Херсон на пути прогресса. Часть 3
В прошлых номерах «Субботнего выпуска» я рассказал о прогрессе, коснувшемся херсонцев в начале XX века: о первых автомобилях в нашем городе и первых кинотеатрах - биоскопах и иллюзионах. Прошло немного времени - и достаточно примитивное и немое ещё кино взяло обывателей в плен...
Ещё стоит отдать должное господам содержателям кинотеатров за то, что они первыми познакомили обывателей с электрическим светом, устраивая при своих заведениях автономные дизельные электростанции.
К слову сказать, с наступлением сумерек Херсон того периода практически погружался во тьму. Ну, скажите, что может осветить тусклый керосиновый фонарь, установленный на трёхметровом столбе посреди улицы? Только жёлтый колеблющийся пятачок у подножья столба. Вот почему об освещении херсонских улиц в тот период говорили, что фонари «не освещают, а всего лишь дают ориентир».
Теперь представьте на минуту, как проходили в этот «доэлектрический период» всевозможные увеселительные вечера с танцами где-нибудь в Народном доме или Городском собрании, при керосиновом освещении. За окном - душный вечер знойного херсонского лета и полчища надоедливых комаров, слетавшихся за добычей в город со всех окрестных плавней. В зале - не менее плотное скопище потных, разгорячённых посетителей, освещённых тусклым светом множества керосиновых ламп, нещадно выжигающих кислород и насыщающих помещение керосиновой гарью... Похоже, не слишком-то приятное времяпрепровождение.
Тут не помогали даже ухищрения устроителей в виде установки в вестибюле фонтанчика из духов, где можно было слегка «освежиться». Правда, немного позднее в продолжавшуюся «керосиновую эру» при устройстве подобных «закрытых» вечеров догадались часть керосиновых светильников вынести наружу, за окна, о чём обычно сообщали в анонсе о предстоящем увеселительном вечере.
С появлением автономного электричества в иллюзионах и биоскопах устройство подобных автономных станций стали практиковать и в общественно-развлекательных помещениях.
Параллельно с этим на средства, одолженные городу меценатом Соколовым, с 1908 года в Херсоне велось строительство городской электростанции. В марте 1909-го центральные городские улицы стали освещать электрофонарями. Спустя три месяца, в начале лета того же года, на новой станции был пущен третий дизельмотор, вырабатывавший электроэнергию, а 5 июня состоялась официальная приёмка станции в эксплуатацию. Так в Херсон пришло настоящее электричество, которое тогда, за неимением других электроприборов, использовали в основном лишь для освещения.
Возможно, первым устройством, потреблявшим электричество, стал электрокипятильник, приобретённый городской управой, о чём не замедлили сообщить местные газеты. Чуть позднее, в 1912 году, некто домовладелец Кулик, построивший дом на Эрделевской улице, обзавёлся электроподъёмником, то есть лифтом - первым в Херсоне. Мало того, «... г. Кулик ввёл у себя в доме изоляционный кипятильник для ванн всего дома», - писала газета «Херсонская мысль».
Стоит напомнить, что при благоприятном раскладе электричество в Херсоне могло появиться почти на десяток лет ранее. Ведь с конца XIX века городское управление подыскивало не слишком обременительную концессию для устройства электростанции, освещения улиц и трамвайного сообщения, своих-то денег в достаточном количестве на крупный проект у города никогда не было. Перебрав массу вариантов, отцы города отдали концессию представителю некоего бельгийского общества, проходимцу г. Рындзюнскому, который, заключив с управой договор, просто исчез с горизонта на несколько лет. Херсонцы же продолжали мечтать об электричестве и трамвае и даже вели острую полемику на страницах местных газет, а дело не продвинулось ни на пядь в течение нескольких лет. И только по окончании срока договора, обратив 15 тысяч залога Рындзюнского в пользу города, горуправа вновь начала поиски концессионеров. Но уже об устройстве херсонского трамвая старались не поминать, а если и говорили, то чаще негативное «узкие улицы и пересечённая местность с холмами и оврагами являются препятствием к осуществлению проекта». Так трамвайное сообщение осталось лишь в мечтах.
Впрочем, первому автобусному в Херсоне также не повезло. Некий херсонский провизор Фортус-Фаерман предложил городской думе проект устройства в городе автобусного (автоомнибусного) сообщения по двум маршрутам. После длительных размышлений и препирательств сторон в ноябре 1909 года было подписано соглашение, а 15 ноября в час дня возле городского полицейского участка назначенной приёмной комиссией, состоявшей из компетентных лиц, были освидетельствованы два автоомнибуса, предназначенные для перевозки пассажиров по городу. В первую очередь проверяли профессиональные навыки водителей в управлении. Затем - удобства самого авто и его скорость.
Комиссия осталась довольна испытаниями. Подписанным договором было закреплено время работы городского пассажирского транспорта с 7-ми часов утра до 8-ми часов вечера. Скорость на маршрутах устанавливалась не более 12 вёрст в час. Была оговорена и утверждена губернатором проездная такса. Проезд в первом классе автомобиля-омнибуса стоил 15 копеек, второго - 10, дети и учащиеся платили 5 копеек. Пересадка пассажиров в месте пересечения маршрутов производилась бесплатно.
16 ноября 1909 года два новеньких автомобиля-омнибуса отправились в первый пассажирский маршрут по городу...
Вот только, к сожалению, жители Херсона были не так богаты, чтобы отстегнуть из своих кровно заработанных целых десять копеек за один конец! Да и дети, и учащиеся, как не велико было искушение проехаться в авто, могли найти пятачкам более полезное применение, скажем, приобрести эластичную красную аптекарскую резинку для рогатки или купить целых пять (по копейке за экземпляр!) книжечек с повествованием о подвигах Ната Пинкертона или сыщика Путилина.
Так что провизор сумел заработать на своих авто совсем немного, да и то в самом начале, когда это было в диковинку. А ведь надо было ещё рассчитываться за приобретённые в кредит омнибусы да отстёгивать ежемесячные налоги в городскую казну. Просуществовав несколько месяцев, автомобильное сообщение в Херсоне тихо скончалось...
Единственным транспортным предприятием, которому суждено было сбыться, пусть даже после серьёзных споров и скандалов с рукоприкладством среди господ гласных городской думы, стала железная дорога, соединившая губернский Херсон с Николаевом. Железнодорожное сообщение между городами было открыто в октябре 1907 года, то есть, 114 лет назад.
Бесспорно, этого события ждали с нетерпением. Железная дорога стала своеобразным символом надёжного сообщения, так как привычный гужевой транспорт, служивший основным средством передвижения, в осенне-зимне-весеннюю распутицу доставлял лишь мучения пассажирам, заставляя их сутками добираться по раскисшим дорогам до ближайших населённых пунктов. «Масличные продукты застряли в Копанях из-за непролазной грязи и вот уже девять дней не могут двигаться по направлению к Херсону... » - сообщали местные газеты.
Теперь же все надежды возлагали на железно-дорожное сообщение.
Правда, и с ним на первых порах случались курьёзы. Так, в одном из номеров газет читаем: «Вчера утренний поезд пришёл в Херсон с опозданием на два часа. Такое значительное опоздание объясняется тем, что во время хода поезда отделились товарные вагоны. Пришлось остановить поезд и прицепить вагоны». В другой раз в опоздании поезда на несколько часов виновным оказался... ветер, который дул навстречу движению.
Весной 1913 года вместо привычного двенадцатичасового «пополудни и пополуночи» на железной дороге было введено двадцатичетырёхчасовое обозначение времени.
Продолжение следует.
Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №44 (1041).- 04.11.2021.- стр.5
Публікація першоджерела мовою оригіналу