on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон - город нескучный. 19 часть

Херсон - город нескучный. 19 часть

Старый, совершенно незнакомый нам нынешним Херсон был продуктом своего времени, со своей многоступенчатой структурой развлечений, присущих тем или иным слоям общества. И если интеллигенция предпочитала, скажем, театральную классику в исполнении лучших актёров того времени, то простому, не искушённому в искусстве люду чаще всего это казалось скучным и неинтересным.

Окраинный «трон» - любимое развлечение простой публики
В качестве любимого развлече­ния сие общество выбирало сугубо народное театральное действо, называвшееся «трон». Причём, по­чему оно носило это название, нам, современным, не имеющим понятия о происходящем, остаётся тайной.

Как описывал такой стихийный спектакль один из сторонних наблю­дателей, это было представление без определённого смысла и чётко выстроенной сюжетной линии. Зато в нём было всё то, что так нравилось простому люду: стрельба, крики, погони, выпивка...

Конечно, находились интелли­гентные, образованные личности, пытавшиеся изменить подобные народные взгляды и приобщить тёмное население к настоящей культуре. Действующие в городе любительские театральные круж­ки занимались просветительской деятельностью, с разрешения вы­шестоящего начальства устраивали, как им казалось, близкие и понятные для простой публики спектакли по пьесам “народных”, в том числе и малороссийских драматургов.

Но, как отмечал один из участ­ников таких спектаклей в газете: «Пробовали поставить и показать им спектакль по пьесе Гжоля - успеха не имели. Публика оживилась лишь во время сцены застолья кумовьёв, громко обсуждали, кто и сколько выпил и кто правдоподобнее сыграл пьяного...».

Народный маскарад на Забалке
Херсонский литератор Алексей Кручёных вспоминает о другом, став­шем также традиционным, развлече­нии не слишком притязательного общества в Херсоне, - о так называе­мом народном маскараде, который в начале XX века обычно ежегод­но проходил на Арнаутской улице в последние дни Масленицы. Это было поистине народное действо, собиравшее большое количество гостей со всего города, в том числе и любопытствующую интеллиген­цию, желавшую поближе познако­миться с народными традициями.

Как упоминает Кручёных, к мас­караду начинали готовиться загодя, шили и клеили маскарадные костю­мы, маски, да так, чтобы посмешнее да подурашливее.

На маскараде, кроме различных костюмов и масок, обязательно присутствовали главные персоны, которые «творили действо» и задавали тон народному гулянию: «Янкель», «Капан», «Цыган с медве­дем», старьёвщик «Кости-тряпки», «Барыня с Лекарем» и «Чёрт»... На протяжении всего маскарада эта весёлая компания, подогретая горя­чительными напитками, разыгрыва­ла небольшие, иногда даже пошлые интермедии, которые очень нрави­лись местным участникам, зрителям и гостям. Публика, находясь подшо­фе по причине изобильной торговли спиртным, веселилась, как могла.

Правда, чаще всего это народ­ное гуляние заканчивалось самым прозаичным образом: «Изрядно выпившие гости и хозяева заполняли собой всю улицу и, уже не соблюдая элементарных правил движения, качались из стороны в сторону, от одного забора к другому.

Непризнанные городские кава­леры-ферты (на языке шестидесятых годов XX века - стиляги) приставали к приличным девицам, на защиту которых вставали забалковские парни. Завязывались небольшие дуэли в форме мордобития. Или маска, оставаясь инкогнито, обнару­живая, что его барышня кокетничает с другим, под любым предлогом налетал на соперника. Масса быст­ро реагировала на любой инцидент и тут же бросалась разборонять де­рущихся, увеличивая тем самым количество кулаков с одной и с другой стороны. Стоило крикнуть одному: “Рогатских бьют!’’, как скопище де­рущихся увеличивалось в несколько раз. Драка принимала размеры по­боища, невозможно было разобрать, кто кого. На одном конце улицы кричали:

- Нашим шпангоуты рыхтують!

На другом орали:

- Не дрейфь, меть по кумполу!

Битва становилась повальной, охватывая квартал за кварталом...»

Да, умели в Херсоне веселиться в те далёкие времена!

А уж каким ключом било веселье на херсонской свадьбе, можно су­дить по интервью сотрудника местной газеты «Родной край» с одним из гостей, веселившимся на свадьбе в далёком 1914 году:

«- Хорошо ли погуляли?

- Сначала хорошо, а потом хуже.

- Чем хуже?

- Драка была, дяде Семёну мор­ду отдавили. Сначала-то всё было честь по чести, пили, закусывали. Потом дядя Семён слабым оказал­ся, свалился под лавку. А тут как на грех Гришка Косой на гармонике играть начал. Васька Кудряш в пляс пустился да ненароком наступил дяде Семёну на морду, тот заорал. А Машка-то разозлилась, что мужа обижают, схватила кочергу да хотела Кудряшу съездить. Да ненароком попала по лампе и жениху по голове. Лампа вдребезги, а жених не разо­брал, в чём дело, и думал, что это его Гришка Косой сзади съездил. Да как развернётся ему по башке! Косой хотел дать сдачи, да и зацепил по носу свёкра. Ну и пошла потеха - кто кого. А в это время Матрёна надела шубу наизнанку и хотела в избу верхом въехать, чтобы у молодых было столько добра, сколько волос в меху. Примета есть такая. Да застряла в дверях. В избе драка, Матрёна визжит. Полиция прибежала. Троих в холодную посадили, а там опять всё чин чинарём пошло»...

Стоит отметить, что после ряда серьезных увечий, причинённых участникам ежегодного «забалканского» (такое ироничное прозвище получила Забалка в местных газетах) маскарада, полиция была настороже. Запреты на проведение народного маскарада ни к чему хорошему не привели, участники действа просто до последнего дня держали в секре­те место очередного масленичного веселья. В этой связи маскарады разрешили, но под неусыпным над­зором полиции, которая строго сле­дила за происходившим, не допуская вольностей и драк.

Поэтому с 1908 года херсонские газеты имели честь фиксировать уже более спокойное проявление народ­ного веселья: «Масленица Забалкой прошла сравнительно спокойно, без обыкновенных уличных безобразий. Центром общего дневного веселья простонародья в этом году служила Запорожская улица. Ряженых было свыше ста человек...».

«Масленичный бал»
А вот как веселилось среднее об­щество в старом Херсоне в 1909 году - поведала газета «Родной край»: «Из всех масленичных балов, вечеров и маскарадов самым удачным был грандиозный бал, устроенный херсон­ским благотворительным обществом. Он удался во всех отношениях - и со стороны художественной, и по мате­риальному успеху сбор небывалый.

Были оригинальные идейные маски на злободневные темы. Удачно представлен в зале вечер в Вене­ции, с огнями в окнах венецианских замков, с иллюминацией на улицах и непременной гондолой и гондолье­рами с мандолинами, переносящий вас в прекрасную Венецию. Кра­сивый грот с шампанским, приятно сервированные столы с закусками и напитками, два хора музыки, пе­ние артистов городского театра, венецианский карнавал, пестрота костюмов, цветы, залы, залитые ярким светом - всё это придавало вечеру особое торжество.

Вечер устроен г. председательни­цей благотворительного общества Софьей Александровной Бантыш».

И смею вас уверить, что за вычетом расходов на устройство праздника, весь небывалый денежный сбор был-таки направлен на бла­готворительные цели. В чём можно убедиться, прочитав в газете отчёт о прошедшем вечере, где была рас­писана каждая копейка.

Грамофонные вечера, общественные чтения
В качестве развлечений для низшего общества и их детей можно назвать и грамофонные вечера с прослушиванием пластинок с записями Шаляпина, Собинова, Карузо и других исполнителей из всемирной когорты уникальных пев­цов. Устраивали слушания члены благотворительных обществ. Такие вечера были весьма популярны даже в среде портовых грузчиков и крестьян, которые слушали пение, затаив дыхание, забыв о своих выши­бавших слезу дымных самокрутках.

Не менее популярными были и общественные чтения: местная интеллигенция читала «простой», зачастую совершенно неграмотной публике произведения всемирной литературы. А чаще всего - более понятные и близкие сердцам слуша­телей рассказы Горбунова, Леонида Андреева, Куприна, иногда сопровож­дая показ визуальными «туманными картинками», проецируемыми на экран при помощи «волшебного фо­наря» - аппарата, похожего на весьма популярный в 1950-60-е годы детский фильмоскоп.

Иногда случалось, что свои про­изведения читал сам автор. Так, известно, что в августе 1910 года писатели Куприн и Фёдоров посети­ли студенческий бал, проходивший в Херсонском городском собра­нии, где познакомили студентов со своими новыми сочинениями.

В начале XX века собирался по­сетить Херсон по приглашению ев­рейского общества «еврейский Марк Твен» - Шолом Алейхем, по край­ней мере, так об этом сообщали местные газеты, «где он выступит с чтением своих рассказов». Вот только обстоятельства для приезда сложились не совсем благоприятно, в стране вспыхнула первая русская революция с кровавыми событиями и еврейскими погромами, а посему еврейский классик посчитал наи­более благоразумным покинуть эту страну навсегда.

Александр Захаров
«Гривна» № 50 (1249). – 12-19.12.2018. – С. 10.

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.