on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > «Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!» Из школьной истории

«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!» Из школьной истории

Впереди уже маячат осень и самое главное событие сентября – начало учебного года. А это значит, что очень скоро улицы городов и сёл заполнят нарядные школьники, спешащие в свои классы. Что ж, успехов им в новом году, ну а мы обратимся к теме, имеющей самое непосредственное отношение к школе. Поговорим о школьной форме

Зачем и кому это нужно?
Начну с самого главного вопроса: зачем нужна школьная форма? С этого-то момента и начинаются коренные разногласия в обществе, и аргументов как за, так и против приводится великое множество. Причем за спорами не отыскать «золотой середины», решения, приемлемого всеми. Как бы там ни было, но раз будем говорить всё-таки о форме, подчеркнем основные доводы «за»:

1. Строгий, форменный стиль одежды создает необходимую для занятий в школе деловую атмосферу и в какой-то степени дисциплинирует учащихся. Помогает почувствовать себя членом коллектива, связанного определенными обязательствами.

2. Единая школьная форма позволяет избежать всяческих ненужных «соревнований» в одежде между школьниками и не отвлекает на «модные», недоступные иным, украшения. Ведь материальное положение не у всех родителей одинаковое.

3. У учащегося не возникает проблем «в чём сегодня пойти в школу», а значит, и ненужной нервозности, что кто-то будет выглядеть «круче», чем я.

4. А еще считается, что школьная форма экономит средства родителей…

Впрочем, пункт 4 можно и оспорить. Школьная форма по цене тоже бывает разной: для чьего-то бюджета попросту неподъемная, ну а кто-то может позволить одеть свое чадо в школьную форму от кутюр. Да уж, споров, разговоров и весомых аргументов вокруг введения школьной формы всегда было предостаточно. А порой даже споры эти переходили в стойкое противостояние.

Причем такое противостояние, которое ставило под удар существование целого государства, как это случилось в Центральной Африканской Империи в 1979 году, в период правления диктатора Жана Бокассы І. Всё началось с того, что живший в отличие от беднейшего коренного африканского населения империи явно «не по средствам и в ином мире» император, издал «Указ о ношении школьной формы». Согласно ему, всем школьникам и студентам предписывалось приобрести специальную форменную одежду, производимую на текстильной фабрике, принадлежавшей самому Бокассе. Отсутствие у населения средств на покупку формы вылилось в акцию неповиновения учащихся и их родителей, которую диктатор попытался подавить с помощью правительственных войск. Погибло более 150 мирных жителей, а сотни детей оказались заключенными в тюрьму. «Самодержавные» методы императора, лично участвовавшего в пытках оказавшихся в тюрьме, сократили количество подданных еще на 200 человек.

И как ни скрывал эти смерти диктатор, они вынудили власти Франции, в экономической зависимости от которой находилась империя, срочно вмешаться в происходящее. Операция французских спецсил под кодовым названием «Барракуда» привела к свержению Бокассы и восстановлению республикан-ской формы правления в стране. Так Центрально-Африканская Империя из-за школьной формы прекратила свое существование. Кстати, ныне во многих странах Африки школьная форма выдается детям бесплатно, за счет различных миссионерских и благотворительных организаций.

С чего всё началось в Европе
Самая первая единая одежда для учащихся появилась в Англии еще во времена короля Генриха VIII. В 1552 году в школе «Госпиталь Христа» для сирот и детей из бедных семей, которым-то и приобрести сколь-нибудь приличную одежду было не под силу, была введена униформа. Немного позднее, уже в начале XIX века, опытом этой школы воспользовались другие учебные заведения Англии, причем главным аргументом введения формы здесь стало социальное неравенство между учениками. Отныне, хотя бы в одежде, ученики становятся равными и избавляются от некоторых мешающих учению комплексов. В это время вместе с формой в английской школе появляются определенные кодексы закона общего для всех поведения учеников, нарушения которого грозили серьезными наказаниями вплоть до исключения.

Школьная форма в Российской империи
В 1834 году «английской моде» последовали учебные учреждения Российской империи. Случилось сие после реформы, проведенной императором Николаем І Павловичем, утвердившим систему гражданских мундиров в стране. Реформа коснулась и формы учащихся средних учебных заведений. А так как тогда еще не существовало женских учебных заведений, то речь шла только о мужских мундирах.

«Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Как видим, форма учащихся изначально имела полувоенный вид, была одинаковой по фасону и лишь позже получила «знаки отличия» разных учебных заведений, то есть отличалась цветом ткани, кантами, пуговицами с эмблемами.

Впрочем, за 80 лет своего существования при самодержавной власти форменная одежда учащихся империи еще не раз подвергалась различным, порой серьезным, изменениям и дополнениям при других правителях. Скажем, в начале правления нового императора Александра ІІ Николаевича для всех учебных заведений империи взамен николаевского мундира была введена новая форма. Теперь уже состоявшая из двух комплектов – парадная и повседневная. Конечно, это был существенный удар по карману родителей: шутка ли, целых два комплекта формы! Причем
в отсутствие появившихся в конце XIX века магазинов готового платья в те давние времена форму шили на заказ. Конечно, здесь можно было немного сэкономить, приобретя отрез материи подешевле да найдя портного посговорчивей.

Правда, и нововведением императора Александра ІІ дело не закончилось. Совсем скоро форма вновь видоизменяется, причем в дальнейшем не один еще раз. Менялись фасон, вид, цвет, покрой формы, ширина и цвет канта, даже фасон фуражки (с козырьком и без) и прочее, что опять-таки тяжелым грузом ложилось на плечи родителей, в особенности, как тогда говорили, «недостаточных», то есть малоимущих. Хорошо еще, если указ милостиво дозволял донашивать старую форму до конца учебного года или до истечения срока носки, а ведь были и такие, которые требовали произвести замену «немедля».

Форма учащихся в начале ХХ века
Пожалуй, невозможно в одном кратком повествовании проследить все основные изменения, произошедшие с гимназической и студенческой формой в течение восьми десятилетий дореволюционного времени. Да и нужно ли это? Поэтому, упустив подробности, скажу несколько слов о форме гимназистов в начале ХХ века, в период приближавшейся революции, навсегда изменившей прежний самодержавный строй.

Строгие школьные правила, утвержденные Министерством народного образования, несмотря на случившуюся в 1905 году смуту, разброд, вынужденные уступки со стороны правительства и даже отмену на два года переводных экзаменов в учебных заведениях, всё так же предписывали учащимся носить форму установленного образца. Конечно, уже тогда «дух свободы», проникший в студенческие и гимназические братства, пытался бороться с существовавшим в системе государственного образования порядком. Впрочем, противостояние вполне могло закончиться исключением и «волчьим билетом».

Обратившись к 15-томному «Своду Законов Российской империи», где были собраны законы и уложения с «петровских» еще времен, можно отыскать узаконенные подробные особенности различия формы в каждом учебном заведении. Скажем, мундиры и фуражки учащихся гимназий и реальных училищ различались по цвету, а также кантами, пуговицами и эмблемами. Так, гимназисты носили светло-синюю фуражку с белыми кантами и лакированным козырьком, темно-синий китель с черными брюками. Черная фуражка реалистов была окантована желто-оранжевым. Китель и брюки – черные.

И всё же главной визитной карточкой ученика предреволюционной страны ХХ века являлись кокарда на фуражке и пряжка ученического ремня. Эмблема кокарды представляла собой две скрещенные пальмовые ветви, между которыми находилась буквенная монограмма – первая буква названия города, номер гимназии или реального училища и буквы: «Г» – у гимназистов, «РУ» – у реали-стов. В случае надобности по кокарде и пряжке ремня легко можно было «вычислить преступника», поэтому ученики, посещавшие «запрещенные» мероприятия, снимали и прятали кокарды и ремни.

Продолжение темы – в следующем номере.

Александр Захаров

http://www.grivna.ks.ua/archive/subbotnij-vypusk/1501-sv-2016/sv-2016-35/57878-forma-shkolnaya-u-nas-posmotrite-prosto-klass-iz-shkolnoj-istorii

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.