1977 год: массовые волнения в Херсоне
Тридцать лет назад на площади Свободы в Херсоне произошел многотысячный мятеж
"Стихийным" бедствием для города того времени стало воровство, которым промышляли некоторые представители общины ромов (цыгане). В райотделы милиции сыпались жалобы и заявления горожан, однако воровство не прекратилось. Преступники вели себя развязно, дерзко, и отношение к ним добропорядочных граждан день ото дня становилось все более негативным. Последней каплей, переполнившей чашу людского терпения, стал конфликт в посёлке Текстильном. У пивной бочки между местным парнем и цыганом вспыхнула ссора, которая вскоре переросла в групповую драку. Её участников доставили к участковому. Внезапно в опорный пункт милиции ворвалась толпа разъяренных ромов. В общей сутолоке кто-то из нападавших ударил парня ножом в грудь. Удар оказался смертельным: нож попал в сердце. По «горячим следам» виновника задержать не удалось – толпа мгновенно «испарилась».
Терпению людей пришёл конец. Ночью дома некоторых цыганских семей охватило пламя. Ромы с детьми и нехитрым пожитком кинулись из города прочь. Управление внутренних дел в те годы возглавлял генерал-майор милиции Борис Персианов. Коллеги вспоминают о нём с теплотой. За свою бытность руководителя силового ведомства Персианов построил 11 административных зданий районных отделов внутренних дел,здание ГАИ по улице Молодёжной и обеспечил жильем практически всех работников милиции. Во время упомянутых событий Персианов находился на лечении в Москве, его заместитель по оперативной работе Стародубов – с семьей на отдыхе в Трускавце. Начались похороны убитого парня. Убийцы не найдены, и у людей, обуреваемых праведным гневом, зреет намерение громить Днепровский райотдел милиции. Похоронная процессия двинулась к центру города. С Текстильного посёлка гроб несли на руках. Возле ХБК к процессии присоединилась вся рабочая смена. Информацию о возможном погроме оперативные службы передали секретарю обкома партии, курировавшему админорганы. Не теряя ни секунды, заместитель начальника УМВД по Херсону Железов под личную ответственность получил имеющееся в райотделе оружие и служебным автомобилем вывез весь боевой арсенал в УМВД на улицу Кирова. На место событий выехали начальник ГАИ Александр Скачков и прокурор города. Подступы к райотделу перекрыли грузовиками с песком. В ответ у «мятежников» родилось новое решение – громить обком. Плотные заслоны из работников милиции по Бериславскому шоссе народ пробивает гробом.
На проспекте Ушакова выстраивают пожарные машины с цистернами с водой. Но люди преодолевают и эти заградительные посты. На помощь милиции бросают курсантов мореходных училищ… Из воспоминаний Светланы С.: - Я возвращалась из школы. На проспекте Ушакова меня поразило огромное скопление людей, в основном молодёжи. Они раскачивали машины, пытались их переворачивать. Молодые люди, очевидно, товарищи и друзья погибшего, несли гроб. На рукавах – чёрные траурные повязки. Толпа стояла плотной стеной, и гроб с убитым парнем буквально «плыл» по рукам. Вокруг гроба – гнетущая тишина. И только из последних рядов шел, нарастая, возмущенный гул. В теплый и красивый день это было жуткое зрелище. Из воспоминаний заместителя начальника ГАИ УМВД Виктора Мындри: - От ХБК до площади Свободы мы с Александром Скачковым шли пешком. Я был с табельным оружием – пистолетом Макарова, Скачков – без. Он отдавал команды о перекрытии улиц постами ГАИ, я по рации передавал их дежурному. Из кинотеатра «Украина» вышли зрители и тоже присоединились к шествию. Обком закрыли. Мы стали на крыльце. Скачков обратился к курсантам: - Я фронтовик. Прошёл с боями до рейхстага. Братья-моряки! Защитим обком партии! Взявшись за руки, курсанты опоясывают «Белый дом» живым кольцом.
Комитет госбезопасности о массовых беспорядках в Херсоне доложил в Москву и Киев. Незамедлительно в аэропорту приземляется самолет с членами государственной комиссии. Заведующий админорганами обкома партии Михаил Потебенько в мегафон обратился к людям, просил садиться в катафалки. Дал обещание разобраться. После мирных переговоров похоронная процессия уехала на кладбище. В 20:00 срочно прибывший с отдыха в Крыму Иван Мозговой, первый секретарь обкома партии, провёл экстренное заседание бюро. Оно закончилось в 4 часа утра. Первый секретарь горисполкома, первый секретарь горкома, секретарь парткома ХБК и директор ХБК освобождены от занимаемых должностей. По линии МВД уволены 25 человек личного состава. К ГАИ претензий не было. По факту убийства прокуратура провела расследование. Следствие установило, что его совершила 17-летняя цыганка. Суд вынес решение о лишении свободы сроком на 10 лет. И только спустя 6 лет ромы снова возвратились в Херсон.
Любовь Рыбалко
"Гривна СВ".- № 51 (318).- 14.12.2007.- стр. 13
Юрий Г.Кочубей