on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсон мог стать нефтяной столицей юга...

Херсон мог стать нефтяной столицей юга...

Война 1914 года стала серьезным испытанием для херсонских обывателей. Особенно - в первую военную зиму, когда в значительной мере сократились поставки в город таких необходимых в это время года энергоносителей, как керосин, дрова и уголь. Окончание темы, которую «Субботний выпуск» начал в прошлом номере в статье «"Древесно-керосиновый голод" в Херсоне»

Выручают искусственные насаждения
Стоит, пожалуй, вспомнить и о старой практике озеленения территории городских дач, то есть о посадке лиственных деревьев (в основном - влаголюбивых и быстрорастущих вербы и ольхи) в плавневой зоне. В прежние времена каждый обыватель, заключивший договор на аренду земли под огороды в плавнях, брал на себя обязательства посадить здесь определенное количество деревьев, которые по окончании срока аренды переходили в городскую собственность.

В тяжелое военное время более ранние посадки, которые превратились в тенистые рощи, состоявшие из старых, а вернее - из зрелых деревьев, также сыграли роль стратегических запасов топлива. Распоряжением городской управы больные и дуплистые деревья вырезали на дрова, которые свозили и складировали на территории городской электрической станции. Оттуда впоследствии их продавали по льготной цене населению Херсона. Вместе с тем запасы древесного топлива в плавнях были совсем не безграничны. К тому же их уничтожению усиленно помогали местные браконьеры, которые, не боясь плавневых объездчиков и специальной охраны, вырезали на дрова здоровые деревья. Поэтому цены на дрова из местных угодий также неумолимо ползли вверх.

Под Херсоном нашли залежи угля и нефти!
В совокупности все неразрешенные вопросы, связанные с недостатком энергоносителей в Херсоне, очень скоро превратились в один большой клубок проблем. Эта ситуация и безвыходное положение, в которое был поставлен город, заставили городское самоуправление искать некую альтернативу привозному топливу. «Война оказала свое благоприятное влияние и на город Херсон, - писала в те дни газета "Родной край". - Заставила обратить внимание на природные богатства нашего района, о которых до сих пор никто из нас и понятия не имел. Совсем недавно членом горуправы Е. Ф. Эккертом были обнаружены в плавнях залежи каменного угля. А несколько дней тому назад в горуправу поступило заявление от инженера Монвиж-Мондтвида о том, что им в пределах Херсона обнаружены залежи нефти».

Это было поистине сенсационное заявление, которое могло сулить в дальнейшем если не процветание городу, то уж во всяком случае его независимость от привозных энергоносителей. По словам инженера Монвиж-Мондтвида, «Херсонский бассейн нефти достаточно обширен и направляется на север мимо Кривого Рога, быть может, разделяясь на части, к Елисаветграду, Знаменке и Корыстовке, где также чувствуются полосы нефти. Глубина же залегания нефти в херсонских плавнях чувствуется всего около 30-50 саж. (64-106 метров. - А. 3.)».

Нет ничего удивительного, что о находках подземных богатств заговорили, строя на дальнейшее великие планы, но только в мечтах. Ибо для более серьезных исследований требовались не менее серьезные вложения капитала, которого у города просто не было. Не нашлось и богатых спонсоров, готовых в то трудное время финансово поддержать исследовательские работы. Очень скоро их постигла судьба железной руды, найденной в начале XX века в окрестностях Херсона. Тогда, несмотря на успех исследований, работы прекратили еще в начальной стадии.

Торф - подарок Херсонцам от природы
К продолжению поисков альтернативного и недорогого топлива херсонское самоуправление подтолкнули сокращение общей площади разработок каменного угля в империи, отсутствие заграничного импорта и нарушение стабильности и качества железнодорожного движения. В июле 1915 года были проведены исследования ряда плавневых участков, принадлежавших городу. Благодаря им «в нескольких пунктах были обнаружены залежи торфа объемом до 8000 кубических саженей, по внешнему виду готовых к разработке в настоящее время. Из них представляется возможным получить 800000 пудов сухого торфа. Стоимость выработки одного пуда торфа на месте производства исчислена городской управой в 5 копеек. Близость мест разработки торфа даст возможность в черте города иметь торф по цене 8-9 копеек за пуд, который по своему тепловому эффекту эквивалентен равному весу хороших дров».

В сущности, разработка торфа требовала минимума затрат и могла быть организована в самое кратчайшее время. Уже спустя пару недель после решений вопроса первые 50 человек наёмных рабочих приступили к работам. Затем начались работы на торфянике Карантинного острова. Осенью 1915-го были начаты работы на торфянике возле села Кардашинка. Там залежи торфа оказались внушительными, а вскоре Кардашинский торфопромысел стал самым крупным местом его добычи.

Строительству электростанции в  Кардашинке помешала война
Что и говорить, природа преподнесла херсонцам бесценный подарок. Обнаруженные запасы топлива помогли пережить самые сложные периоды истории Херсона и его окрестностей. Работы на Кардашинском торфянике не прекращались и с установлением советской власти в стране. Мало того, в связи с увеличением за период с 1922 по 1924 годы стоимости дров на местных рынках на 250-300% и введением их строгого нормирования добыча торфа стала приоритетной отраслью развития. Уже в 1924-м она значительно превысила объемы дореволюционной добычи из-за того, что оказалось возможным частично механизировать производство. В первую очередь здесь были установлены два элеватора «Анрена».

По словам инженера торфопромыслов Михаила Шейнвальда: «Ведущаяся сейчас твердая линия механизации производства дает право думать, что в ближайшие годы при наличии соответствующих экономических условий наши разработки не будут отставать в техническом отношении от аналогичных (таких же) производств в РСФСР. Все существующие способы механизации производства, подходящие к местным условиям, будут применены». И действительно, к началу 1940-х годов кардашинские торфоразработки представляли собой серьезное и почти полностью механизированное предприятие. К тому времени был утвержден проект строительства на Кардашинских торфяных болотах тепловой электростанции мощностью в 20 миллионов кВт/час в год.

По сообщению газеты «Наддніпрянська правда», это должно было дать «можливість електрифікувати промисловість і сільське господарство Херсонського і Миколаївського округів». Впрочем, строительству электростанции и дальнейшему развитию промыслов помешала начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война. После освобождения Херсона от гитлеровцев в марте 1944-го вернувшиеся к мирному труду люди приступили к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Одной из первых была возобновлена работа на Кардашинских торфяниках. Там с началом нового сезона 1945 года трудились уже более 200 человек. На торфяниках работали два торфяных агрегата, была восстановлена узкоколейная железная дорога, по которой два мотовоза доставляли груженные торфом вагонетки к месту погрузки его на баржи. В 1946-м добыча торфа достигла невиданных до революции объемов - 30 тысяч тонн за сезон! В том же 1946 году был введен в эксплуатацию новый - цюрупинский - участок торфоразработок. Он, по словам специалистов, обладал не меньшими, чем кардашинский, объемами залежей торфа.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №6 (689).- 05.02.2015.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.