on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон - город нескучный. 2 часть

Херсон - город нескучный. 2 часть

В прошлом номере «СВ» мы начали рассказ о нашем городе, который для заезжих путешественников, посетивших Херсон в конце XIX – начале ХХ веков, отчего-то казался унылым и скучным. Похоже, это было лишь предвзятое мнение «столичных штучек», пролетавших город на одном дыхании, не ведавших жизни Херсона изнутри

Вообще, пожалуй, стоит отметить, что в те далёкие времена наш Херсон видел немало путешественников самых различных мастей. То есть даже несмотря на неблагосклонность некоторых сторонних наблюдателей, столица губернии всё же пользовалась у путешественников популярностью, в первую очередь – благодаря памятникам истории.

Вот что писал в газете «Родной край» в начале ХХ века один такой «благосклонный» турист, посетивший город: «При осмотре Херсона меня поразило то обстоятельство, что не все города могли бы похвастаться такой цельной сохранившейся группой памятников и зданий, относящихся по времени возникновения к одной определённой эпохе, значительной и памятной не только для истории Херсона, но и всей страны. Я в данном случае говорю о постройках в крепости, морских казармах, памятниках около крепостного собора, памятниках Потёмкину, Говарду и о самом Екатерининском соборе. В Екатерининском соборе имеются два образа, принадлежащих кисти одного из первых русских живописцев – известного Боровиковского, изображающие св. Екатерину и св. Георгия».

Наверняка этому путешественнику, отыскавшему в южном городе интересовавшую его изюминку, Херсон скучным городом точно не показался, а ведь он не вспомнил в своей публикации ещё и археологический музей, считавшийся в те далёкие времена одним из лучших музеев, причём не только в империи. Познакомиться с его экспозицией в своё время приезжали светила науки из других стран.

Пешком за две тысячи вёрст
Это сейчас современные туристы передвигаются чаще всего на различных транспортных средствах, а тогда роскошь сия была доступна лишь единицам. Большая же часть путешественников маршировала «на своих двоих», даже такие официальные лица, как сотрудник латвийской газеты «Лат веетис» Андерсон, посетивший Херсон в начале ХХ века.

Репортёр задался целью обойти европейскую часть империи пешком с целью создания достойного имиджа своему периодическому изданию публикацией серии репортажей с маршрута. В дороге Андерсон знакомился с жизнью населения сёл и городов, делал массу фотографий и отправлял готовый материал почтой в адрес редакции. А там уже с нетерпением ждали, чтобы представить в очередном номере репортаж путешественника с продолжением и комментариями.

В Херсоне путешественник оказался тёплой погожей осенью 1901 года и гостил около недели, прочитал несколько лекций с рассказами о своих путешествиях в Народном доме. Стоит отметить, что подобные лекции с отчётом о путешествиях херсонцам были уже не в новинку и собирали достаточно много разношерстной публики, желавшей узнать что-то новенькое. Дальнейший путь из Херсона Андерсон держал в Екатеринослав, а конечным пунктом путешествия должна была стать Либава (ныне Лиепая), в которую он планировал возвратиться к концу октября 1901 года, преодолев при этом 2 тысячи 300 верст.

Авто- и велопутешественники
Кроме пеших, в начале ХХ века на просторах страны стали появляться путешественники-велосипедисты и даже автомобилисты, хотя последних было ещё мало. В то время авто чаще использовались как городской и прогулочный вид транспорта. Отправиться в соседний город вёрст за сто в начале прошлого века мог решиться разве что любитель крупных авантюр, да и то не один, а с «бортмехаником» да с запасом горючего, набором инструментов, которого вполне хватило бы для работы небольшой слесарной мастерской, и кучей запчастей.

Первым путешественником, посетившим Херсон в 1901 году на автомобиле, следует считать Николая Леонтовича (с 1909 года – городской голова Николаева), который в компании приятеля и неизменного механика проехал расстояние в 60 вёрст за три часа! В то время как современные авто преодолевают расстояние меж Херсоном и Николаевом менее чем за час, правда, при условии, что дорога находится в хорошем состоянии.

Ныне нам кажется смешной подобная скорость, да и крайнюю ненадёжность первых автотранспортных средств передвижения нам уже сложно представить. Однако всё так и было. В 1910 году местная газета «Родной край» сообщала об автопробеге по маршруту Одесса – Николаев – Херсон пяти автомобилей одесского кружка автомобилистов: «Выехали из Одессы в 8 ч. 30 мин., прибыли в Николаев за 3 часа 18 мин. За исключением двух лопнувших шин, никаких поломок не произошло, все 400 вёрст шли замечательно ровно, а местами и поразительно регулярно».

«Замечательно ровно» и «поразительно регулярно» – однако! Подобные эпитеты никак не вяжутся с состоянием дорожного полотна современных дорог. Херсонская элита обзавелась личными автомашинами немного позднее Одессы и Николаева (по некоторым сведениям – в 1903 году), но автопутешественники из соседних городов в гости к нам нечасто, да всё же заглядывали. Другое дело – велосипед, который ещё с конца XIX века начал своё победное шествие по империи.

Местная газета «Югъ» сохранила для истории посещение Херсона велопутешественником-фотографом Гейне, который получил разрешение от МВД «на произведение съёмок в городах по ходу следования». Средства на пропитание во время путешествия Гейне зарабатывал посредством всё той же фотокамеры, делая на заказ фотопортреты для сельских жителей.

Путешественники международного класса
В 1909 году в Херсоне несколько дней находился и также выступал с лекцией в зале Народной аудитории известный путешественник Николов, который более 10 лет странствовал по государствам Азии и Африки. Не часто, но всё же бывали в Херсоне и кругосветные путешественники. К примеру, 25 мая 1911 года город посетил шведский мореплаватель, совершавший кругосветное путешествие на маленькой шлюпке. Нелёгкий путь он проделал вследствие заключённого пари на приличную сумму и уже приближался к конечной цели своего маршрута, направляясь вверх по Днепру, а затем по Балтийскому морю к родным берегам Швеции.

Буквально спустя пару дней после отъезда «плавучего шведа», в начале июня в Херсон прибыли румынские путешественники – студенты братья Константин и Василий Ионеско, заключившие пари в 40 тысяч франков, согласно которому должны были за 6 лет пешком совершить кругосветное путешествие. По оговорённым правилам, путешественникам разрешалось пользоваться только пароходами.

На момент пребывания в Херсоне братья странствовали по миру уже порядка четырёх лет. Не имея средств для путешествия и пропитания, по прибытии в город братья тотчас давали в местной газете стандартную (так как совершенно не говорили по-русски) заметку о своём путешествии и отправлялись в Городское собрание, где продавали свои фотопортреты за приличные деньги любопытной публике. Херсонская публика охотно раскупала фото братьев-туристов и даже жертвовала студентам некоторые суммы, вполне достаточные для продолжения путешествия.

Неудачный полёт
Благодаря местной прессе известно по крайней мере об одном неудавшемся путешествии по маршруту Одесса – Херсон на… воздушном шаре. В районе Днепро-Бугского лимана путешественников, членов одесского аэроклуба, летевших в Херсон, застал штормовой ветер, который понёс шар в открытое море. К тому же оболочка сферы не выдержала ветра и получила серьёзные повреждения. Шар стал падать…

Практически в последний момент в быстро сгущавшихся сумерках аэронавты заметили огни судна. Невероятными усилиями, проявив все свои навыки пилотажа, воздушные путешественники буквально свалились на палубу коммерческого парохода, спешившего из Одессы в Херсон. Им удалось не только спастись самим, но и сохранить весьма дорогой воздушный шар. Благодаря попутному судну их путешествие таки закончилось в Херсоне. Ничего, что попали они в него не так, как планировали. Главное – всё завершилось благополучно.

Восторженные путешественники
Была в те далёкие времена и ещё одна категория путешественников – школьники из глубинки, из отдалённых от Херсона сёл. Дети в сопровождении учителя на наёмных подводах, случалось, по несколько дней добирались до губернского города, чтобы посетить главную херсонскую достопримечательность – местный археологический музей и услышать разъяснения его хранителя Виктора Гошкевича. Это была обычная практика, когда в дни каникул учителя, причём нередко практически за свой счёт, устраивали детям подобные путешествия. И это ничего, что добираться до большого города приходилось с проблемами. Несмотря на усталость, неудобства и тряску в крестьянских возах на разбитых дорогах, дети меньше всего попадали в разряд «неблагосклонных» путешественников, радуясь всему необычному и ещё неизведанному, встречавшемуся на их пути, всё воспринимая с наивным восторгом.

Правда, в пути случалось всякое… Так, местный «Югъ» однажды опубликовал на своих страницах заметку о злоключениях группы школьников из глубинки, у которых на постоялом дворе в Херсоне стащили весь наличный капитал – целых 5 рублей! Растерянная учительница просто не знала, что ей делать с десятком попавших в беду школьников. На счастье, городские коллеги устроили группку сельских путешественников на ночлег в пустовавшей по случаю каникул классной комнате одной из городских гимназий и организовали для них бесплатный чай.

Когда же о происшествии узнал городской голова, то без промедления выдал бедолагам из собственного кармана всю похищенную вором сумму и угостил детей обедом. Так что отдых юных путешественников далее ничем уже не был омрачён.

Продолжение темы – в одном из ближайших номеров.

Александр Захаров
Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.