on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Херсонская авиация имеет свою историю (продолжение)

Херсонская авиация имеет свою историю (продолжение)

Как мы уже рассказывали в предыдущем номере «СВ», в мае 1928 года на аэродроме Николаевского военного авиагидроотряда состоялась передача представителям эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» трёх самолётов, построенных на средства, собранные трудящимися

Пролетарский кулак британским лордам
Стоит напомнить, пожалуй, что в 1924–1929 годы Остин Чемберлен был министром иностранных дел Великобритании, а «ответ» появился как реакция советского государства на ноту, в которой Чемберлен требовал прекратить антибританскую пропаганду и поддержку гоминьдановского режима в Китае. «Ответ Чемберлену» вылился в организованный Осоавиахимом (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству) широкомасштабный сбор средств для строительства новых самолётов.

Вообще подобные мероприятия в СССР были довольно частым явлением и, несомненно, служили укреплению военной мощи страны. Так, незадолго до «ответа Чемберлену», в 1923-м, в Стране Советов развернулась кампания по сбору средств на строительство военного флота в ответ на ноту тогдашнего министра иностранных дел Великобритании, вице-короля Индии (Индия была колонией Англии), лорда Джорджа Керзона. Тогда кампания проходила под лозунгом «Наш ответ лорду Керзону». Символизировал ее выходивший тысячными экземплярами плакат советского художника Георгия Алексеева с красноречивым воззванием к народу: «Ультиматум. Английское правительство предъявило СССР наглый ультиматум. Во имя сохранения мира СССР вынужден идти на серьезные уступки. Крепите вооруженную силу Советской республики, тогда покончим с уступками империалистам. Стройте Красный Воздушный Флот – сильнейшее оружие будущих войн!».

На алексеевском плакате были изображены взлетающий аэроплан с огромным кулаком вместо пропеллера и убегающий, стилизованный под общий «портрет буржуя» лорд Керзон. Изображение самолёта с кулаком оказалось весьма удачным и соответствовало духу времени. На его основе был налажен широкий выпуск значков «Ультиматум». Они стоили недорого, однако вместе с другими сборами позволили получить весьма ощутимую сумму для строительства самолётов, предназначенных для создания советской эскадрильи «Ультиматум».

А еще в 1923 году в СССР появился знаменитый «Марш авиаторов», начинающийся словами: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» и заканчивающийся приличествую­щими временам конфликта с Великобританией словами: «И верьте нам, на всякий ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ!». Однако, стоит отметить, что самолёты, которыми укомплектовали новую эскадрилью, были английской кон­струкции «Де Хэвилленд»…

Военная авиация за народные средства
Как бы там ни было, в сборе средств для «Ультиматума» в 1923 году принимали участие и херсонцы. Впрочем, по истечении времени ныне весьма сложно найти какие-либо подробности. А вот о сборе средств для эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» в 1928-м известно больше. На средства, собранные херсонцами в 1928 году, был построен гидроплан «Червоный херсонец» (см. фото в «СВ» № 11). Как сообщала газета «Красный Николаев», 6 мая того же года состоялась торжественная передача трёх самолётов ( в том числе и херсонского) военным лётчикам в Николаеве.

Весьма любопытно, что «избранных» по окончании церемонии покатали на военных гидропланах: «В зависимости от явки организаций Осоавиахима будут распределены места для участия в полётах, которые состоятся после передачи самолётов. Каждой ячейке будет предоставлено пропорциональное количество мест, а всего предполагается “покатать” на самолётах около 85 человек, – сообщала газета. – К участию в полётах следует намечать товарищей, которые отличаются удовлетворительным состоянием здоровья, спокойных, не нервных. Это нужно для того, чтобы обеспечить нормальное течение полётов. Не следует выдвигать для участия в полётах лиц, страдающих головокружением». После завершения мероприятий «с воздушным приветствием» звено новых гидросамолётов совершило перелёт в Херсон.

Можно вспомнить ещё, как в апреле 1931 года в стране развернулось движение по сбору средств для строительства народного дирижабельного флота. Тогда херсонцы также собирали деньги на постройку флагмана советского воздушного флота – дирижабля «Клим Ворошилов». В документах предприятий, хранящихся в Госархиве Херсонской области, можно отыскать любопытные материалы, касающиеся этого периода. Так, скажем, трудящиеся артели «Металлист» жертвовали на его постройку от 1,5% до 3% своего ежемесячного заработка.

«Молодёжь – на самолёты!»
Газета «Наддніпрянська правда» констатировала в 1934 году: «Коло 2 мільйонів тонно-кілометрів зроблено радянськими літаками за 1933 рік. Це тільки в галузі цивільної авіації. До кінця 1937 року ми повинні збільшити сіть повітряних ліній до 200 тисяч кілометрів повітряних шляхів і 300 тисяч кілометрів експлуатованих повітряних ліній. Тисяча аеропортів, 3500 сідальних майданчиків повинно бути до кінця 1937 року. Досить подати лише декілька цифр, щоб переконатися: “У нас не було авіаційної промисловості, у нас вона тепер є”. (Сталін)».

В свете выполнения призыва правительства «Молодёжь – на самолёты!» по всей стране начали открывать аэроклубы. Херсонский аэроклуб официально был открыт 18 августа 1934 года, однако курсы авиационных мотористов в городе начали свою работу еще 25 июня. Начальником аэроклуба стал опытный пилот-инструктор Верещак, а первыми слушателями лётных курсов по разнарядке горкома комсомола стали 60 лучших комсомольцев Херсона. В утешение же местной молодёжи и тем, кто не попал на авиакурсы, по инициативе завкома комсомола завода имени Петровского осенью в городе была возведена парашютная вышка. Прыгнуть с нее мог каждый, достигший определённого возраста и имевший подходящий для этого вес.

Аэродром и авиашкола в Херсоне
Настоящий грузопассажирский аэродром появился в Херсоне только во второй половине 1930-х годов. Взлётно-посадочное поле старого, еще дореволюционного аэродрома в степи за железнодорожным вокзалом было приведено в порядок для устройства базы одного из звеньев Одесского авиаотряда.

А вскоре на аэродроме Херсон появились первые самолёты. Это были бипланы конструктора Поликарпова По-2 (У-2), более известные затем как трудяги-«кукурузники». Подвижной состав нового херсонского аэродрома состоял всего лишь из шести крылатых машин, которые совершали рейсы, доставляя пассажиров и грузы на авиалиниях местного значения. По имеющимся сведениям, практиче­ски перед самой войной аэродром стал промежуточным портом для самолётов, совершавших полёты в ближнее зарубежье.

В 1936 году в городе произошло очередное знаменательное событие: в мае из Полтавы в Херсон была переведена военная авиационная школа. Летом же 1940-го в местах дислоцирования этой школы под Полтавой расположилась военная авиашкола пилотов бомбардировщиков. Ее подвижной и личный состав был практически полностью уничтожен фашистской авиацией 22 июня 1941 года, в первый же день войны.

Прибывшие в Херсон курсанты во главе с начальником школы Перльштейном, не теряя времени, занялись оборудованием взлётно-посадочных полос училищного аэродрома, находившегося по соседству с гражданским аэродромом Херсон. А еще спустя несколько дней к месту новой дислокации авиашколы перегнали учебные самолёты У-2 и УТИ-4 (учебно-тренировочный истребитель), и у слушателей начались учебные будни. Первый выпуск курсантов, приступивших к обучению еще в Полтаве, состоялся в декабре 1936-го. Лучшие из них пополнили инструкторско-преподавательский состав Херсонской авиашколы.

Военная авиационная школа в Херсоне просуществовала всего пять лет – с 1936 по 1941 годы, однако за столь короткий период здесь было подготовлено около 1300 инструкторов-пилотов. Вот как описывает третий выпуск пилотов в 1938-м газета «Наддніпрянська правда»: «Закінчився випуск льотчиків-інструкторів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму. 16 листопада в клубі водників імені Шмідта відбувся випускний вечір авіашколи Тсоавіахіму. На вечері був зачитаний наказ про випуск льотчиків-інструкторів і наказ про випуск авіатехніків, які навчались без відриву від виробництва. Кілька курсантів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму, які на відмінно закінчили навчальний курс і відзначились високою дисциплінованістю, одержують звання лейтенантів запасу. Багато відмінників премійовано цінними подарунками. Командування школи звернулось до відповідних організацій з клопотанням присвоїти Херсонській авіашколі Тсоавіахіму ім’я тов. Чкалова».

О качестве подготовки курсантов школы красноречиво говорит тот факт, что в период войны двадцать выпускников Херсонской авиашколы стали Героями Советского Союза.

Александр Захаров

http://www.grivna.ks.ua/component/content/article/1455-arch/sv/sv-2016/sv-2016-12/56465-khersonskaya-aviatsiya-imeet-svoyu-istoriyu-prodolzhenie

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.