on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Херсон - місто не нудне. 14 частина

 

Херсон - город нескучный. 14 часть

В прошлом номере «Гривны» мы продолжили рассказ о нашем городе, несправедливо названном «неблагосклонными» путешественниками скучным. И пусть в те далёкие времена начала XX века Херсон был всего лишь небольшим 70-тысячным городишком с громким статусом столицы губернии, жить здесь было совсем не скучно!

Вот скажите, чего такого не было в Херсоне из того, что было в других горо­дах? Лавки и магазины полны товаров и продуктов, причём таких, которые в более позднее советское время на долгие десятилетия попали в разряд дефи­цитных. Для совершения покупок нужны были средства, впрочем, при соотношении прежних жалований и цен - не такие уж большие.

Что может быть «круче» музыкального ящика?
Все технические новинки, ко­торые появлялись в мире, пусть с небольшим опозданием, но оказывались и в Херсоне. Граммофон, оргофон, фонограф, пианола (механи­ческое пианино), музыкальные ящики различных модификаций - это из разряда музыкальных механизмов. Только не стоит путать музыкальный ящик с шарманкой папы Карло. Популярные в те времена музы­кальные ящики порой были весьма заманчивыми устройствами с рядом дополнительных функций. Ска­жем, музыкальный ящик «Фурор», разрекламированный в местных газетах в начале XX века: «Музы­кальный ящик “Фурор" играет долго и звучно с аккомпанементом рояли красивые марши, пьесы, вальсы, оперы, польки... Музыкальный ящик “Фурор" служит одновременно туалетным зеркалом и является за­нимательным украшением в каждом доме и незаменимым подарком для себя и друзей. Музыкальный ящик “Фурор” снабжён электрическим устройством, издаёт поразитель­ный электрический свет, эффектно освещающий большое пространст­во кругом. Цена музыкального ящика “Фурор” вместе с до минуты выверенными часами (электричест­во освещает и часы) - 4 р. 75 к.». Такой себе вариант бытовой техники «четыре в одном».

Упоминаемый в списке музы­кальных механизмов оргофон был внешне похож на музыкальный ящик со «стальными нотами», как зна­чилось в рекламе. Под нотами подразумевался латунный диск с просечками, в которые при дви­жении диска попадали молоточки, издавая определённый звук. По­ставщик двора Его Императорско­го Величества Юлий Генрих Цим­мерман, владелец крупной сети магазинов музыкальных принад­лежностей, предлагал покупателям в Херсоне кабинетный и салонный оргофоны за 35 и 50 рублей соответ­ственно. Как было указано в рек­ламе: «Салонный оргофон с 26-ю двойными голосами, автоматически играет громче и тише».

Музыкальные механизмы, ноты для оргофона, валики для фоно­графа, пластинки для граммофона можно было без проблем приобрести в Херсоне. Только на одной Суворов­ской было не менее пяти подобных торговых точек, в том числе магазин Фрикке и «Торговый дом Полякин и сыновья».

«Волшебный фонарь» и личный иллюзион
А ещё магазины через местные газеты наперебой предлагали другие, не менее интерес­ные вещи. Например, так называемые волшебные фонари «новейшего усовершенствования с сильными объективами и реф­лекторами, керосинового освеще­ния, со всеми принадлежностями и подробным печатным руководст­вом». Причём, опять-таки, «вол­шебные фонари» были различных модификаций: волшебный фонарь «Электра», волшебный фонарь «синематограф», волшебный фо­нарь «зеркальный синематограф» и так далее, под «любой карман» - стоили от 1 до 150 рублей.

Чуть позднее, уже к концу пер­вого десятилетия XX века, в Херсо­не всего за 7 рублей 50 копеек можно было купить личный театр-иллюзион: «Выписав у нас театр-иллюзион, можно давать у себя дома для своих родных и знакомых домашние представления живых картин, как то оперы, драмы, тра­гедии, комические сцены разного содержания, снимки с натуры, танцы, иллюзии и т. п.».

Ленты с картинами для аппара­тов продавались «по цене от 75 коп. до 1 р. 50 к.». При помощи газетной рекламы можно было заказать «фо­тографический прибор, полный, со всеми принадлежностями и руководством (можно тотчас снимать портреты)».

Цены на фотоприборы (тогда ещё их не называли привычным словом фотоаппарат) также были либеральными - для всех слоёв населения, от трёх до пятидесяти рублей. Фотоаппаратуру можно было приобрести и в самом Херсоне, например, у Ахтерова или в «Торговом доме Ивлева» на Суворовской.

«Холодильник» для кухарки
В подтверждение тому, что в начале XX века в Херсоне всё было, заметим, что в местных га­зетах рекламировались бытовая автоматическая штопально-ткацкая машина «Самоткач», скоровязаль­ная машина и даже ручная стираль­ная (тогда она называлась «прачка-американка») «Колумб», не говоря уж об американских и европейских пишущих машинках, «необходимых каждому», за 20-25 рублей. Кстати, уже тогда предлагали «последний писк новейшей техники» - умень­шенный, «карманный» вариант печатной машинки.

В начале XX века в Херсоне мож­но было купить и... холодильник! Правда, тогда он назывался более простым словом - лЕдник, видимо, по ассоциации с привычными для всех ледниками - глубокими подвалами, которые зимой заполняли слоями льда и соломы. Лёд в доб­ротном подземном леднике мог сохраняться до нового зимнего сезона. Под землёй в таких лед­никах и сберегали скоропортящи­еся продукты. Однако каждый раз спускаться в подвал за провизией было не совсем удобно, поэтому изобретатели издавна корпели над вопросом создания «порта­тивного» кухонного ледника. И таки докорпели!

В 1906 году в херсонской газете «Югь» одесский предприниматель, владелец «мебельного и зеркально­го магазина» Гринберг предлагал к продаже бытовые «ледники со значительной скидкой». К сожа­лению, из рекламы не совсем ясно, что из себя представлял сей гринберговский ледник. Скорее всего, это был простой громозд­кий «шкаф» с толстыми полыми стенами из металла, куда загру­жался колотый лёд из подземного ледника. Подобные ледники ис­пользовали в Европе ещё в средине XIX столетия и даже позднее, когда в конце того же века был изобретён первый компрессорный холодильник. В связи с его дороговизной, гро­моздкостью и ненадёжностью мно­гие предпочитали по старинке поль­зоваться примитивным кухонным шкафом-ледником. Продукты в та­ком леднике с одной закладкой льда можно было хранить до двух дней.

Первый настоящий компрессор­ный холодильник в истории Россий­ской империи был собран в 1901 го­ду в Санкт-Петербурге.

«Киношный» бум
И почта в Херсоне была, и теле­граф, и даже телефон, по которому можно было связаться с соседними Одессой и Николаевом. А в конце 1902 года под руководством инженера-электрика Бухгейма в городе начались работы по устройству беспроволочной радиотелеграф­ной станции, связавшей Херсон и Голую Пристань, посредством аппаратуры системы Попова-Дюкрете.

Интересно и то, как это «небла­госклонные» наблюдатели, посе­тившие Херсон в начале XX века, не обратили внимание на огром­ное количество имевшихся здесь биоскопов-иллюзионов - прото­типов знакомых нам кинотеат­ров. Киношный бум разразился в Херсоне с октября 1901 года, когда местные обыватели впервые позна­комились с «живыми картинами», продемонстрированными в город­ском театре заезжим гастролёром. Успех первого кинопоказа подтолк­нул местных предпринимателей к активной деятельности, и спустя всего лишь несколько лет местная пресса писала: «Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? Иллюзионы! Они наполняют весь город».

Театр «Ампир» Спектора, «Аме­риканский биоскоп» Ахтерова, «Ре­корд» Левина, «Бомонд» Крамаренко, «Электробиоскоп» Зайлера, «Па­рижский иллюзион» Купермана, «Экспресс» и ещё множество иных, более мелких.

Кинобум в Херсоне дошёл до того, что многие владельцы кафе и чайных массово стали обра­щаться в городскую управу за раз­решением установить в своих заве­дениях кинопроекционную аппа­ратуру. Причём владельцы даже соглашались нести расходы по устройству собственных электри­ческих станций при иллюзионах. Но стоит заметить, что в связи с осо­бой пожароопасностью биоско­пов-иллюзионов, в первую очередь из-за горючести и легковоспламеняемости киноплёнки, горуправа, имевшая определённые инструк­ции после страшного пожара в иллюзионе города Бологое, вы­нуждена была в разрешениях отказать. Впрочем, как я уже говорил, «киношек» в Херсоне хва­тало с головой.

Ну а чтобы выжить среди жёст­кой конкуренции, владельцам и арендаторам приходилось внедрять новые формы привлечения в свои заведения зрителей. Обычно киносеансам предшествовали выступ­ления разножанровых артистов - певцов, музыкантов, декламаторов, причём иногда с довольно известными именами: «Сверх программы! В особом отделении! - интриговали зрителей афиши. –Живые мраморные статуи! Только несколько гастролей красавицы Лилетты! Мнемопластика. Последние новинки Лондонской выставки. Волшебные картины живой иллюзии. Собственная живая деко­рация и электрические эффекты». Или: «Дебют единственного в мире короля иллюзий. Нельсон Картер, человек с таинственными руками, у которого на глазах публики все предметы моментально исчеза­ют из рук и снова появляются...». «Биоскоп Зайлера. “Галлея” – концерт-монстр».

Театр – в массы!
А ещё любимыми местами развлечений горожан являлись театры, которых также немало было в Херсоне. Кроме театров главного городского и малого - Театра мини­атюр на Витовской в доме Писарен­ко, в городе действовали несколько полупрофессиональных и люби­тельских театральных коллективов, в том числе и малорусская труппа Юрия Шумского.

Театральными постановками увлекались и в учебных заведе­ниях, и в различных обществах. Нередкими были и детские дворо­вые спектакли: «На Волохинской улице, - писала газета “Югъ”, - дети в каждый праздник устраивают во дворе детские спектакли, пишут пьесы и разыгрывают сказки - “Красная Шапочка”, “Иван-дурак” и другие».

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №45 (1244).- 7-11.11.2018.- стр.9

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.