on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

22.08.2019, 11:45

Чемпіонат Світу з повітряних зміїв-2020 буде проведено в Україні

22.08.2019, 09:49

Урочисті заходи у Херсоні до Дня Державного Прапора і Дня Незалежності

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон - город нескучный. 14 часть

Херсон - город нескучный. 14 часть

В прошлом номере «Гривны» мы продолжили рассказ о нашем городе, несправедливо названном «неблагосклонными» путешественниками скучным. И пусть в те далёкие времена начала XX века Херсон был всего лишь небольшим 70-тысячным городишком с громким статусом столицы губернии, жить здесь было совсем не скучно!

Вот скажите, чего такого не было в Херсоне из того, что было в других горо­дах? Лавки и магазины полны товаров и продуктов, причём таких, которые в более позднее советское время на долгие десятилетия попали в разряд дефи­цитных. Для совершения покупок нужны были средства, впрочем, при соотношении прежних жалований и цен - не такие уж большие.

Что может быть «круче» музыкального ящика?
Все технические новинки, ко­торые появлялись в мире, пусть с небольшим опозданием, но оказывались и в Херсоне. Граммофон, оргофон, фонограф, пианола (механи­ческое пианино), музыкальные ящики различных модификаций - это из разряда музыкальных механизмов. Только не стоит путать музыкальный ящик с шарманкой папы Карло. Популярные в те времена музы­кальные ящики порой были весьма заманчивыми устройствами с рядом дополнительных функций. Ска­жем, музыкальный ящик «Фурор», разрекламированный в местных газетах в начале XX века: «Музы­кальный ящик “Фурор" играет долго и звучно с аккомпанементом рояли красивые марши, пьесы, вальсы, оперы, польки... Музыкальный ящик “Фурор" служит одновременно туалетным зеркалом и является за­нимательным украшением в каждом доме и незаменимым подарком для себя и друзей. Музыкальный ящик “Фурор” снабжён электрическим устройством, издаёт поразитель­ный электрический свет, эффектно освещающий большое пространст­во кругом. Цена музыкального ящика “Фурор” вместе с до минуты выверенными часами (электричест­во освещает и часы) - 4 р. 75 к.». Такой себе вариант бытовой техники «четыре в одном».

Упоминаемый в списке музы­кальных механизмов оргофон был внешне похож на музыкальный ящик со «стальными нотами», как зна­чилось в рекламе. Под нотами подразумевался латунный диск с просечками, в которые при дви­жении диска попадали молоточки, издавая определённый звук. По­ставщик двора Его Императорско­го Величества Юлий Генрих Цим­мерман, владелец крупной сети магазинов музыкальных принад­лежностей, предлагал покупателям в Херсоне кабинетный и салонный оргофоны за 35 и 50 рублей соответ­ственно. Как было указано в рек­ламе: «Салонный оргофон с 26-ю двойными голосами, авто­матически играет громче и тише».

Музыкальные механизмы, ноты для оргофона, валики для фоно­графа, пластинки для граммофона можно было без проблем приобрести в Херсоне. Только на одной Суворов­ской было не менее пяти подобных торговых точек, в том числе магазин Фрикке и «Торговый дом Полякин и сыновья».

«Волшебный фонарь» и личный иллюзион
А ещё магазины через местные газеты наперебой предлагали другие, не менее интерес­ные вещи. Например, так называемые волшебные фонари «новейшего усовершенствования с сильными объективами и реф­лекторами, керосинового освеще­ния, со всеми принадлежностями и подробным печатным руководст­вом». Причём, опять-таки, «вол­шебные фонари» были различных модификаций: волшебный фонарь «Электра», волшебный фонарь «синематограф», волшебный фо­нарь «зеркальный синематограф» и так далее, под «любой карман» - стоили от 1 до 150 рублей.

Чуть позднее, уже к концу пер­вого десятилетия XX века, в Херсо­не всего за 7 рублей 50 копеек можно было купить личный театр-иллюзион: «Выписав у нас театр-иллюзион, можно давать у себя дома для своих родных и знакомых домашние представления живых картин, как то оперы, драмы, тра­гедии, комические сцены разного содержания, снимки с натуры, танцы, иллюзии и т. п.».

Ленты с картинами для аппара­тов продавались «по цене от75 коп. до 1 р. 50 к.». При помощи газетной рекламы можно было заказать «фо­тографический прибор, полный, со всеми принадлежностями и ру­ководством (можно тотчас снимать портреты)».

Цены на фотоприборы (тогда ещё их не называли привычным словом фотоаппарат) также были либеральными - для всех слоёв населения, от трёх до пятидесяти рублей. Фотоаппаратуру можно было приобрести и в самом Херсоне, например, у Ахтерова или в «Торговом доме Ивлева» на Суворовской.

«Холодильник» для кухарки
В подтверждение тому, что в начале XX века в Херсоне всё было, заметим, что в местных га­зетах рекламировались бытовая автоматическая штопально-ткацкая машина «Самоткач», скоровязаль­ная машина и даже ручная стираль­ная (тогда она называлась «прачка-американка») «Колумб», не говоря уж об американских и европейских пишущих машинках, «необходимых каждому», за 20-25 рублей. Кстати, уже тогда предлагали «последний писк новейшей техники» - умень­шенный, «карманный» вариант печатной машинки.

В начале XX века в Херсоне мож­но было купить и... холодильник! Правда, тогда он назывался более простым словом - лЕдник, видимо, по ассоциации с привычными для всех ледниками - глубокими подвалами, которые зимой заполняли слоями льда и соломы. Лёд в доб­ротном подземном леднике мог сохраняться до нового зимнего сезона. Под землёй в таких лед­никах и сберегали скоропортящи­еся продукты. Однако каждый раз спускаться в подвал за провизией было не совсем удобно, поэтому изобретатели издавна корпели над вопросом создания «порта­тивного» кухонного ледника. И таки докорпели!

В 1906 году в херсонской газете «Югь» одесский предприниматель, владелец «мебельного и зеркально­го магазина» Гринберг предлагал к продаже бытовые «ледники со значительной скидкой». К сожа­лению, из рекламы не совсем ясно, что из себя представлял сей гринберговский ледник. Скорее всего, это был простой громозд­кий «шкаф» с толстыми полыми стенами из металла, куда загру­жался колотый лёд из подземного ледника. Подобные ледники ис­пользовали в Европе ещё в средине XIX столетия и даже позднее, когда в конце того же века был изобретён первый компрессорный холодильник. В связи с его дороговизной, гро­моздкостью и ненадёжностью мно­гие предпочитали по старинке поль­зоваться примитивным кухонным шкафом-ледником. Продукты в та­ком леднике с одной закладкой льда можно было хранить до двух дней.

Первый настоящий компрессор­ный холодильник в истории Россий­ской империи был собран в 1901 го­ду в Санкт-Петербурге.

«Киношный» бум
И почта в Херсоне была, и теле­граф, и даже телефон, по которому можно было связаться с соседними Одессой и Николаевом. А в конце 1902 года под руководством инженера-электрика Бухгейма в городе начались работы по устройству беспроволочной радиотелеграф­ной станции, связавшей Херсон и Голую Пристань, посредством аппаратуры системы Попова-Дюкрете.

Интересно и то, как это «небла­госклонные» наблюдатели, посе­тившие Херсон в начале XX века, не обратили внимание на огром­ное количество имевшихся здесь биоскопов-иллюзионов - прото­типов знакомых нам кинотеат­ров. Киношный бум разразился в Херсоне с октября 1901 года, когда местные обыватели впервые позна­комились с «живыми картинами», продемонстрированными в город­ском театре заезжим гастролёром. Успех первого кинопоказа подтолк­нул местных предпринимателей к активной деятельности, и спустя всего лишь несколько лет местная пресса писала: «Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? Иллюзионы! Они наполняют весь город».

Театр «Ампир» Спектора, «Аме­риканский биоскоп» Ахтерова, «Ре­корд» Левина, «Бомонд» Крамаренко, «Электробиоскоп» Зайлера, «Па­рижский иллюзион» Купермана, «Экспресс» и ещё множество иных, более мелких.

Кинобум в Херсоне дошёл до того, что многие владельцы кафе и чайных массово стали обра­щаться в городскую управу за раз­решением установить в своих заве­дениях кинопроекционную аппа­ратуру. Причём владельцы даже соглашались нести расходы по устройству собственных электри­ческих станций при иллюзионах. Но стоит заметить, что в связи с осо­бой пожароопасностью биоско­пов-иллюзионов, в первую очередь из-за горючести и легковоспламеняемости киноплёнки, горуправа, имевшая определённые инструк­ции после страшного пожара в иллюзионе города Бологое, вы­нуждена была в разрешениях отказать. Впрочем, как я уже говорил, «киношек» в Херсоне хва­тало с головой.

Ну а чтобы выжить среди жёст­кой конкуренции, владельцам и арендаторам приходилось внедрять новые формы привлечения в свои заведения зрителей. Обычно киносеансам предшествовали выступ­ления разножанровых артистов - певцов, музыкантов, декламаторов, причём иногда с довольно известными именами: «Сверх программы! В особом отделении! - интриговали зрителей афиши. –Живые мраморные статуи! Только несколько гастролей красавицы Лилетты! Мнемопластика. Последние новинки Лондонской выставки. Волшебные картины живой иллюзии. Собственная живая деко­рация и электрические эффекты». Или: «Дебют единственного в мире короля иллюзий. Нельсон Картер, человек с таинственными руками, у которого на глазах публики все предметы моментально исчеза­ют из рук и снова появляются...». «Биоскоп Зайлера. “Галлея” – концерт-монстр».

Театр – в массы!
А ещё любимыми местами развлечений горожан являлись театры, которых также немало было в Херсоне. Кроме театров главного городского и малого - Театра мини­атюр на Витовской в доме Писарен­ко, в городе действовали несколько полупрофессиональных и люби­тельских театральных коллективов, в том числе и малорусская труппа Юрия Шумского.

Театральными постановками увлекались и в учебных заведе­ниях, и в различных обществах. Нередкими были и детские дворо­вые спектакли: «На Волохинской улице, - писала газета “Югъ”, - дети в каждый праздник устраивают во дворе детские спектакли, пишут пьесы и разыгрывают сказки - “Красная Шапочка”, “Иван-дурак” и другие».

Александр Захаров
«Гривна».- №45 (1244).- 7-11.11.2018.- стр.9

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.