а он ждет приглашения на наш спектакль в Украину. Хочу поделиться своей мыслью с Александром Андреевичем: может быть, мы привезем этот спектакль на фестиваль в Херсон и пригласим сюда из Франции Эрика Эммануэля Шмидта.

- Говорят, «Тэза» продолжает свое победное шествие за рубежом…
- Недавно мы были в Македонии на фестивале монодрамы в городе Битола. Эта страна меня поразила, но еще больше меня поразило, как македонцы слушали спектакль, как они смотрели! Я очень волновался: по регламенту спектакль должен идти не больше часа, а у меня - полтора. Пришлось его сократить, подвинуть темпово, но даже после этого я в формат не уложился. А зрители слушали русский текст без синхронного перевода, и - понимали. Они смеялись и плакали именно там, где и русский человек плачет и смеется. Конечно, помогало то, что наши языки славянские, тем не менее, я был поражен. Это невероятно приятно.

- Играть в моноспектакле, когда на сцене ты один, - сложно?
- Не сложнее и не проще. Я просто работаю, мне это доставляет удовольствие. Знаете, как Олег Павлович Табаков говорит? «Я из тех дурачков, которым до сих пор нравится вариться в профессии». Я из этих же дурачков, и любая театральная форма мне доставляет удовольствие. Я почему эту цитату вспомнил - сейчас время такое, когда многие вынуждены заниматься тем, что им не нравится. Учителя, врачи - стоят на рынке, продают обувь или зубную пасту. Я считаю, что это трагедия нашей страны. В нашей стране будет хорошо тогда, когда люди будут заниматься тем, что им нравится, и что они умеют делать. А некомпетентность нас погубит.

- Неужели и в театральной сфере некомпетентность, неуважение к профессионалам наблюдается?
- Конечно. Очень жаль, но, к сожалению, многие актеры, хорошие актеры не востребованы только потому, что они не умеют вовремя «подъехать» к начальству либо говорят в лицо то, что думают. Не могу сказать, что у меня в государственном театре тоже все хорошо…

- Недавно полученное звание «заслуженный артист Украины» как-то спасает?
- Нет, абсолютно. Все это произошло как-то быстро. Я знаю людей, которые десятилетиями не могут получить звания, хотя этого достойны, меня же выдвинули в ноябре, а в марте я уже «заслуженный». Получил и получил, я еще этого не почувствовал и не собираюсь меняться. Знаете, как у Грибоедова: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Не чин красит человека. Да и система эта нам осталась от Советского Союза, воспринимать ее нужно такой, какова она есть. А с другой стороны: Дастин Хоффман - народный артист Америки? Звучит смешно. Было лучше, если бы актеры жили достойно и получали достойное вознаграждение за свою работу. Кто работает хорошо - должен хорошо жить.

- Аплодисментами сыт не будешь…
- Да, хотя это немаловажная часть нашей профессии.

- Надеюсь, это не последний Ваш визит в Херсон…
- Планы у нас большие, но мы не будем их раскрывать… Актерское суеверие. Я же обещаю, что Херсон увидит одним из первых то, что мы сделаем. Театр «Ланжерон» влюблен в ваш город!

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №35 (241).- 08.09.2010.- стр.19

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page