on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XXI века > Второе рождение Потёмкина

Второе рождение Потёмкина

Скульптор Юрик Степанян по праву вошел в новейшую историю Херсона. Ему выпала честь восстанавливать один из символов города – памятник его основателю, светлейшему князю Григорию Потемкину. Монумент работы легендарного Ивана Мартоса пропал в Великую Отечественную, а на «вакантный» постамент водрузили бетонного Карла Маркса в весьма убогом исполнении. В разгар перестройки изваяние разбили, и в Херсоне ещё лет десять спорили: кого из исторических деятелей стоит увековечивать? Туда предлагали «подсадить» даже атамана запорожцев Костя Гордиенко или Симона Петлюру, но в итоге возобладал здравый смысл. Под натиском интеллигенции муниципальные власти согласились, что на постамент следует вернуть фаворита императрицы Екатерины Великой. А банкиры, предприниматели и промышленные предприятия «скинулись» на воплощение грандиозного по местным меркам проекта в жизнь.

Скульптор Юрик Степанян работал над ним год и столкнулся с нешуточными трудностями.

- С 1922 по 1943 годы снятый большевиками монумент стоял во дворе краеведческого музея. В архивах нашли его фотографию и данные о высоте бронзовой фигуры – 3,15 м с пьедесталом. Однако мы знали, каков вид скульптуры спереди – и только, – рассказывает член Национального союза художников Украины Юрик Степанян. – Послали запросы в Эрмитаж и Русский музей. В тамошних запасниках отыскалась маленькая керамическая скульптура – один из рабочих вариантов памятника. Но с конечным решением он имел мало общего.

Задачу мастера облегчало то, что в точности воспроизводить черты лица Потемкина не требовалось. Исполненный в стиле классицизма памятник Мартоса представлял собой как бы посвящение светлейшему – воина со строгими чертами лица, облаченного в плащ и доспехи древнеримского военачальника, с фельдмаршальским жезлом в одной руке и мечом – в другой. Детали меча и жезла на фотографии и открытках изображались четко, а складки плаща пришлось копировать с одесского памятника Дюку Ришелье, тоже сработанному Мартосом.

Спустя три месяца у Юрика Грантиковича была готова пластилиновая модель будущей фигуры. Её отправили в киевские мастерские Худфонда, где тщательно измерили пропорции и сконструировали стальной каркас в натуральную величину. Через полгода скульптор Степанян завершил гипсовую модель для отливки в бронзе. Фигуру отливали в Киеве по частям – отдельно торс, отдельно руки, ноги, меч, голова. А потом над памятником день и ночь трудилась бригада из десятка чеканщиков. Да и сам скульптор не давал себе отдыха – последние месяцы работал по 12-14 часов в сутки, едва-едва выкраивая время для еды и сна. Снился, кстати, автору все тот же Потемкин. Потом двухтонную скульптуру со всеми предосторожностями ночью малым ходом везли из Киева в Херсон на грузовике, устланном мягкими матрацами.

Но все сложности благополучно преодолены – Херсону возвращен его символ. А Президенту Украины подарят его уменьшенную бронзовую копию.

Правда, среди отдельных горожан стало «модно» красть целые памятники или их фрагменты из цветмета для сдачи на лом. И скульптор очень опасается, как бы вандалы не совершили покушение на его детище. Только никакая милицейская охрана тут не поможет, покуда у нас у всех не проснётся любовь к рукотворной красоте и уважение к истории родного города.



Сергей Яновский
"Гривна".- № 39 (455).- 25.09.2003.- стр. 17
www.grivna.kherson.ua/vtoroe_rozhdenie_potemkina.htm
 

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page