Фабрика удобных людей
30.08.2007
Знакомый педагог показывал мне экзаменационные работы выпускников одной из киевских школ. Красный фломастер жирно выделил в них фразы о том, что князь Святослав ходил походами на Москву, а Грушевский основал Киево-Могилянскую академию – и еще целую бездну прочих отборных глупостей, обильно сдобренных грамматическими ошибками.
Затрагивая эту тему, мы рискуем впасть в нравоучительный пафос старшего поколения. Однако стремительное падение уровня украинского образования очевидно даже для тех, кто весьма далек от педагогической сферы. Чтобы понять это, достаточно поговорить с нынешними школьниками, многие из которых не без труда читают по слогам, и едва ли могут грамотно написать хотя бы два слова – не важно, на русском, или на украинском языке. Но анекдоты об абитуриентах, которые затрудняются найти на карте Австралию, или правильно умножить шесть на девять, кажутся смешными только на первый взгляд. Нам следует бояться этой безграмотности, не меньше, чем подростков хулиганов в своем районе. Хотя бы потому, что можно без труда проследить причинно-следственную связь между растущей малограмотностью и всплеском уличного криминалитета – равно как и всех прочих социальных пороков.
Под сурдинку разговоров о национальной духовности и культуре, молодое поколение украинцев стремительно падает в пропасть невежества и маргинального бескультурья – включая его бытовые формы. Можем ли мы винить в этом учителей – с их зарплатой в восемьсот гривен, которые при первой возможности меняют школу на любую другую работу? В то время, как опытные педагоги давно перешли в «элитарные» платные заведения, недоступные отпрыскам среднестатистических киевлян.
Современная украинская школа уверенно возвращается к временам, описанным в «Грицевой школьной науке» – прекрасном рассказе Ивана Яковлевича Франко. Позаимствованное оттуда «а-ба-ба-га-ла-ма-га» – брэнд модного ныне издательства, – являлось для писателя символом примитивной пародии на образование, которой довольствовались тогда миллионы украинцев. Алфавит часто оставался для них пределом освоенных в школе знаний.
Таким, полым изнутри людям, легко внушить все, что угодно – от преимуществ очередного шампуня до превосходства еще одного кандидата на еще одних выборах. В их головы легко вкладываются мифы о неполноценности других народов и рас. А главное, такие люди всегда будут мягкой глиной и разменной монетой в руках образованных потомков нынешних власть имущих, которые уже пытаются закрыть столичные школы для иногородних, «крестьянских» детей. Их недвусмысленно отправляют «пасти гусей» – вслед за франковым Грицем.
Андрей Манчук
Вгору.-2007.-30.-08