on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.06.2019, 09:22

июнь-2019

Червень Червоні барви і зелені, Де червень з фарбами ходив. І літо проситься у жмені – Рясною стиглістю садів. І ластовиння на обличчя, емов метелики, сіда. А літо далі, далі кличе, Де навіть стежка – золота… Володимир Верховень  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новости региона

25.06.2019, 15:31

В Херсоні відбудеться святкова «Мистецька толока»

19.06.2019, 09:41

Нічний кінофестиваль в центрі Херсона

10.06.2019, 14:37

«Травнева ніч» у червні

> Персоналии > Театр > Варжало Тадеуш Мечеславович > Четыреста кукол пана Тадеуша

Четыреста кукол пана Тадеуша


15.06.2007

Мужчины в куклы не играют – это вам каждый скажет. Но из каждого правила есть приятные исключения. 10 июня вот такому уникальному кукольнику – актёру, режиссёру, конструктору кукол Херсонского театра кукол заслуженному артисту России Тадеушу Варжало – исполнилось 85 лет. За более чем полвека работы не для одного поколения ребятишек Тадеуш Мечеславович сыграл 375 ролей и сконструировал порядка четырёх сотен кукол!

«Но-о-о, залётные… мухи» В «Энциклопедии кукол», которая вышла в 2004 году в Москве, есть статья и о Тадеуше Варжало – как об основателе династии актёров и режиссёров театра кукол. Ведь его старшая дочь является профессором кафедры театра кукол Ярославского театрального института, младшая – блистательная актриса Омского «Театра кукол, актёра, маски “Арлекин”», а внук, служащий в том же театре, уже провёл свой первый бенефис! Вот только с датами жизни основателя этой прекрасной династии в энциклопедии вышла путаница: в качестве «финального» указан 1972 год. «В этом году я переехал из Омска, где проработал долгое время, и, видимо, они меня “потеряли”. Что ж, значит буду долго жить…» – улыбается Тадеуш Мечеславович, вспоминая свою богатую разного рода «приключениями» – весёлыми и не очень – жизнь.

Родился будущий мастер в селе Солотвень на Житомирщине. Отца, старого «большевика», расстреляли в 1937-м как «врага народа», мать с детьми попросту выбросили из дома. Чтобы семья не умерла от голода, женщина понемногу шила, а 15-летний Тадеуш подался в пастухи – гонял скот до заготовительной конторы. Помогал киномеханику в клубе – чтобы можно было бесплатно смотреть фильмы, а потом и сам с отличием окончил школу кино- и радиомехаников. С детства Тадеуш Мечеславович мечтал стать клоуном: ему нравилось смешить людей, а его любимым героем был Чарли Чаплин. Но мечте не дано было осуществиться, потому как, когда юноше было 19 лет, началась война, и народу было не до смеха…

В 1941 году Варжало был мобилизован на строительство железных дорог и метрополитенов в Ульяновске, Сызрани, Армавире, Омске. Из того времени в память навсегда врезались завшивленные железнодорожные вагоны, в которых приходилось добираться до пункта назначения неделями, норму в 8 кубометров земли в день, проживание в холодной землянке на 500 человек… В своё первое дежурство у печи Тадеуш вырезал из берёзового полена ложку – о том, что нужно захватить с собой этот «предмет первой необходимости», призывника никто не предупредил. «Я с детства был мастеровой, изобретательный.

За это меня однажды чуть не исключили из школы, – вспоминает Тадеуш Мечеславович. – Как-то во время урока я сделал из соломы телегу и “запряг” в неё двух мух. Внезапно они вырвались, и повозка улетела… прямиком на стол учительнице. На следующий день вся школа узнала о моём “изобретении” из школьной стенгазеты…» «Золотые руки» и фантазия пригодились будущему актёру, когда в 1946 году по запросу Омского областного отдела культуры Варжало направили в городской театр кукол: его заметили во время выступления самодеятельности омского клуба, где Тадеуш работал киномехаником. Так он стал заведующим постановочной частью Омского театра кукол. Театру кукол – две тысячи лет!

Тогда же в Омском театре кукол в эвакуации работал всемирно известный кукольник Сергей Образцов. Уезжая, великий мастер оставил в крохотной комнатушке, где ютился театр, два сундука с куклами. Кроме того, были здесь столярный станок да старенький баян – вот и весь театральный «скарб».

- Тем не менее театральная жизнь мне очень нравилась, и я в неё с удовольствием «влип», – говорит Тадеуш Мечеславович. – Поскольку оснащение театра в то время было очень скудным, мне хотелось что-то мастерить, добавлять, чтобы зрителю снова и снова хотелось приходить в театр кукол. Скажем, когда во время спектакля меняли декорации, занавес закрывали, и в этот момент публика начинала неистовствовать: мол, почему заставляете нас скучать. Чтобы отвлечь внимание зрителей, я придумал дистанционную светоустановку: пока был закрыт занавес, разноцветные фильтры «сами по себе» крутились, увлекая зрителей различными вариациями, – возмущаться им было просто некогда. К слову, механика, созданная более 40 лет назад, работает в Омском театре кукол до сих пор.

Также из кинооператорской аппаратуры я сконструировал «музыкальный центр»: сейчас он, конечно, выглядит смешно, но на то время это было настоящее изобретение! А однажды во время подготовки сказки «Кот в сапогах», как тогда говорили, «сбежали» два актёра – они собирались быть драматическими актёрами. И за неимением других вариантов меня срочно ввели в спектакль. Кукла у меня практически сразу «пошла» – наверное, пригодился опыт моих школьных шалостей, желание вызывать у окружающих эмоции… Так началась моя жизнь на сцене театра кукол.

Какого-либо специального «кукольного» образования у Варжало нет: о таких говорят «самородок». Куклы в его руках оживали. Тадеуш Мечеславович говорит, что в своё время на него произвела сильное впечатление поездка на Всемирный фестиваль кукольников, который проходил в Румынии. Среди театров, представляющих своё мастерство, был и театр кукол из Японии.

- На сцене их куклы и одевались «сами», и вытирали слёзы, и смеялись от души – всё это актёры- кукольники показывали именно действиями своих «подопечных», – вспоминает мастер. – Даже любой рисунок на костюме куклы неслучаен, он имеет своё определённое значение. Ничего удивительного: ведь японскому театру кукол 2 тысячи лет! Уверен, сколько существует человечество, столько существуют и куклы… Будучи конструктором кукол, Тадеуш Варжало постоянно что-то изобретал, усовершенствовал. Так, в спектакле о Робин Гуде главный герой стрелял, и стрела должна была попасть в цель. Устроить это было довольно сложно. Но Тадеуш Мечеславович придумал специальную пружинку, и всё прошло идеально.

А в спектакле «Руслан и Людмила» он играл Руслана. По ходу действия его герой должен был ездить на коне. И если обычно лошадь – это отдельная кукла, которой управляют два человека, то Тадеуш Мечеславович сделал так, чтобы и Русланом, и конём одновременно управлял один человек. Руслан при этом мог и приподниматься в седле, и на дорогу смотреть, а его лошадь вертела головой по сторонам, фыркала и ржала… Конечно, весила такая конструкция килограммов «надцать», но роль того стоила. К слову, актёры-кукольники имеют право выйти на пенсию после 21 года работы на сцене: в течение часа–полутора, пока длится спектакль, держать куклу на вытянутой руке, да ещё и управлять ею, проживать с ней её маленькую жизнь – довольно тяжёлый физический труд.

«Культурный шок» для Англии в Херсонском театре кукол Тадеуш Варжало долгое время был главным режиссёром, поставил 12 спектаклей. После выхода на пенсию – ведущим конструктором кукол. Здесь его считают «живой легендой» театра. В 1997 году в его честь коллеги поставили спектакль «Маленький принц». - Тадеуш Мечеславович талантлив во всём. Ведь куклу можно просто «носить» по сцене, как деревяшку, а можно сделать так, чтобы зритель забыл, что перед ним кукла, – говорит заслуженная артистка Украины, актриса Херсонского театра кукол Тамара Шумарина. – Варжало мастерски управляется с куклой: учился этому у знаменитого Сергея Образцова! И по приходу в Херсонский театр кукол передавал своё умение молодым актёрам.

Мне повезло пройти этот своего рода мастер-класс – и в актёрстве, и в режиссуре. Потому как актёры – это всегда эмоции, сомнения, страх, когда начинаешь работать над новой ролью… Тадеуш Мечеславович всегда с большим терпением относился к актёрам, при работе над ролью помогал «вытащить» все краски и оттенки и, что очень важно, доверял актёру. Перейдя на конструкторскую работу, он делал изумительно лёгкие, подвижные куклы. Помню, с тростевыми куклами, механику которых разрабатывал Варжало, наш театр выезжал в Англию – мы готовили совместную постановку с лондонским «Трэстл-театром». Когда англичане увидели, что наши куклы способны обниматься, бороться с Драконом, махать ручкой, плакать, они испытали «культурный шок». Нас очень долго благодарили за то, что мы дали им возможность увидеть настоящее чудо…

В театре Тадеуш Мечеславович проработал до 2005 года. И если бы не перенесённая операция, подарил бы херсонской детворе ещё не один праздник встречи с куклой, у которой есть душа. Сейчас прославленный кукольник не выходит из квартиры – спуститься с пятого этажа в инвалидном кресле просто невозможно. Но «пенсионером» так и не стал. В одной из комнат он оборудовал мастерскую и умудряется просто из мусора – консервных банок, крышек, ненужных «железок» – создавать произведения искусства: подсвечники, вазочки для фруктов. Кроме того, он лепит горельефы – скульптурные выпуклые портреты, а в одной из комнат квартиры – целая выставка статуэток из дерева… Отвечая на вопрос, как в столь почтенном возрасте сохранить молодость духа, Тадеуш Мечеславович называет два «секрета»: труд и любовь.

В день рождения своего учителя коллектив Херсонского театра кукол устроил праздник «Песнь о мастере кукол». Тадеушу Варжало желали здоровья, творческих успехов и, конечно, любви.

Татьяна КИРПА
Гривна-СВ , 2007-06-15 (стр. 9)
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.