on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > «Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!». Продолжение. 2 часть

«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!». Продолжение. 2 часть

Продолжение начатой в прошлых номерах «Субботнего выпуска» темы о старой дореволюционной школе

Правила для учениц женских гимназий
Помимо обязательной формы одежды в начале ХХ века существовали строгие правила для учащихся учебных заведений, утвержденные не только педагогическим советом и министерством, но и высшей ин-станцией – в лице самого царя. Дети должны были знать их и выполнять. Правила эти, отпечатанные типографским способом, были размещены в «Тетради для записывания уроков» (подобие привычных современным школьникам дневников) после первых страниц с перечислением лиц Императорского Дома и молитвами «перед учением» и «после учения».

Вот несколько, на мой взгляд, интересных пунктов правил из дошедшей до нас тетради «ученицы 6-го класса Алешковской частной женской гимназии с полными правами Министерства Народного Просвещения, учрежденной А. С. Народоставской, Марии Носенко»:

§ 7. Ученицы должны являться в гимназию за четверть часа до начала уроков для общей молитвы перед учением. Опоздавшие на общую молитву подвергаются взысканию. (Кстати, учителями в начальной школе могли быть только лица православного вероисповедания. – Прим. А. З.).

§ 8. До окончания всех своих ежедневных уроков ученицы не должны самовольно уходить из гимназии без разрешения классной надзирательницы, которая сообщает о том начальнице. На другой день родители или воспитатели обязаны сделать в записной тетради ученицы отметку о времени, когда она прибыла к себе домой.

§ 9. Ученицы, не бывшие на каком-либо уроке, обязаны позаботиться о том, чтобы усвоить всё пройденное в их отсутствии. Равным образом должны быть представлены к назначенному сроку и письменные работы, если только болезнь не требовала безусловного прекращения всякого рода умственных занятий.

§ 10. Ученицы обязаны являться на уроки со всеми необходимыми принадлежностями. Строго запрещается приносить в гимназию какие бы то ни было посторонние книги или издания и вообще вещи и предметы, служащие для развлечения и забавы.

Среди прочих был также пункт, запрещавший ученицам гимназии посещение маскарадов, публичных балов, лотерей-аллегри, а также публичных и частных библиотек, читален и судебных заседаний. Дозволенные училищным начальством посещения театров, концертов и все вечерние прогулки должны были происходить исключительно в сопровождении родителей или воспитателей. Таких общих правил поведения учениц в школе и в обществе в первом разделе было 25.

Второй раздел правил, состоявший из 4 параграфов, регулировал отношения между ученицами:

«Дорожа доброю славою гимназии, ученицы обязаны воздерживать своих соучениц как в стенах гимназии, так и вне оной от всякого рода поступков, могущих бросить тень на гимназию».

«Ученицы отнюдь не должны составлять между собой или с посторонними лицами каких-либо обществ или вступать в таковые общества, равно как и участвовать в каких-либо денежных или благотворительных подписках без разрешения начальства под опасением немедленного исключения из гимназии.

Третий раздел правил из 5 параграфов был предназначен для родителей:

«Гимназия не будет в состоянии достигнуть надлежащего развития духовных сил учениц, если не встретит содействия в обществе, особенно в родителях…».

Далее, кроме прочего, от родителей требовалось строго следить за исполнением ученицами религиозных обязанностей, а также ограждать их «от влияния на них всего вредного, предосудительного и обращать особое внимание на то, чтобы ученицы в ущерб классным занятиям не предавались чтению книг, не свойственных их возрасту и могущих, по своему содержанию, иметь пагубное влияние на умственные силы детей и нравственное их направление».

Правила для гимназистов, курение, сквернословие, пьянство
Правила для гимназистов отличались чуть большей строгостью. Все обязательные пункты были на своих местах. Уличные прогулки дозволялись с 1 мая по 1 октября до 10 часов, а в остальное время до 8 часов вечера, в позднее время – только в сопровождении родителей. Всё так же от гимназистов требовалось в неукоснительном порядке носить форму установленного образца, «не допуская никаких от нее отступлений». С единственным разве что прибавлением: «равно как не должны носить палок, хлыстов и т. п. предметов».

К тому же сугубо гимназистам (ведь гимназистки, как будущие образованные и воспитанные дамы еще не могли позволить себе подобного моветона) был добавлен отдельный пункт: «Строжайше воспрещается ученикам курить табак на улицах и в публичных местах». Что поделать, во все времена мальчишки пытались показать себя взрослыми и независимыми при помощи папироски. Однако в начале ХХ века с этим злом в ученической среде серьезно боролись, причем на уровне Мини-стерства народного просвещения, пытавшегося искоренить курение в учебных заведениях решительными циркулярами: «За курение будут налагаться наказания, вплоть до исключения».

В 1908 году в местных газетах появился очередной циркуляр Министерства, запрещающий учащимся под страхом серьезного наказания посещать бильярдные. Интересно, что в начале ХХ века, в отличие от дня сегодняшнего, ситуация со сквернословием в ученической среде была совершенно иная. Еще с первых школьных дней на уроках Закона Божьего подготовишка попадал под влияние строгих христианских законов морали и знал, что сквернословие является смертным грехом. Конечно, это не означает, что «крепкое словцо» из уст подростков не звучало на улицах, однако оно было лишь исключением из правил и считалось уделом низших слоев тогдашнего общества. «Особенно опасно сквернословие для детей, – обращался с нравоучительной речью один из местных настоятелей церкви через газету. – Интеллектуальное развитие ребенка зависит от языка, на котором разговаривает его окружение, знакомые взрослые и домашние. Если же ребенок слышит только речь, состоящую всего из двух-трех десятков слов и в основном неприличных выражений, то ни о каком душевном и умственном развитии его не может быть и речи…»

Серьезное внимание в конце XIX и начале XX веков уделяли вопросу школьного пьянства, ведь в весьма пьющем обществе не могло не существовать подобной проблемы. Уличенные в потреблении спиртного учащиеся в два счета могли вылететь из учебного заведения, тем более если это касалось учениц. Так, в начале века в Херсоне разразился огромный скандал, волны от которого, подхваченные газетами, разошлись по всей территории бескрайней империи. Две гимназистки позволили себе в теплой компании знакомых гимназистов «испробовать горькой». Вечером, возвращаясь домой, подвыпившие подруги попались на глаза классной даме… Шум поднялся неимоверный: спиртное, да еще в мужской компании! Чтобы никому впредь не захотелось нарушать установленные правила, обеих подруг с треском исключили из гимназии.

Впрочем, тогда, в сравнении с веком нынешним, школьное пьян-ство можно было считать делом весьма редким и исключительным. Наверное, потому в резолюции прошедшего в декабре 1909 – январе 1910 годов 1-го Всероссийского съезда борьбы с пьянством мягко говорилось: «Съезд признает потребление спиртных напитков детьми школьного возраста вполне доказанным». Тогда же, несмотря на то, что уже давно в школьной программе использовали дополнительные материалы для воспитания трезвого образа жизни среди учеников «Учебник трезвости для начальной и средней школы», «Трезвые пьесы» для уроков пения, было решено: «Ввести в виде отдельного предмета преподавание начал трезвости в низшей и средней школе».

В 1914 году в качестве пособия для «преподавания арифметики в низших школах всяких ведомств» был введен «Сборник задач противо-алкогольного содержания». Среди них встречались примерно такие: «За последнее время в России выпивается ежегодно средним числом 2 000 000 000 бутылок водки. 4 000 бутылок, уложенные вдоль одна за другой, занимают расстояние в 1 версту. Сколько верст займут все выпиваемые ежегодно бутылки, если их уложить таким же образом? Во сколько раз это расстояние будет больше расстояния от Земли до Луны, которое равно 350 000 верст?».

Александр Захаров
http://www.grivna.ks.ua/archive/subbotnij-vypusk/1505-sv-2016/sv-2016-37/57959-forma-shkolnaya-u-nas-posmotrite-prosto-klass

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.