on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Music > N. Kulish Kherson regional academic music and drama theatre > За стеклом: реалити-шоу по-херсонски

За стеклом: реалити-шоу по-херсонски

31.10.2006

В Херсонском академическом театре событие - очередная премьера. Но все же в этот раз премьера необычная: семейная комедия «Квартет на двоих» - на все 100% отечественный современный театральный продукт. Драматург Анатолий Крым - киевлянин, постановочная группа - херсонцы: режиссер Олег Натяжной, художник Виктор Балаш (народный художник Украины).

Отталкиваясь от популярного хита «Ты не слышишь меня, я не слышу тебя», режиссер с художником погружают действующих лиц в аквариум. С одной стороны, любая семья как бы замкнута в пространстве своей квартиры («мой дом - моя крепость»), в четырех стенах которой рушатся и созидаются судьбы, с другой же - мы разучились слушать, а из-за этого - и понимать друг друга. Вспомним древнегреческую сентенцию: «Заговори, чтоб я тебя увидел», трансформированную драматургом в крик души главной героини: «Господи! Ведь на Земле 6 миллиардов человек, а все такие... глухие!».

Завораживающее зрелище - смотреть на рыбок в аквариуме. Не этим ли, в конечном итоге, было продиктовано столь оригинальное сценографическое решение? А, может быть, это одна из модификаций такого популярного ныне реалити-шоу «За стеклом» или «Дом»? В любом случае, подглядывание за чужой жизнью сквозь замочную скважину как одно из ярчайших проявлений восточнославянского менталитета всегда будет волновать зрителя и будить его интерес в дальнейшем.

Евгений Александрович (народный артист Украины Анатолий Толок) - композитор, преподаватель консерватории, заслуженный человек. Это для тех, кто за стеклом аквариума, а в нем самом - это глубоко несчастный и одинокий человек. Несчастен потому, что переживает творческий кризис (ну не пишется задуманный квартет - и все тут!), а одинок по той причине, что перестал замечать поддержку и любовь своей жены Елены Георгиевны (заслуженная артистка Украины Валентина Дронова). К тому же поклонники и коллеги призабыли недавнего мэтра, не навещая его годами и даже забывая поздравить с днем рождения. Отсутствие внимания, музы и любви Евгений Александрович пытается компенсировать влюбленностью в студентку Женю (Елена Пасько), которую приводит жить в свой дом. Толоку удается пройти, не поранившись, по тонкому лезвию роли, не впадая в карикатурную комичность и при этом оставаясь жизненно убедительным: комичной выглядит сама ситуация, которую он создает, но не он сам.

Это в полной мере осознает и его супруга. Валентина Дронова в паре с Анатолием Толоком - это удивительный симбиоз печальной комедии, как в фильмах Георгия Данелия, а иногда и некое подобие чеховской комедии, в которой смех звучит сквозь слезы и боль. Актриса убедительно переживает на сцене образ уставшей от славы, а позже и причуд своего супруга женщины (знали бы вы, каково быть женой знаменитости, особенно в эпоху забытья!). И все же она решается бороться за свое семейное счастье его же оружием - приглашая в дом Вадима (Сергей Кияшко), молодого и неотразимого гостя. Нелепость ситуации, кстати, заложена и в названии пьесы: разве может быть квартет на двоих? Впрочем, игра (но ни в коем случае не война!), которую ведут друг против друга супруги, чревата последствиями. Героиня Валентины Дроновой, открыв для себя другой мир чувственности, теперь понимает, что она теряет в этой жизни. А это уже грозит катастрофой для семейного очага, который, как справедливо заметил Роберт Берне, таит в себе смысл жизни.

Героиня Елены Пасько - по-своему сложная и неоднозначная роль. В ней как бы одновременно борются между собой уважение к педагогу и необъяснимая влюбленность в него, а также желание стать для него той единственной музой и в то же время - надежда обрести простое семейное счастье. И вряд ли солидная разница в возрасте может стать помехой, ибо реальная жизнь просто таки переполнена всевозможными парадоксами. Вероятно, актрисе не хватило мастерства, чтобы воссоздать многообразную гамму чувств. В результате зрители увидели на сцене растерянное создание с несколько непонятной мотивацией решения по переселению в дом профессора. Несколько иначе трактует этот же образ актриса Татьяна Проворова, она несколько флегматичнее и не так экспрессивна, но где-то на равных с Еленой Пасько пытается найти в роли то заветное зерно, из которого со временем (от спектакля к спектаклю) прорастет органичность и убедительность.

Сергей Кияшко в очередной раз удивил зрителя разносторонностью подхода к своему герою. Сначала зрители просто убеждены в том, что имеют дело с вполне презентабельным и успешным бизнесменом. Однако, узнав о древнейшей в мире профессии Вадима, не перестают удивляться его шарму и неотразимости, под очарованием которых оказалась и Елена Георгиевна, супруга композитора. Но трагикомичность ситуации не этом, а в том, что наделенные невероятными талантами молодые люди наиболее востребованы именно в этой сомнительной, но такой доходной сфере. Их талант государством, увы, не востребован. Как не востребован уже заслуженный авторитет Евгения Александровича, как не востребована в семейной жизни Елена Георгиевна. И что ожидает на этом фоне пока еще студентку Женю - нетрудно догадаться...

Пятое действующее лицо спектакля - музыка, которая, как известно, вечна. Режиссер-постановщик достаточно смело вывел на сцену концертмейстера Инну Кисельникову, органично акцентирующую живую речь героев пьесы музыкальными иллюстрациями на рояле. Эти музыкальные фрагменты очень напоминают обрывки замысла того квартета, о котором постоянно мечтает главный герой спектакля - композитор Евгений Александрович. И быть может, именно этот квартет и гармонизирует их расстроенную (в прямом и переносном смысле) семейную жизнь.

Тот ажиотаж, который сложился в Херсоне сразу же после первого премьерного спектакля, еще раз подтверждает, что современная украинская драматургия имеет все шансы быть успешной и при умелом постановочном подходе может завоевать своего зрителя.

Журнал «Новый фаворит» октябрь-ноябрь 2006 г.
Анатолий Крат Фото Игоря Бойченко

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page