Херсон: из века в век (Продолжение 3)
22.02.2007
Благодаря интенсивному развитию в Херсонской губернии товарного зернового хозяйства, Херсон становится одним из центров мукомольной промышленности Малороссии. В 1897 году в Херсоне действовало 8 паровых мельниц, стоимость продукции которых составляла 700 тысяч рублей.
К началу XX века роль фабрик и заводов, оснащенных паровыми двигателями, в промышленном производстве Херсона заметно возросла. На 20 фабрично-заводских предприятиях Херсона трудилось 1 218 рабочих и производилось продукции на 2,8 миллиона рублей в год. Наиболее крупным предприятием был чугунолитейный и механический завод Вадона, где в 1900 году было занято более 130 человек. В 1895 году при заводе соорудили док, начались судостроительные работы. В 1912 году количество рабочих достигло 500 человек, выпуск продукции составил 750 тысяч рублей в год.
Накануне Первой мировой войны на верфи производилась сборка эскадренных миноносцев, строились буксирные пароходы. На шести лесопильных заводах Херсона насчитывалось 620 рабочих и производилось продукции на 1,9 миллиона рублей. Более 80 рабочих обслуживали 6 паровых вальцовых мельниц. Довольно крупным предприятием являлась табачная фабрика Лермана, где 87 рабочих изготовляли продукции на 186 тысяч рублей. Кроме того, действовали более мелкие предприятия: кирпично-черепичные и пивоваренные заводы, конфетная фабрика и другие. В 1905 году количество херсонских рабочих достигло 2,3 тысяч человек.
Благодаря бурному развитию капиталистических отношений, произошли заметные изменения в городской торговле. Постепенно снизилась роль ярмарки, на которую в 1890 году было привезено товаров всего на сумму 21 тысяча рублей, а продано на 16 тысяч рублей. Наряду с торговыми операциями на ярмарке производился наем рабочих на сельскохозяйственные работы. К ее открытию в Херсон стекались толпы батраков, теснившихся на базарной площади и прилегающих к ней улицах. Быстро возрастала постоянная торговля, в 1879 году в городе уже действовало 200 различных торговых заведений с оборотом в 1 миллион рублей.
В 1880 году на 77 судов было погружено 119 500пудовтоваровна402 200 рублей, разгружено 248 судов и 523 плота. Общий вес товаров, разгруженных с этих плавсредств, составляет 9 191 400 пудов, общая стоимость - 2 065 600 рублей. В 1900-1902 годах были проведены работы по углублению Днепровского устья у Херсона (до 22 футов) и строительству судоходного канала, который в 1902 году соединил порт с морем. Через Херсонский порт ежегодно в порты Западной Европы отправлялось до 24 миллионов пудов различных грузов, в т.ч. свыше 15 миллионов пудов хлеба. Импортные грузы почти не поступали: иностранные суда приходили сюда с балластом. Открытие 16 октября 1907 года железной дороги, связавшей Херсон с Николаевым, увеличило товарооборот порта. Тогда же вступил в строй железнодорожный вокзал.
Развитию промышленности, внутренней и внешней торговли способствовало появление в Херсоне банковских и других кредитных учреждений. В 1897 году здесь действовали отделения Государственного банка, Крестьянского поземельного банка, Общество взаимного кредита и Городской общественный банк, организованный в 1875 году при городской думе.
Оживление капиталистической экономики сопровождалось ростом городского населения. В 1897 году в Херсоне прожевало 59,1 тысяч человек. Изменился и его социальный состав: с одной стороны численно росла буржуазная прослойка, с другой - больше стало рабочих.
Значительно увеличились внешнеторговые обороты Херсонского порта. Перед Первой мировой войной больше всего было вывезено зерна в 1911 году, когда на 239 судах в страны Западной Европы было отправлено 59,6 миллиона пудов хлеба. Из-за границы ввозилась в больших количествах кровельная черепица.
В начале XX века в Херсоне открылись отделения Петербургского международного, Русско-Азиатского, Соединенного и Русского для внешней торговли банков. Значительные капиталы сосредоточились в Городском общественном банке, в отделении Государственного банка, в Обществе взаимного кредита, в Ссудо-сберегательном товариществе прогрессивной монархической организации «Союз русского народа».
В 1913 году в Херсоне работали 2 мужские и 5 женских гимназий. Действовали реальное, коммерческое и земское сельскохозяйственное училища, мореходное училище дальнего плавания, две фельдшерские школы (из них одна военная), духовное училище, учительская семинария. В 1914-1915 учебном году было 55 школ, в это число входят начальные земские школы, церковноприходские и школы Министерства народного просвещения.
В 1872 году в Херсоне открылась Городcкая публичная библиотека. Ее фонды насчитывали 29 тысяч книг. В 1896 году для библиотеки было построено новое здание. В 1910 году в городе работало 10 библиотек и 4 читальни, их услугами пользовались 7 729 читателей.
В 1890 году В.И.Гошкевич, работавший тогда в Губернском статистическом комитете, основал археологический музей. До революции вышло 7 выпусков «Летописи музея», где публиковались результаты научных исследований, собирательской и просветительской работы сотрудников музея. В 1890 году начала работать и Губернская ученая архивная комиссия. В 1898 году природовед И.К.Пачоский основал естественно-исторический музей, просуществовавший до 1906 года как губернский энтомологический кабинет. В начале XX века в Херсоне начал работать педагогический музей Н.И.Пирогова.
Большую работу по сбору и обработке статистических материалов проводили местные земские статистики. Со второй половины XIX века начали выходить «Статистико-экономические обзоры Херсонской губернии», «Статистико-экономические обзоры Херсонского уезда», «Отчеты о деятельности Херсонской уездной земской управы», «Материалы для оценки земель Херсонской губернии». На рубеже XIX - XX веков в городе работало 7 книжных лавок.
Первая мировая война отрицательно сказалась на экономической, общественно-политической и культурной жизни города (хотя в начале войны в народе царил дух патриотизма и монархизма). Промышленность пришла в упадок, на полную мощность работали только предприятия, производившие военную продукцию. Так, верфь Вадона совместно с созданными в Херсоне филиалами Путиловского и Петроградского металлических заводов построили несколько эскадренных миноносцев.
Завод сельскохозяйственных машин и орудий собирал саперные двуколки и повозки, снарядные гильзы, телефонную аппаратуру. Выполняя военные заказы, предприятие работало круглосуточно, объем его производства намного увеличился, численность рабочих достигла тысячи человек.
Война ухудшила положение наемных работников. Цены на хлеб и другие продовольственные продукты выросли в 2-4 раза. Трудно приходилось семьям тех херсонцев, которые ушли на фронт.
Окончание следует.
Иванов-Остославский Павел
Таврійський край.-2007.-22 февраля