on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новини регіону

02.10.2024, 23:28

Гурт “Антитіла” випустив кліп на пісню “Вдома” з кадрами Херсонщини

20 вересня український гурт “Антитіла” випустив кліп на свою ...
02.10.2024, 23:25

У Київській області триває виставка мисткині з Херсона “Чумацька ікона на рибі”

У краєзнавчому музеї в місті Бровари Київської області триває виставка ...
22.09.2024, 23:35

На Київському тижні критики покажуть стрічку “Редакція”

На Київському тижні критики, який відбудеться із 17 по 23 жовтня, покажуть ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Херсон міг стати нафтовою столицею півдня...

 

Херсон мог стать нефтяной столицей юга...

Война 1914 года стала серьезным испытанием для херсонских обывателей. Особенно - в первую военную зиму, когда в значительной мере сократились поставки в город таких необходимых в это время года энергоносителей, как керосин, дрова и уголь. Окончание темы, которую «Субботний выпуск» начал в прошлом номере в статье «"Древесно-керосиновый голод" в Херсоне»

Выручают искусственные насаждения
Стоит, пожалуй, вспомнить и о старой практике озеленения территории городских дач, то есть о посадке лиственных деревьев (в основном - влаголюбивых и быстрорастущих вербы и ольхи) в плавневой зоне. В прежние времена каждый обыватель, заключивший договор на аренду земли под огороды в плавнях, брал на себя обязательства посадить здесь определенное количество деревьев, которые по окончании срока аренды переходили в городскую собственность.

В тяжелое военное время более ранние посадки, которые превратились в тенистые рощи, состоявшие из старых, а вернее - из зрелых деревьев, также сыграли роль стратегических запасов топлива. Распоряжением городской управы больные и дуплистые деревья вырезали на дрова, которые свозили и складировали на территории городской электрической станции. Оттуда впоследствии их продавали по льготной цене населению Херсона. Вместе с тем запасы древесного топлива в плавнях были совсем не безграничны. К тому же их уничтожению усиленно помогали местные браконьеры, которые, не боясь плавневых объездчиков и специальной охраны, вырезали на дрова здоровые деревья. Поэтому цены на дрова из местных угодий также неумолимо ползли вверх.

Под Херсоном нашли залежи угля и нефти!
В совокупности все неразрешенные вопросы, связанные с недостатком энергоносителей в Херсоне, очень скоро превратились в один большой клубок проблем. Эта ситуация и безвыходное положение, в которое был поставлен город, заставили городское самоуправление искать некую альтернативу привозному топливу. «Война оказала свое благоприятное влияние и на город Херсон, - писала в те дни газета "Родной край". - Заставила обратить внимание на природные богатства нашего района, о которых до сих пор никто из нас и понятия не имел. Совсем недавно членом горуправы Е. Ф. Эккертом были обнаружены в плавнях залежи каменного угля. А несколько дней тому назад в горуправу поступило заявление от инженера Монвиж-Мондтвида о том, что им в пределах Херсона обнаружены залежи нефти».

Это было поистине сенсационное заявление, которое могло сулить в дальнейшем если не процветание городу, то уж во всяком случае его независимость от привозных энергоносителей. По словам инженера Монвиж-Мондтвида, «Херсонский бассейн нефти достаточно обширен и направляется на север мимо Кривого Рога, быть может, разделяясь на части, к Елисаветграду, Знаменке и Корыстовке, где также чувствуются полосы нефти. Глубина же залегания нефти в херсонских плавнях чувствуется всего около 30-50 саж. (64-106 метров. - А. 3.)».

Нет ничего удивительного, что о находках подземных богатств заговорили, строя на дальнейшее великие планы, но только в мечтах. Ибо для более серьезных исследований требовались не менее серьезные вложения капитала, которого у города просто не было. Не нашлось и богатых спонсоров, готовых в то трудное время финансово поддержать исследовательские работы. Очень скоро их постигла судьба железной руды, найденной в начале XX века в окрестностях Херсона. Тогда, несмотря на успех исследований, работы прекратили еще в начальной стадии.

Торф - подарок Херсонцам от природы
К продолжению поисков альтернативного и недорогого топлива херсонское самоуправление подтолкнули сокращение общей площади разработок каменного угля в империи, отсутствие заграничного импорта и нарушение стабильности и качества железнодорожного движения. В июле 1915 года были проведены исследования ряда плавневых участков, принадлежавших городу. Благодаря им «в нескольких пунктах были обнаружены залежи торфа объемом до 8000 кубических саженей, по внешнему виду готовых к разработке в настоящее время. Из них представляется возможным получить 800000 пудов сухого торфа. Стоимость выработки одного пуда торфа на месте производства исчислена городской управой в 5 копеек. Близость мест разработки торфа даст возможность в черте города иметь торф по цене 8-9 копеек за пуд, который по своему тепловому эффекту эквивалентен равному весу хороших дров».

В сущности, разработка торфа требовала минимума затрат и могла быть организована в самое кратчайшее время. Уже спустя пару недель после решений вопроса первые 50 человек наёмных рабочих приступили к работам. Затем начались работы на торфянике Карантинного острова. Осенью 1915-го были начаты работы на торфянике возле села Кардашинка. Там залежи торфа оказались внушительными, а вскоре Кардашинский торфопромысел стал самым крупным местом его добычи.

Строительству электростанции в  Кардашинке помешала война
Что и говорить, природа преподнесла херсонцам бесценный подарок. Обнаруженные запасы топлива помогли пережить самые сложные периоды истории Херсона и его окрестностей. Работы на Кардашинском торфянике не прекращались и с установлением советской власти в стране. Мало того, в связи с увеличением за период с 1922 по 1924 годы стоимости дров на местных рынках на 250-300% и введением их строгого нормирования добыча торфа стала приоритетной отраслью развития. Уже в 1924-м она значительно превысила объемы дореволюционной добычи из-за того, что оказалось возможным частично механизировать производство. В первую очередь здесь были установлены два элеватора «Анрена».

По словам инженера торфопромыслов Михаила Шейнвальда: «Ведущаяся сейчас твердая линия механизации производства дает право думать, что в ближайшие годы при наличии соответствующих экономических условий наши разработки не будут отставать в техническом отношении от аналогичных (таких же) производств в РСФСР. Все существующие способы механизации производства, подходящие к местным условиям, будут применены». И действительно, к началу 1940-х годов кардашинские торфоразработки представляли собой серьезное и почти полностью механизированное предприятие. К тому времени был утвержден проект строительства на Кардашинских торфяных болотах тепловой электростанции мощностью в 20 миллионов кВт/час в год.

По сообщению газеты «Наддніпрянська правда», это должно было дать «можливість електрифікувати промисловість і сільське господарство Херсонського і Миколаївського округів». Впрочем, строительству электростанции и дальнейшему развитию промыслов помешала начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война. После освобождения Херсона от гитлеровцев в марте 1944-го вернувшиеся к мирному труду люди приступили к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Одной из первых была возобновлена работа на Кардашинских торфяниках. Там с началом нового сезона 1945 года трудились уже более 200 человек. На торфяниках работали два торфяных агрегата, была восстановлена узкоколейная железная дорога, по которой два мотовоза доставляли груженные торфом вагонетки к месту погрузки его на баржи.

В 1946-м добыча торфа достигла невиданных до революции объемов - 30 тысяч тонн за сезон! В том же 1946 году был введен в эксплуатацию новый - цюрупинский - участок торфоразработок. Он, по словам специалистов, обладал не меньшими, чем кардашинский, объемами залежей торфа.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №6 (689).- 05.02.2015.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.