on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон - город нескучный. 5 часть

Херсон - город нескучный. 5 часть

В прошлом номере «Субботнего выпуска» мы продолжили рассказ о нашем городе, несправедливо названном «неблагосклонными» путешественниками скучным. И пусть в те далекие времена начала ХХ века Херсон был всего лишь небольшим 70-тысячным городишком с громким статусом столицы губернии, жить здесь было совсем не скучно! Вот скажите, чего такого не было в Херсоне из того, что было в других городах? Лавки и магазины полны товаров и продуктов, причём таких, которые в более позднее советское время на долгие десятилетия попали в разряд дефицитных. Для совершения покупок нужны были средства, впрочем, при соотношении прежних жалований и цен не такие уж большие.

Что может быть «круче» музыкального ящика?
Все технические новинки, которые появлялись в мире, пусть с небольшим опозданием, но оказывались и в Херсоне. Граммофон, оргофон, фонограф, пианола (механическое пианино), музыкальные ящики различных модификаций – это из разряда музыкальных механизмов.

Только не стоит путать музыкальный ящик с шарманкой папы Карло. Популярные в те времена музыкальные ящики порой были весьма заманчивыми устройствами с рядом дополнительных функций. Скажем, музыкальный ящик «Фурор», разрекламированный в местных газетах в начале ХХ века: «Музыкальный ящик “Фурор” играет долго и звучно с аккомпанементом рояли красивые марши, пьесы, вальсы, оперы, польки… Музыкальный ящик “Фурор” служит одновременно туалетным зеркалом и является занимательным украшением в каждом доме и незаменимым подарком для себя и друзей. Музыкальный ящик “Фурор” снабжён электрическим устройством, издаёт поразительный электрический свет, эффектно освещающий большое пространство кругом. Цена музыкального ящика “Фурор” вместе с до минуты выверенными часами (электричество освещает и часы) – 4 р. 75 к.». Такой себе вариант бытовой техники «четыре в одном».

Упоминаемый в списке музыкальных механизмов оргофон был внешне похож на музыкальный ящик со «стальными нотами», как значилось в рекламе. Под нотами подразумевался латунный диск с просечками, в которые при движении диска попадали молоточки, издавая определённый звук. Поставщик двора Его Императорского Величества Юлий Генрих Циммерман, владелец крупной сети магазинов музыкальных принадлежностей, предлагал покупателям в Херсоне кабинетный и салонный оргофоны за 35 и 50 рублей соответственно. Как было указано в рекламе: «Салонный оргофон с 26-ю двойными голосами, автоматически играет громче и тише».

Музыкальные механизмы, ноты для оргофона, валики для фонографа, пластинки для граммофона можно было без проблем приобрести в Херсоне. Только на одной Суворовской было не менее пяти подобных торговых точек, в том числе магазин Фрикке и «Торговый дом Полякин и сыновья».

«Волшебный фонарь» и личный иллюзион
А ещё магазины через местные газеты наперебой предлагали другие, не менее интересные вещи. Например, так называемые волшебные фонари «новейшего усовершенствования с сильными объективами и рефлекторами, керосинового освещения, со всеми принадлежностями и подробным печатным руководством». Причём, опять-таки, «волшебные фонари» были различных модификаций: волшебный фонарь «электра», волшебный фонарь «синематограф», волшебный фонарь «зеркальный синематограф» и так далее, под «любой карман» – стоили от 1 до 150 рублей.

Чуть позднее, уже к концу первого десятилетия ХХ века, в Херсоне всего за 7 рублей 50 копеек можно было купить личный театр-иллюзион: «Выписав у нас театр-иллюзион, можно давать у себя дома для своих родных и знакомых домашние представления живых картин, как то оперы, драмы, трагедии, комические сцены разного содержания, снимки с натуры, танцы, иллюзии и т. п.». Ленты с картинами для аппаратов продавались «по цене от 75 коп. до 1р. 50 к.». При помощи газетной рекламы можно было заказать «фотографический прибор, полный, со всеми принадлежностями и руководством (можно тотчас снимать портреты)».

Цены на фотоприборы (тогда ещё их не называли привычным словом фотоаппарат) также были либеральными – для всех слоев населения, от трёх до пятидесяти рублей. Фотоаппаратуру можно было приобрести и в самом Херсоне, например, у Ахтерова или в «Торговом доме Ивлева» на Суворовской.

«Холодильник» для кухарки
В подтверждение тому, что в начале ХХ века в Херсоне всё было, заметим, что в местных газетах рекламировались бытовая автоматическая штопально-ткацкая машина «Самоткач», скоровязальная машина и даже ручная стиральная (тогда она называлась «прачка-американка») «Колумб», не говоря уж об американских и европейских пишущих машинках, «необходимых каждому», за 20–25 рублей. Кстати, уже тогда предлагали «последний писк новейшей техники» – уменьшённый, «карманный» вариант печатной машинки.

В начале ХХ века в Херсоне можно было купить и… холодильник! Правда, тогда он назывался более простым словом – лЕдник, видимо, по ассоциации с привычными для всех ледниками – глубокими подвалами, которые зимой заполняли слоями льда и соломы. Лёд в добротном подземном леднике мог сохраняться до нового зимнего сезона. Под землёй в таких ледниках и сберегали скоропортящиеся продукты. Однако каждый раз спускаться в подвал за провизией было не совсем удобно, поэтому изобретатели издавна корпели над вопросом создания «портативного» кухонного ледника. И таки докорпели!

В 1906 году в херсонской газете «Югъ» одесский предприниматель, владелец «мебельного и зеркального магазина» Гринберг предлагал к продаже бытовые «ледники со значительной скидкой». К сожалению, из рекламы не совсем ясно, что из себя представлял сей гринберговский ледник. Скорее всего, это был простой громоздкий «шкаф» с толстыми полыми стенами из металла, куда загружался колотый лёд из подземного ледника. Подобные ледники использовали в Европе ещё в средине 19-го столетия и даже позднее, когда в конце того же века был изобретён первый компрессорный холодильник. В связи с его дороговизной, громоздкостью и ненадёжностью многие предпочитали по старинке пользоваться примитивным кухонным шкафом-ледником. Продукты в таком леднике с одной закладкой льда можно было хранить до двух дней. Первый настоящий компрессорный холодильник в истории Российской империи был собран в 1901 году в Санкт-Петербурге.

«Киношный» бум
И почта в Херсоне была, и телеграф, и даже телефон, по которому можно было связаться с соседними Одессой и Николаевом. А в конце 1902 года под руководством инженера-электрика Бухгейма в городе начались работы по устройству беспроволочной радиотелеграфной станции, связавшей Херсон и Голую Пристань, посредством аппаратуры системы Попова-Дюкрете.

Интересно и то, как это «неблагосклонные» наблюдатели, посетившие Херсон в начале ХХ века, не обратили внимание на огромное количество имевшихся здесь биоскопов-иллюзионов – прототипов знакомых нам кинотеатров. Киношный бум разразился в Херсоне с октября 1901 года, когда местные обыватели впервые познакомились с «живыми картинами», продемонстрированными в городском театре заезжим гастролёром. Успех первого кинопоказа подтолкнул местных предпринимателей к активной деятельности, и спустя всего лишь несколько лет местная пресса писала: «Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? Иллюзионы! Они наполняют весь город». Театр «Ампир» Спектора, «Американский биоскоп» Ахтерова, «Рекорд» Левина, «Бомонд» Крамаренко, «Электробиоскоп» Зайлера, «Парижский иллюзион» Купермана, «Экспресс» и ещё множество иных, более мелких.

Кинобум в Херсоне дошёл до того, что многие владельцы кафе и чайных массово стали обращаться в городскую управу за разрешением установить в своих заведениях кинопроекционную аппаратуру. Причём владельцы даже соглашались нести расходы по устройству собственных электрических станций при иллюзионах. Но стоит заметить, что в связи с особой пожароопасностью биоскоповиллюзионов, в первую очередь из-за горючести и легковоспламеняемости киноплёнки, горуправа, имевшая определённые инструкции после страшного пожара в иллюзионе города Бологое, вынуждена была в разрешениях отказать. Впрочем, как я уже говорил, «киношек» в Херсоне хватало с головой.

Ну а чтобы выжить среди жёсткой конкуренции, владельцам и арендаторам приходилось внедрять новые формы привлечения в свои заведения зрителей. Обычно киносеансам предшествовали выступления разножанровых артистов – певцов, музыкантов, декламаторов, причём иногда с довольно известными именами: «Сверх программы! В особом отделении! – интриговали зрителей афиши. – Живые мраморные статуи! Только несколько гастролей красавицы Лилетты! Мнемопластика. Последние новинки Лондонской выставки. Волшебные картины живой иллюзии. Собственная живая декорация и электрические эффекты». Или: «Дебют единственного в мире короля иллюзий. Нельсон Картер, человек с таинственными руками, у которого на глазах публики все предметы моментально исчезают из рук и снова появляются…». «Биоскоп Зайлера. “Галлея” – концерт- монстр».

Театр – в массы!
А ещё любимыми местами развлечений херсонцев являлись театры, которых также немало было в Херсоне. Кроме театров главного городского и малого – Театра миниатюр на Витовской в доме Писаренко, в городе действовало несколько полупрофессиональных и любительских театральных коллективов, в том числе и малорусская труппа Юрия Шумского. Театральными постановками увлекались и в учебных заведениях, и в различных обществах. Не редкими были и детские дворовые спектакли: «На Волохинской улице, – писала газета “Югъ”, – дети в каждый праздник устраивают во дворе детские спектакли, пишут пьесы и разыгрывают сказки – “Красная Шапочка”, “Иван-дурак” и другие».

Александр Захаров

Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.