on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон - город нескучный. 8 часть

Херсон - город нескучный. 8 часть

Старый, совершенно незнакомый нам нынешним Херсон был продуктом своего времени, со своей многоступенчатой структурой развлечений, присущих тем или иным слоям общества. И если интеллигенция предпочитала, скажем, театральную классику в исполнении лучших актёров того времени, то простому, не искушённому в искусстве люду чаще всего это казалось скучным и неинтересным     

Окраинный «трон» - любимое развлечение простой публики
В качестве любимого развлечения сие общество выбирало сугубо народное театральное действо, называвшееся «трон». Причём, почему оно носило это название, нам, современным, не имеющим понятия о происходящем, остаётся тайным. Как описывал такой стихийный спектакль один из сторонних наблюдателей, это было представление без определённого смысла и чётко выстроенной сюжетной линии. Зато в нём было всё то, что так нравилось простому люду: стрельба, крики, погони, выпивка...

Конечно, находились интеллигентные, образованные личности, пытавшиеся изменить подобные народные взгляды и приобщить тёмное население к настоящей культуре. Действующие в городе любительские театральные кружки занимались просветительской деятельностью, с разрешения вышестоящего начальства устраивали, как им казалось, близкие и понятные для простой публики спектакли по пьесам «народных», в том числе и малороссийских драматургов. Но, как отмечал один из участников таких спектаклей в газете: «Пробовали поставить и показать им спектакль по пьесе Гоголя - успеха не имели. Публика оживилась лишь во время сцены застолья кумовьёв, громко обсуждали, кто и сколько выпил и кто правдоподобнее сыграл пьяного... ».

Народный маскарад на Забалке
Херсонский литератор Алексей Кручёных вспоминает о другом, ставшем также традиционным развлечении не слишком притязательного общества в Херсоне, - о так называемом народном маскараде, который в начале XX века обычно ежегодно проходил на Арнаутской улице в последние дни Масленицы. Это было поистине народное действо, собиравшее большое количество гостей со всего города, в том числе и любопытствующую интеллигенцию, желавшую поближе познакомиться с народными традициями.

Как упоминает Кручёных, к маскараду начинали готовиться загодя, шили и клеили маскарадные костюмы, маски, да так, чтобы посмешнее да подурашливее. На маскараде, кроме различных костюмов и масок, обязательно присутствовали главные персоны, которые «творили действо» и задавали тон народному гулянию: «Янкель», «Капан», «Цыган с медведем», старьёвщик «Кости-тряпки», «Барыня с Лекарем» и «Чёрт»... На протяжении всего маскарада эта весёлая компания, подогретая горячительными напитками, разыгрывала небольшие, иногда даже пошлые интермедии, которые очень нравились местным участникам, зрителям и гостям. Публика, находясь подшофе по причине изобильной торговли спиртным, веселилась как могла.

Правда, чаще всего это народное гуляние заканчивалось самым прозаичным образом: «Изрядно выпившие гости и хозяева заполняли собой всю улицу и, уже не соблюдая элементарных правил движения, качались из стороны в сторону, от одного забора к другому.

Непризнанные городские кавалеры-ферты (на языке шестидесятых годов XX века - стиляги) приставали к приличным девицам, на защиту которых вставали забалковские парни. Завязывались небольшие дуэли в форме мордобития. Или маска, оставаясь инкогнито, обнаруживая, что его барышня кокетничает с другим, под любым предлогом налетал на соперника. Масса быстро реагировала на любой инцидент и тут же бросалась разборонять дерущихся, увеличивая тем самым количество кулаков с одной и с другой стороны. Стоило крикнуть одному: «Рогатских бьют!» - как скопище дерущихся увеличивалось в несколько раз. Драка принимала размеры побоища, невозможно было разобрать, кто кого. На одном конце улицы кричали:

- Нашим шпангоуты рыхтують!

На другом орали:
- Не дрейфь, меть по кумполу!

Битва становилась повальной, охватывая квартал за кварталом... »

Да, умели в Херсоне веселиться в то далёкие времена! А уж каким ключом било веселье на херсонской свадьбе, можно судить по интервью сотрудника местной газеты «Родной край» с одним из гостей, веселившимся на свадьбе в далеком 1914 году:

«- Хорошо ли погуляли?

- Сначала хорошо, а потом хуже.

- Чем хуже?

- Драка была, дяде Семёну морду отдавили. Сначала-то всё было честь по чести, пили, закусывали. Потом дядя Семён слабым оказался, свалился под лавку. А тут как на грех Гришка Косой на гармонике играть начал. Васька Кудряш в пляс пустился да ненароком наступил дяде Семёну на морду, тот заорал. А Машка-то разозлилась, что мужа обижают, схватила кочергу да хотела Кудряшу съездить. Да ненароком попала по лампе и жениху по голове. Лампа вдребезги, а жених не разобрал, в чём дело, и думал, что это его Гришка Косой сзади съездил. Да как развернётся ему по башке! Косой хотел дать сдачи да и зацепил по носу свёкра. Ну и пошла потеха - кто кого. А в это время Матрёна надела шубу наизнанку и хотела в избу верхом въехать, чтобы у молодых было столько добра, сколько волос в меху. Примета есть такая. Да застряла в дверях. В избе драка, Матрёна визжит. Полиция прибежала. Троих в холодную посадили, а там опять всё чин чинарём пошло»...

Стоит отметить, что после ряда серьёзных увечий, причинённых участникам ежегодного «забалканского» (такое ироничное прозвище получила Забалка в местных газетах) маскарада, полиция была настороже. Запреты на проведение народного маскарада ни к чему хорошему не привели, участники действа просто до последнего дня держали в секрете место очередного масленичного веселья. В этой связи маскарады разрешили, но под неусыпным надзором полиции, которая строго следила за происходившим, не допуская вольностей и драк.

Поэтому с 1908 года херсонские газеты имели честь фиксировать уже более спокойное проявление народного веселья: «Масленица Забалкой прошла сравнительно спокойно, без обыкновенных уличных безобразий. Центром общего дневного веселья простонародья в этом году служила Запорожская улица. Ряженых было свыше ста человек... ».

«Масленичный бал»
А вот как веселилось среднее общество в старом Херсоне в 1909 году, поведала газета «Родной край»: «Из всех масленичных балов, вечеров и маскарадов самым удачным был грандиозный бал, устроенный херсонским благотворительным обществом. Он удался во всех отношениях - и со стороны художественной, и по материальному успеху сбор небывалый.

Были оригинальные идейные маски на злободневные темы. Удачно представлен в зале вечер в Венеции, с огнями в окнах венецианских замков, с иллюминацией на улицах и непременной гондолой и гондольерами с мандолинами, переносящий вас в прекрасную Венецию. Красивый грот с шампанским, приятно сервированные столы с закусками и напитками, два хора музыки, пение артистов городского театра, венецианский карнавал, пестрота костюмов, цветы, залы залитые ярким светом - всё это придавало вечеру особое торжество.

Вечер устроен г. председательницей благотворительного общества Софьей Александровной Бантыш».

И смею вас уверить, что за вычетом расходов на устройство праздника весь небывалый денежный сбор был-таки направлен на благотворительные цели. В чём можно убедиться, прочитав в газете отчёт о прошедшем вечере, где была расписана каждая копейка.

Грамофонные вечера, общественные чтения
В качестве развлечений для низшего общества и их детей можно назвать и граммофонные вечера с прослушиванием пластинок с записями Шаляпина, Собинова, Карузо и других исполнителей из всемирной когорты уникальных певцов. Устраивали слушания члены благотворительных обществ. Такие вечера были весьма популярны даже в среде портовых грузчиков и крестьян, которые слушали пение, затаив дыхание, забыв о своих вышибавших слезу дымных самокрутках.

Не менее популярными были и общественные чтения: местная интеллигенция читала «простой», зачастую совершенно неграмотной публике произведения всемирной литературы. А чаще всего - более понятные и близкие сердцам слушателей рассказы Горбунова, Леонида Андреева, Куприна, иногда сопровождая показ визуальными «туманными картинками», проецируемыми на экран при помощи «волшебного фонаря» - аппарата, похожего на весьма популярный в 1950-60-е годы детский фильмоскоп.

Иногда случалось, что свои произведения читал сам автор. Так, известно, что в августе 1910 года писатели Куприн и Фёдоров посетили студенческий бал, проходивший в Херсонском городском собрании, где познакомили студентов со своими новыми сочинениями.

В начале XX века собирался посетить Херсон по приглашению еврейского общества «еврейский Марк Твен» - Шолом Алейхем, по крайней мере, так об этом сообщали местные газеты, «где он выступит с чтением своих рассказов». Вот только обстоятельства для приезда сложились не совсем благоприятно, в стране вспыхнула первая русская революция с кровавыми событиями и еврейскими погромами, а посему еврейский классик посчитал наиболее благоразумным покинуть эту страну навсегда.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №28 (868).- 12.07.2018.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.