on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.12.2018, 11:52

Грудень-2018

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Новости региона

30.11.2018, 11:24

День студентського самоврядування

21.11.2018, 11:38

Живописна феєрія студійців Оксани Оснач

05.11.2018, 16:11

Археологи нашли казачьи люльки

Всем известно, что трубка с ароматным табачком была казачьей утехой. А ...

Херсон в 19 веке

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ
Много для Херсона сделал М.П.Лазарев, русский флотоводец и мореплаватель, адмирал с 1843 г. Он с 1833 по 1851 гг. командовал Черноморским флотом и портами Черного моря. При его участии ожили Херсонский порт и судостроительные верфи. В Херсоне приступили к строительству судов с железными корпусами, паровых фрегатов. С 1834 по 1851 гг. в Севастополе, Николаеве, Одессе и Херсоне построено 125 военных судов: 16 линейных, 9 фрегатов, 7 корветов, 11 бригов, 25 канонерских лодок и других военных кораблей. Под его руководством осушались болота вдоль Днепра, строились каменная набережная, дорога в порт, заканчивались улицы.

В 30-е годы улицы получают свое название: Купеческая, Солдатская, Почтовая, Сухарная и др. В середине XIX в. в городе – 92 улицы и площади. Центральные улицы стали мостить булыжником, тротуары - плитами из лавы Везувия, привезенными торговыми судами из Неаполя как балласт, и освещать сальными свечами. При въезде в Херсон через городские ворота (располагались напротив современной областной больницы) брали плату. Влево от ворот располагалось много встроенных мельниц, между ними - дома их владельцев. Прямо к Днепру, на протяжении 2 км, находился бульвар, устроенный губернатором Оленичем, обсаженный акацией. Влево от него - площадь, отделяющая город от крепости. Вправо - постройки канатного завода, длиной около 48 м под прямым углом к крепости шел Пестелевский бульвар и направо от него - центр города с губернаторским домом. Выше и ниже города по Днепру располагались сады. Особенно много их было выше города по балке Веревочной. Здесь же ломали известняковый камень. Он шел на строительные нужды и для выжигания известняка. Камыш по Днепру служил для жителей города топливом и строительным материалом.

СОВРЕМЕННИКИ О ГОРОДЕ
А.С.Афанасьев-Чужбинский, украинский писатель, этнограф, писал о Херсоне середины XIX в.: «Если подъехать к нему водой, в особенности от лимана, он кажется, издали довольно красивым городом, тем более, что по примеру всех своих новороссийских собратьев, изобильно обсажен акацией. Но вблизи это - царство длинных каменных заборов, между которыми торчат дома весьма некрасивой наружности. При малейшем дожде незатейливые улицы делаются непроходимыми, залиты буквально грязью; во время суши, при малейшем ветре, клубы едкой пыли буквально обдают с ног до головы... Вообще Херсон не может похвастаться наружностью и не в состоянии предоставить ни одного здания, которое отличалось бы красотой и изяществом стиля, однако, что можно похвалить, это так называемый бульвар, среди которого возвышается памятник Потемкину. Сам бульвар небольшой, растительность - акация, сирень, сюда вечером собирается общество. Весною бульвар красив; из города через большую площадь - обсаженная дорога, именуемая Пестелевским бульваром, ведет в крепость, где сохранилось ряд зданий, но в страшном опустошении. Особенно печально состояние монетного двора, где, по преданию, всего раза два была чеканка монет.
В крепостной церкви сохранилось кресло, на котором сидела Екатерина II. Собор этот небольшой и красивый, отличается благолепием и необыкновенной тишиной и порядком во время служения».

СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО
К концу XIX в. Херсон раскинулся на 16 км по Днепру. Военный форштадт застраивался на север и к крепости. На север росли Забалка и Сухарное. Появились гражданские строения у Новороссийского генерал-губернатора, создан план застройки территории бывшей крепости и продажи частным лицам сохранившихся сооружений. В1874 г план расширения города утвержден министром внутренних дел для исполнения. На месте бывшего императорского дворца расположилась Херсонская учительская семинария. На месте морского арсенала и военных магазинов - Херсонское арестантское военно-исправительное заведение с церковью. На месте адмиралтейских кузниц - частный пивоваренный завод купца Лайера, бывшего отставного солдата. В двух уцелевших домах адмиралтейского управления - пивоваренный завод купца Фельмета. На месте двух корабельных доков - паровой лесопильный завод купца Вайнштейна. На месте других трех разрушенных доков - лесные склады херсонских купцов-лесопромышленников. В большом мачтовом сарае на берегу Днепра - склад леса для строительных нужд.

В марте 1865 г в Херсоне приступило к работе земство, орган местного самоуправления, созданного по земской реформе 1864 г. Она сыграла большую роль в развитии города. В 60-е гг. началось мощение улиц, большей частью тех, которые вели к пристани. В 1887 г. приступили к мощению гранитом главных улиц со специальными стоками для воды. В 1889 г. создана специальная артель для поддержания в порядке мощеных участков улиц. Вскоре работы по благоустройству приостановили в связи с отсутствием необходимой суммы и возобновили только в 1894 г. Многие улицы и площади, очищенные от грязи, приняли опрятный вид. Улучшилось освещение города, вместо сальных фонарей появились керосиновые. В конце века их насчитывалось 330 в центре города, окраины оставались неосвещенными.

На Привозной площади (в районе фабрики «Красень») построили башню с глубоким колодцем для пресной воды и установили паровую в 8 лошадиных сил машину для ее подъема наверх. Вода из общего резервуара шла по трубам в построенные каменные бассейны, образуя фонтаны. При колодце работала паровая мельница. Водопровод был необходим, в основном, для борьбы с пожарами. Местные жители брали воду из колодцев, покупали у водовозов по 1 коп. за два ведра. В домах знати применяли комнатные фильтры для очистки воды, но основная часть горожан использовала грязную воду. 23 декабря 1886 г. по первому городскому водопроводу дали воду в земскую больницу (ныне - д. №67 по проспекту Ушакова, здание областной больницы). Деньги на постройку дал взаймы местный купец Д.А.Пастухов.

С января 1887 г. началась полная эксплуатация водопровода. По городу уложили 22 км труб, установили 220 пожарных гидрантов, три фонтана на площади, колонки для ручного набора воды. В 1895 г. 418 домов в центре города обеспечены водопроводом.
В 1853 г. в Херсоне образована пожарная команда из 60 человек. Они до 1870 г. были сосредоточены в одном месте, а затем их разделили на четыре команды. Для пожарников в городе построили удобное помещение (сначала пожарные располагались напротив современной гостиницы «1 Мая», а затем переехали в здание с пожарной каланчой, сейчас на этом месте - Главпочтамт), где они занимались специальной физической подготовкой, необходимой при тушении пожаров. Из Лондона выписали пожарные инструменты. С 1870 по 1900 гг. пожарные потушили в городе 3 225 пожаров.

В 1862 г. введен в действие телеграф в здании почтовой конторы (д.№45 по современной ул. Горького). В 1896 г. открыта первая в городе телефонная станция ручного обслуживания. С1897 г. начал действовать телефон. В 1899 г. протяженность телефонных линий составила около 60 км, абонементов -166, из них -126 частных, 36 - правительственных, 4 -служебных.

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
В конце XVIII - начале XIX вв. Херсон потерял свое значение главного торгового порта на юге России. Заграничная торговля сосредоточивалась в Одессе, ставшей главным портовым городом на Черном море. По мере того, как расширялась торговля в Одессе, Херсон приходил в упадок. Правительство в 1805 г. выделило финансовую помощь городу, что способствовало оживлению торговли. Херсон стал основным портом Черного моря по экспорту леса, шерсти, сала. Лес из Белоруссии сплавляли по Днепру, как и многие другие товары. Он шел на строительство Черноморского флота, торговых судов и за границу. Только в 1810 г. в Херсон доставлено 150 тыс. бревен. Одна десятая часть всех товаров, доставляемых в Херсон по Днепру, оставалась для потребностей города и губернии, девять десятых вывозили в порты Черного и Азовского морей, а отсюда - по всему Новороссийскому краю и за границу. Активную роль в торговле играли суда, построенные на купеческой судоверфи и принадлежавшие херсонским судовладельцам, экипажи судов набирали из жителей сел по Днепру, Днестру, Бугу. Шкиперами были украинцы, русские, греки. «Одесский вестник» № 91 от 1842 г. писал о предприимчивости херсонских шкиперов: «До сих пор крестьяне, поступающие на суда прямо от сохи, очень скоро делались матросами, а через два-три года шкиперами. Знания, приобретенные наукой, заменялись у них русской сметливостью, отвагою, решительностью, присутствием духа.

Об этом качестве моряков можно рассказать много чудесного, неимоверного. Один из шкиперов, херсонских, кажется, в 1830 г. зафрахтовал судно свое для отправления из Херсона в Лондон груза леса. Никто не подозревал, что он поедет сам в качестве шкипера, ибо знали, что далее Одессы и Севастополя не плавал, но по окончании погрузки наш Грицко, так вообще называли херсонских шкиперов, благословясь, поднял паруса и был таков. Через несколько месяцев, совершив благополучно рейс, он явился в Херсон. Шкипер этот был безграмотный».
Большие суда за навигацию из Херсона в Одессу делали 6 рейсов, малые — 7-9. Из Одессы суда возвращались чаше всего с грузом известняка для постройки домов.

В июне 1822 г. в Херсон пришел первый пароход, принадлежавший Черноморской эскадре. Его встречали, как невиданное чудо. Он приходил в город, пока не было закрыто адмиралтейство. Затем ежегодно в Херсон приходили военные буксиры для сопровождения плотов. Коммерческие пароходы не заходили в порт до 1857 года, так как торговля в Черном и Азовском морях производилась речными и каботажными судами.
В 1844 г. из Балты в Херсон перевели комиссариатскую комиссию, которая снабжала большую часть войск в Новороссийском крае и на Кавказе. Это способствовало развитию торговли города, так как херсонские купцы и судовладельцы получили подряды на поставку разных товаров комиссии. Для развития торговли в портах Черного и Азовского морей и перевозки пассажиров правительство выделило 5 военных пароходов, расположенных в Одессе. Один из них связывал Херсон с Одессой. Такое сообщение просуществовало до 1853 года, когда началась Крымская война.

В период войны, в связи с опасностью нападения, Днепровский лиман укрепили. Херсон стал перевалочным пунктом для войск, следовавших в Крым. В городе устроили временные госпитали. В 1855 году в Елизаветград перевели комиссариатскую комиссию. Торговля морем практически прекратилась. С окончанием войны в 1856 году порт снова начал свою работу. В 1857 г через него прошло свыше 600 парусных судов и пароходов. Возобновилось строительство коммерческих речных и парусных судов на судоверфи. В конце 1856 г. основано Русское общество пароходства и торговли с целью развития грузового и пассажирского сообщений Одессы с портами Черного и Азовского морей. В 1857 г, общество начало свою деятельность, а в 1858 г. оно уже владело 30 пароходами и пятью 60-сильными буксирами с 12 баржами. Один из пароходов ходил между Одессой и Херсоном три раза в неделю, перевозя пассажиров и разные грузы.

Отмена крепостного права в 1861 году дала новые возможности развитию сельского хозяйства и промышленности. Это привело к увеличению грузооборота Херсонского порта. Расширилась торговля хлебом. Осуществлялись, только каботажные перевозки. Недостаточная глубина Днепра не давала возможности развиваться Херсону как порту внешней торговли, и он до конца 19 века оставался портом для внутренних перевозок. Для города первостепенное значение приобретало углубление устья Днепра до такой глубины, чтобы морские суда свободно могли заходить в порт. Ходатайства по проведению углубительных работ были в конце 18 века и первой половине 19, но все они отклонялись. Только в 1876 г. выделили деньги на проведение работ, продолжавшихся до 1883 г. Глубина канала составляла 4- 4,5 м, но вследствие неудачного выбора места для углубления, слабости землечерпательных снарядов Днепр быстро мелел. В 1894 г. вторично возобновилось углубление канала на новом месте. Два года шли пробные работы, глубину довели до 5-ти метров. В 1896 г. приступили к основным работам. Стоимость проекта оценивалась в 4 млн. рублей. В 1900 г. длина канала составляла 40 км, из них 20 км – углубленны участки, при ширине 107 м. В 1898 г. по каналу прошло 4 963 судна с 41 млн. пудов груза.

"Херсонський вісник".- 23.10.2008

 

1. 18.11.2018 10:19
Илья
Супер

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.