on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

02.06.2020, 09:56

Знайомство з херсонським туризмом

01.06.2020, 11:22

У Херсонському музеї зберігається унікальне прес-пап'є

29.05.2020, 09:46

Можливості для креативної молоді

> Туризм, отдых, развлечения > Туризм в Таврии > Херсонщину знали во всех уголках СССР

Херсонщину знали во всех уголках СССР

Падение железного занавеса на границах между востоком и западом привело к тому, что в дальнее зарубежье хлынули десятки и сотни тысяч наших сограждан, желающих посмотреть на загнивающий капитализм. Одновременно с развитием заграничного туризма приходил в упадок местный. Но сегодня речь не о плачевном положении этого вида активного отдыха, а о том, как начинался туризм в Херсонской области. О его становлении рассказывает Алексей Петрович Балабай, которого без преувеличения можно назвать создателем херсонского туризма.

- Алексей Петрович, как все начиналось?

- В Херсоне я с 1950 года. Приехал строить город. Строил Херсонское мореходное училище, а затем учился в нем. После окончания ходил по морям на пассажирских теплоходах. Потом поступил в Одесский институт инженеров морского транспорта. После его окончания получил распределение в херсонское ЦКБ по проектированию судов. В конструкторском бюро меня избрали председателем профкома на общественных началах. Собирать только взносы было скучно, и я стал собирать компании на природу. Но не так, как это делается сегодня: с десятками бутылок и мешками закуски. С рюкзаками мы исходили правый берег Днепра и Цюрупинские леса. Ездили на экскурсии в Каховку и Асканию-Нова. В заповеднике роль гида исполнял местный научный сотрудник. Мы впервые увидели заповедную степь и экзотических животных, уникальный ботанический сад. Гостиница не в состоянии была вместить всех, и нам пришлось провести ночь на полу в школьном спортзале. Но мы, переполненные впечатлениями от посещения Аскании, на такие мелкие бытовые неурядицы попросту не обратили внимания. О своей поездке рассказали своим знакомым, и вскоре от желающих поехать с нами не было отбоя.

- А когда появилась идея о профессиональном туризме?

- В марте 1965-го. Меня тогда избрали председателем облсовета по туризму и экскурсиям. И опять на общественных началах. Работали поначалу бесплатно. Правда, через три месяца нас узаконил и утвердил Республиканский Совет, но при этом поставили в известность, что дают только три ставки: председателю, бухгалтеру и инструктору. Остальные деньги, мол, зарабатывайте сами. Одним словом, хозрасчет. В водолечебнице на втором этаже удалось «выбить» две комнаты. Три старых стола и пяток стульев с телефоном – вот и вся наша офисная обстановка. Первую прибыль получили с пешеходных городских экскурсий школьников.
- Как же удалось выйти на союзный уровень? - На совещании в Москве я обратился с предложением к своим коллегам включить в маршрут своих туристических поездов наш город. И Херсон вписался в маршрут «По городам – героям». Этот популярный маршрут существовал более 25 лет. Для туристов мы организовали комплексное обслуживание: экскурсия по городу, обед и водная прогулка по Днепру. Не хватало экскурсоводов. Бывало, приходит поезд, а гида нет. Приходилось самому людей вести по маршруту. Мы организовали курсы в областном центре и Каховке. Вскоре у нас было 200 экскурсоводов. Людей на вокзале встречали с улыбками и цветами. Как-то ожидали поезд с колхозниками из одной из прибалтийских республик. Перед его прибытием специалист прочитал экскурсоводам часовую лекцию о сельском хозяйстве прямо на перроне вокзала. Когда прибыл поезд, туристов повезли в один из колхозов, где провели обзорную экскурсию. Потом они говорили, что история города это интересно, но и вояж в сельскую местность был не менее интересен.

- Курьезы случались?

- Бывало. Однажды грузинская делегация ни за что не захотела отпускать женщину-экскурсовода. Очень красивая была. Ну и грузинские парни решили забрать ее с собой. Смех смехом, до отхода поезда считаные минуты остаются, а представители республики не хотят ее с вагона отпускать. Пришлось пообещать, что мы им поезд с девчатами с ХБК пришлем.

- Почему возникла необходимость строительства туристических гостиниц?

- Кроме турпоездов начали прибывать группы туристов, как на самолетах, так и на теплоходах. 120 арендованных мест в гостиницах не хватало. Взятый в аренду у речпорта дебаркадер проблемы не решал. И мы решили строить свои гостиницы. Взяли кредит в банке. Страшновато было, а вдруг не успеем отдать. Но, слава богу, обошлось. Деньги банку вовремя вернули и гостиницы по 210 мест построили. Одну в Каховке и «Лилею» – в Херсоне. С их пуском мы стали работать на популярном маршруте «По югу Украины».

- Разговор шел о иногородних туристах. А что доставалось херсонцам?

- Своих мы не забывали! – смеется Алексей Петрович. – Для них работал круглогодичный поезд «Херсонец», который ездил по 17 маршрутам. Москва и Ленинград, Рига и Таллин, Самарканд и Бухара. Все города и не перечислишь. Летом по маршруту Херсон – Киев курсировал теплоход «Всеволод Вишневский». Кроме него по этому маршруту курсировало 2–3 теплохода на 90 мест для школьников. Мы арендовали на Черном море знаменитый пассажирский теплоход «Тарас Шевченко», который совершал круизы в приморские города Крыма и Кавказского побережья. Подчинив себе базу «Черномор» в Лазурном, мы начали осваивать Черноморское побережье. На выходные 10–16 автобусов с жителями области выезжали к морю. Кстати, транспорт тоже был наш. В автобазе «Турист» находилось 70 единиц автотранспорта.

Автобусы ездили не только на юг, но и в Киев, Умань и Полтаву. Кстати, мы первыми в Союзе начали привязывать экскурсии к зрелищам во Дворцах спорта Киева, Одессы, Днепропетровска и других городов, где выступали звезды советского и мирового балета на льду. Стоимость профсоюзной путевки в среднем составляла 30% от зарплаты и обходилась трудящемуся в 40 рублей. - Как вы думаете, что необходимо, чтобы Херсонщина стала популярной среди туристов?

- Работать надо! Конечно, восстановить полностью систему невозможно. Что-то безвозвратно потеряно, продано, разрушено. Сегодня при низком жизненном уровне населения не каждый может себе позволит поездку на море, не то что в Киев. Но и с тем, что осталось, можно привлекать людей. Как-то бывший губернатор Юрий Кравченко упрекнул руководителей Голопристанского района в том, что деньги лежат у них под ногами, а они не желают их поднять. Ведь если разобраться, Черноморское и Азовское побережья не освоены. Можно сразу сказать, денег на это нет. А голова человеку зачем дана? Необходимо также понимание и поддержка со стороны местных властей.

Олег ГРУШКО // Гривна № 46 (462) 13.11.2003 (стр. 28)
www.grivna.kherson.ua/hersonschinu_znali_vo_vseh_ugolkah_sssr.htm

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.