on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XX века > "I wanted to fly better than birds..."

«Я хотел летать лучше птиц...»

Жители Херсонской губернии впервые увидели самолет только в конце первого десятилетия нового XX века. То есть ровно 100 лет назад. Да и в дальнейшем аэропланы особо не баловали обывателей полётами. Однако это не помешало бедному крестьянскому юноше, родившемуся в 1893 году в одном из глухих сёл Херсонской губернии, стать одним из первых российских военных лётчиков

Неизвестно, как в дальнейшем сложилась бы судьба Ивана Павлова, если бы не началась Первая мировая война. Молодой крестьянский парень, только получивший агрономическое образование, был призван на фронт. Уже тогда Павлов мечтал стать авиатором - еще на призывном пункте попросил направить его в авиационную часть. По чистой случайности просьбу юноши удовлетворили. Сначала он попал в авиационную роту, а затем - в Гатчинскую школу мотористов. Однако Ивану этого оказалось мало: ведь он мечтал о полётах. Почти год моторист Павлов добивался высочайшей привилегии стать пилотом и самому поднять в воздух летательный аппарат. Наконец один из рапортов, отправленных Иваном по инстанции, вернулся с грифом «Направить в школу авиаторов». Своих авиашкол в то время Россия еще не имела, поэтому Павлова направили на учебу во Францию, в авиашколу в Шартре. Через год, 4 ноября 1916 года, после сдачи экзаменов на «отлично» Ивану Павлову присвоили звание «военного лётчика» и «гражданского пилота-авиатора». Еще в процессе учебы руководство школы заметило способности молодого русского пилота. Для совершенствования лётного мастерства его зачислили в высшую школу воздушной акробатики и стрельбы. Затем, после ее окончания, направили в спецшколу воздушной стрельбы в Казо, которую он, также с отличием, окончил в феврале 1917 года.

По возвращении в Россию авиатор попросился на фронт и получил назначение в 1-ю истребительную авиагруппу, которой командовал один из самых известных тогда военных лётчиков-асов, ротмистр Александр Козаков (кстати, тоже родившийся в Херсонской губернии). Техническая база авиагруппы состояла из французских истребителей «Ньюпор». Правда, эти неуклюжие, развивающие максимальную скорость полета до 150 километров в час, машины, имеющие на вооружении единственный пулемет «Льюис», можно было назвать истребителями с огромной натяжкой. Тем не менее это была грозная военная техника начала эры самолётостроения. Однажды, возвращаясь на свой аэродром, Павлов встретил 4 немецких истребителя «Роланд». Отважный летчик, не раздумывая, бросился в бой. Опешившие от подобного «нахальства» немецкие пилоты, имевшие численное преимущество, допустили ряд оплошностей. Результатом стала гибель одного из «Роландов» и бесславное бегство с поля боя оставшихся изрешеченных пулемётом Павлова. Для более яркого представления значимости этой победы и каждого сбитого вражеского самолета нужно отметить невозможность ведения прицельного огня из пулемета, установленного выше головы пилота. Во время боя пилот ориентировался только по трассирующим пулям, оставляющим в небе огненный след. Более того, 47-зарядный капризный «Льюис» приходилось перезаряжать. Для этого пилот должен был встать во весь рост и, придерживая коленом рычаг управления, производить эту операцию!

Сбитый русским асом немецкий истребитель рухнул рядом с аэродромом. Погибший пилот оказался лейтенантом Шольцом. Его похоронили на месте падения самолета, воздав все полагающиеся воинские почести. Затем фотоснимки места захоронения с сопроводительным письмом были сброшены на немецкий аэродром. Таков был неписаный закон авиаторов того времени, которому подчинялись лётчики всех армий. После Октябрьской революции командиром авиаотряда вместо офицера Козакова, смещённого с должности, был назначен Павлов. Однако в этот период царили анархия и развал старой армии. Часть летательных аппаратов была уничтожена, часть досталась немцам. Новому командиру удалось сохранить единственный «Ньюпор», на котором он перелетел к «красным». С апреля 1918 года Иван Павлов командовал 1-й советской истребительной авиагруппой. Затем занимал пост помощника начальника воздушного флота Юго-Западного фронта. А с мая 1919 года принял пост начальника авиации и воздухоплавания 8-й Армии. В период боев за Казань проявивший себя в воздушных сражениях военный лётчик Павлов был награжден орденом Красного Знамени. Менее чем через год пилота, возглавившего авиацию Южного фронта, за проведение успешных операций во время боев в Северной Таврии наградили вторым орденом Красного Знамени.

В 1920-1930-е годы Иван Павлов занимал ряд командных должностей, руководил Серпуховской школой воздушной стрельбы и бомбометания, командовал авиацией Киевского и Северо-Кавказского округов. Затем, уже в конце 1930-х, комкор Павлов возглавлял авиацию Московского военного округа. Последняя должность бывшего крестьянского паренька из глухого херсонского села Ивана Ульяновича Павлова - главный инспектор Военно-воздушных сил РККА. Незадолго до смерти Ивана Павлова, в 1936 году, вышла в свет его книга-воспоминание «Записки красного летчика». Она интересна прежде всего тем, что написана нашим земляком, стоявшим у истоков военной авиации.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №43 (415).- 23.10.2009.- стр.13

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page