on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новини регіону

17.06.2024, 12:25

У Львові проходить виставка “Вас вітає Музей сучасного мистецтва, Херсон 2002-2022”

  До 15 липня у Львівському муніципальному мистецькому центрі триватиме ...
17.06.2024, 12:23

На хустці з колекції українського бренду зобразили роботу, викрадену з херсонського музею

До благодійної колекції шовкових хусток “Викрадене мистецтво” ...
17.06.2024, 12:20

У Словаччині покажуть стрічку "Редакція" Романа Бондарчука, яку знімали на Херсонщині

  23 та 28 червня у місті Кошиці (Словаччина) відбудеться прем’єра ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Херсон на заваді прогресу. 2 частина

 

Херсон на пути прогресса. 2 часть

Первое десятилетие XX века подарило херсонским обывателям множество новинок, о которых они, из-за визуально-информативной недостаточности, по большей своей части даже и не подозревали. Новинок, которые за короткий срок изменили жизнь человечества

Летом 1901 года в Херсоне впервые увидели автомобиль, эдакое дребезжащее и чадящее сизым дымом железное чудо, которое злые языки окрестили «исчадием ада» и пророчили ему короткий век и всеобщее забвение.

Автомобиль николаевского предпринимателя, основателя зоопарка и будущего городского головы Николаева Леонтовича, напугав кошек и лошадей, всполошив собак и местных жителей, гордо пропрыгал по ухабам херсонских мостовых и, не задерживаясь, растаял в пыли у Чернобаевых хуторов, оставив след своего пребывания лишь на страницах местной газеты «Югь».

Как бы там ни было, но тут же у этого «вонючего и дребезжащего одоробла» нашлось немало поклонников. И вскоре господа Волохин, Тропин, Фальц-Фейн и прочие далеко не бедные херсонцы уже рассекали по пыльным улицам губернской столицы, пугая звуками клаксонов зазевавшихся прохожих-ротозеев. Мало того, известные своими прогрессивными взглядами и весьма приличным капиталом помещики братья Линке пошли ещё дальше, выписав из самой что ни на есть Америки для своего имения в Евгеньевке самый настоящий трактор «Авадж» с паровым плугом Эммерсона, ставшие первыми сельскохозяйственными машинами на наших югах.

Ещё раньше, в 1901 году, эти же помещики Линке, выкупив пароход «Запорожец» у бывшего владельца Подгурского, поставили его на пассажирский маршрут Евгеньевка-Херсон по Ингульцу, связав этим водным маршрутом не менее пятнадцати сёл, лежавших на пути следования. Чуть позднее для этой же цели они приобрели пароход «Гайдамак».

С появлением авто на улицах относительно тихого, спокойного города всё изменилось. Так и хочется, вспомнив любимое изречение Остапа Бендера «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», слегка его подправить, добавив сюда ещё одно слово - опасное средство передвижения. Ведь не успел этот «железный конь» как следует обосноваться в нашем городе, как возомнил уже себя хозяином улиц, пугая и калеча потомственных пешеходов. И первой жертвой, попавшей под колёса авто и официально отмеченной в местных газетах, стала некая Александра Харченко 18-ти лет от роду.

Правда, случилось это не в Херсоне, а в соседней Одессе, куда херсонка приехала навестить мужа. Причём Александра удостоилась чести попасть не просто под колёса дешёвого авто какого-то безвестного владельца, а пасть жертвой автомобиля «Лорен-Дитрих» одесского городского головы Бориса Пеликана.

В Херсоне же первой жертвой автомобильного движения стала собака, сдуру оказавшаяся на пути автомобиля госпожи Тропиной. Чуть позже автомобиль известного мецената Соколова сбил девятилетнего мальчика. Все эти печальные факты были изложены в местных газетах, а «безлошадные» журналисты, похоже, нещадно завидовавшие первым владельцам авто, пафосно-сердито призывали местное управление покончить с начинавшимся автомобильным беспределом: «Следовало бы оградить жителей Херсона от подобных нравов автомобилистов, превращающих езду по городу в какое-то спортивное состязание. Иначе нельзя быть уверенными, что г. г. Тропины и другие не будут убивать наших детей... ».

Впрочем, беспредел на улицах Херсона начался ещё раньше с появлением и ростом в городе числа велосипедистов, особо распоясавшихся уже в первом десятилетии нового XX века. Несмотря на запреты, обязательные постановления управы и меры, принимаемые стражами порядка, велосипедисты, сломя голову, носились по городу и не хуже авто в соседних городах сбивали и калечили пешеходов: «Третьего дня неизвестный велосипедист сбил и переехал престарелую графиню 3., нанеся ей тяжёлые увечья».

Вослед пронёсшемуся двухколёсному нарушителю порядка устремлялся постовой городовой, дуя в свисток во всю силу своих лёгких, за ним, лая и подвывая, бросались бродячие собаки со всей окрестности.

Вот только если велолихачу хоть иногда случалось быть покусанным, то чаще всего удавалось избежать привлечения к ответственности за нарушение тишины и обязательных постановлений Городской управы. Попробуй тут догони велосипед на своих двоих!

Осознавая малоэффективность пеших полицейских сил в борьбе с гонщиками и не оставив без внимания страсть собак к погоням, городские гласные внесли предложение на содержание при полицейских участках специальных, обученных гоняться за велосипедистами псов. Правда, подсчитав расходы на дрессировку и довольствие, от подобной идеи решили отказаться - городская казна не смогла бы потянуть такие расходы.

Вслед за сенсационным появлением авто на улицах Херсона в 1901-м практически без длительного перерыва осенью того же года последовала сенсация несколько иного характера.

Некий предприимчивый гастролёр привёз в Херсон и демонстрировал в городском театре посредством синематографического проекционного аппарата «живые картины», в корне отличавшиеся от привычных «туманных картинок»! О! Это было настоящее чудо, впрочем, поначалу совершенно не воспринятое местными обывателями. Первая демонстрация кино в Херсоне закончилась для гастролёра полным фиаско, так как недоверчивые херсонцы, предчувствуя скрытый подвох, на «живые картины» не повелись. 10 октября того же года в городском театре состоялось «второе демонстрирование синематографа Люмьера» - и вновь, как писали газеты, «сеанс состоялся почти при пустом театре». Третья демонстрация синематографа пришлась на субботу, 13 октября, зрителей было чуть больше, но до аншлага было ещё далеко. Расстроенный гастролёр, едва рассчитавшийся за аренду помещения, собрал свои плёнки, аппаратуру и, чертыхаясь, отбыл на пароходе в неизвестные края - удивлять киноискусством более восприимчивую публику.

Лишь спустя несколько месяцев, зимой следующего года, прибывший в Херсон очередной кинодемонстратор сумел-таки заинтересовать обывателей умело подобранной программой, поразившей всех без исключения херсонцев в самое сердце!

Понятно, что тогда демонстрировали не современные триллеры, кровавые боевички или слезоточивые мелодрамы, а нечто самое примитивное, возможно, даже безсюжетное, чёрно-белое и к тому же немое, ведь кинематограф ещё не дружил с цветом и не умел говорить. Но, несмотря ни на что, это было чудо! Вспомните советский фильм «Человек с бульвара Капуцинов» с прекрасными актёрами, в котором так ярко показана удивительная встреча «дикого американского Запада» с искусством кино.

Потом в течение нескольких лет херсонцы с явным нетерпением и уже при полном аншлаге ожидали приезда очередного кинодемонстратора, пока в мае 1903 года в нашем городе не появился свой собственный кинотеатр «Американский биоскоп» предпринимателя Луи Ахтерова, который располагался на углу Суворовской и Говардовской.

Вслед за Ахтеровым биоскопы обрушились на Херсон, как несчастья из ящика Пандоры. «Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? - писало издание “Югъ” в 1910 году, - Иллюзионы! Они наполняют весь город. Если вы видите группу или же какое-нибудь оживление, знайте: это входят или выходят из какого-нибудь иллюзиона. Вечером, в полночь раздаются марши и всякие разухабистые звуки иллюзиона. Они нарушают тишину, они вырываются и наполняют пустынность улиц. Нельзя уйти куда-нибудь в центральной части города, чтобы что-нибудь не напоминало об этих биоскопах. Если вы видите яркий свет, радугу электролампионов, если вдали мелькнёт приветный огонёк... - это иллюзион. Одним словом, единственное светлое место в городе - это иллюзион!»

Это было самое настоящее сумасшествие! Даже совершенно недостаточные в финансовом отношении горожане и жители окрестных хуторов экономили средства с тем, чтобы однажды, отрешившись от земных дел и забот, с замиранием сердца окунуться в волшебный мир иллюзий кино. Доходность херсонских иллюзионов и биоскопов в этот период просто зашкаливала. Конечно, не всем это нравилось, и в среде городского управления нашлись господа гласные, которые всеми силами попытались заставить владельцев синематографов делиться своими доходами с городской казной. Впрочем, и без этого содержатели кинотеатров приносили совсем немало пользы городскому сообществу, например, хотя бы тем, что время от времени устраивали бесплатные демонстрации фильмов, в том числе и специальной учебной тематики, для школьников и гимназистов. Делали сборы в пользу неимущих и пострадавших от жизненных катаклизмов.

А ещё они же познакомили херсонцев и с киносъёмочной аппаратурой, запечатлевая яркие исторические события, происходившие в Херсоне. Одним из первых кинооператоров в нашем городе был некто Яков Куперман. Местные газеты рассказывали о производимых им съёмках и давали анонсы предстоящего показа местного материала в биоскопах. К сожалению, беспощадное время, войны и идеологические запреты не пощадили эти уникальные кинохроники, хотя вполне возможно, где-то в архивах ещё хранятся отдельные эпизоды, отснятые в Херсоне в начале XX века.

Продолжение следует.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №43 (1040).- 28.10.2021.- стр.5

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.