Живописец Его Светлости
В нынешнем году исполняется 225 лет со дня закладки первого камня в фундамент Екатерининского собора (30 августа 1781 года) и 220 лет со дня освящения уже возведенного храма (17 мая 1786 года).
История Екатерининского собора неотъемлемо связана с историей Херсона. В1781 г. генерал-губернатор Новороссии Григорий Потёмкин решил построить на месте гарнизонной деревянной церкви каменный собор. Он задумал его как монументальное сооружение «в память присоединения к России Новороссийского края и Тавриды». Собор был назван Потёмкиным в честь Святой Великомученицы Екатерины — небесной покровительницы Екатерины II.
Автор проекта Екатерининского собора — выдающийся мастер русского классицизма конца XVIII века Иван Старов. Непосредственное же строительство осуществлял архитектор Иван Ситников. Архитектура собора, оформление его фасадов выдержаны в лучших традициях классицизма, к изыскам можно отнести его иконостас. О точном количестве ярусов иконостаса в первоначальном варианте сейчас уже судить сложно. Долгое время создание образов иконостаса приписывалось В. Боровиковскому. И только в 70-е годы XX столетия, благодаря исследованиям выдающегося советского искусствоведа Т. Алексеевой, становится достоверно известно, что подряд на сооружение иконостаса, столярные, резные, золотарные, отделочные работы получил живописец Михаил Шибанов.
В 50-х годах прошлого века из архивных документов стало известно, что Михаил Шибанов был «живописцем Его Светлости», то есть Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Судя по отрывочным сведениям, жизнь художника прошла в непрерывных скитаниях в поисках заработка. Тяжёлое материальное положение, усугублялось крайне плохим здоровьем мастера, что подтверждает его письменное обращение к секретарю князя Потёмкина. Известно также, что, будучи живописцем Светлейшего князя, Шибанов был привлечён к писанию портрета Екатерины II, исполненного с большим профессиональным мастерством.
В 1783 году с Шибановым заключили контракт на создание иконостаса Екатерининского собора в Херсоне. Работа продолжалась до весны 1786 года. Из документов также стало известно, что во время работы над иконостасом Михаил Шибанов был уже вольным художником, а не крепостным.
Сегодня судить об иконостасе в целом, а также о живописной работе мастера во всём её объёме невозможно. Ещё в середине 30-х годов собор был закрыт, часть икон попала в краеведческий музей, а остальные были вынесены из церкви и, видимо, погибли. Во всяком случае, когда в Великую Отечественную войну храм вновь открыли, иконостаса XVIII века уже не существовало. В 1962 году собор снова закрыли. Девять из сохранившихся икон вторично попали в музей, чуть позже туда же отдали и дьяконские врата. Таким образом, от когда-то обильно украшенного живописью и резьбой иконостаса осталось 11 образов, состояние которых было просто ужасающим. Работы Шибанова, переданные церковью в музей, были спасены усилиями искусствоведа Т. Алексеевой и сотрудникам музея, которые добились выделения средств на реставрацию икон.
Своим вторым рождением произведения художника обязаны реставраторам Ростовских научно-исследовательских реставрационных мастерских, которые с 1977 по 1981 год возвращали образам их первозданный вид.
Все образа характеризуют Шибанова как художника, работавшего вполне в русле столичного искусства второй половины XVIII века, овладевшего к тому времени уже общераспространённой системой западноевропейской живописи. Такие произведения, как образ «Младенец Иоанн Креститель с ягнёнком» и «Архангел Михаил» представляют собой копии работ западноевропейских мастеров, хотя характер повторений в каждом из этих случаев различен. «Иоанн Креститель» — это довольно точное повторение картины Мурильо, находящейся ныне в Эрмитаже. Во времена Шибанова она принадлежала Потёмкину, и нет сомнений, что именно по желанию владельца художник сделал повторение для сооружавшегося собора.
«Архангел Михаил» (изображённый на одной из двух деревянных створок дьяконских врат) — это хотя и близкое, но свободное повторение оригинала Гвидо Рени (церковь Санта Мария делла Концепссионе в Риме). Самого оригинала Шибанов не мог видеть и пользовался, вероятно, гравюрой.
Три образа апостолов — Иоанна Богослова, Петра и Павла — наиболее ранние. По своей выразительности они самые интересные из дошедших до нас образов. По стилю они сильнее всего несут на себе следы влияния барокко.
В послевоенный иконостас Екатерининского собора были вставлены два небольших холста «Жертвоприношение Авраама» и «Снятие с креста», которые сохранились до наших дней и представлены в экспозиции музея. Сейчас трудно сказать, когда они попали в собор, но есть основания считать, что их не было в первоначальном иконостасе.
Образа из иконостаса Екатерининского собора чрезвычайно интересны, так как не только представляют собой подлинные образцы слабоизученной и теперь уже мало сохранившейся иконописи XVIII века, но и дают возможность судить об эволюции творчества Михаила Шибанова. Музей постоянно дает возможность и верующим, и неверующим приобщиться к высокому искусству, если хотите, к духовности. Мы все должны понять, что не доске или холсту поклоняются люди, они приобретают те душевные качества, которые называются совесть, доброта, милосердие. Икона — это лишь исполненный талантливо повод — и образа Михаила Шибанова это подтверждают, чтобы вспомнить об этих качествах и их состоянии в данную минуту.
Наталья Кольцова,
старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Херсонского художественного
музея им. А. Шовкуненко.
Джерело інформації: "Новий день".- 31.08.2006