Херсонская драма переехала в Черкассы
Черкасский областной академический музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко выпустил очередную премьеру. Ее поставили по произведению херсонского драматурга Евгения Марковского “Сканинг”. О том, что его сподвигло написать на такую тему и какое отношение он имеет к мафии, Евгений рассказал в интервью вашему корреспонденту.
– Евгений, начну с банального вопроса – о чем пьеса?
– Это антиутопия. Действие происходит в далеком будущем в какой-то стране. Она тоталитарная. Основная масса населения трудится для достижения какого-то блага в отдаленном будущем. Время идет, а они все продолжают верить в будущее. То ли коммунистическое, то ли фашистское. В пьесе описаны события, происходящие спустя несколько веков после так называемого Преодоления. Это была то ли революция, то ли какой-то переворот. Сами жители утверждают, что сбросили с себя иго рабства и теперь живут в свободном обществе. Процесс работы они называют “исполнением долга”, которым занимаются по 18 часов в сутки. Кто-то увидел в этом Украину, кто-то – Россию. Возможно, какие-то детали там и есть. Но это государство полностью вымышленное.
– Интригуете! Я так понимаю, что в этой стране начинают происходить сбои в отлаженной системе?
– Можно и так сказать. По всему эту государству действует мониторинг. Верхушка следит за каждым исполнителем. Их контролируют Специалисты. Есть там еще Вещатель. Это их вождь и бог. Он выступает с ежедневной сводкой событий на фронтах. Ведь это государство воюет с неким внешним врагом. У этого общества есть и свои ритуалы. Например, они очень часто исполняют “оду единения”, обмениваются приветствием Благонадежных. Благонадежные – это лояльные к режиму люди. Вот в таком обществе живет главный персонаж – Златокрест. Он – яростный благонадежный. Но постепенно начинает задумываться, а правильно ли они живут. Он идет против системы. В итоге терпит поражение и все заканчивается пессимистически.
– А как же счастливый финал?
– А почему все всегда должно заканчиваться хорошо? Тем более, это же антиутопия.
– У главного героя очень необычное имя…
– Я думал, какие имена должны быть у героев. Они там все славяноподобные: Златокрест, Правдосвят, Правдоглав. Женские имена – Ленточка, Рушничок. Почему так – я не знаю.
– Евгений, расскажите, а как ваше произведение оказалось в театре Черкасс?
– Есть такой известный режиссер и театральный деятель Сергей Проскурня. Летом прошлого года он стал художественным руководителем Черкасского театра. Человек он прогрессивный, отслеживает последние тенденции в театральном искусстве. В репертуаре театра идет классика, а теперь Сергей Проскурня допускает туда и современных режиссеров и драматургов. Он предложил создать такую режиссерско-драматургическую лабораторию. Деньгами помогли местные предприниматели. Подключился к этому Центр “Текст” из Киева и наш Центр Мейерхольда. В июле прошлого года в эту лабораторию съехались на неделю 7 режиссеров и 7 драматургов со всей Украины. В их числе был и я. Мы обменялись своими идеями. Спустя пару дней встретились с актерами этого театра. Артисты высказали свои пожелания, что они хотели бы сыграть, рассказали интересные истории из своей личной жизни. Некоторых драматургов эти истории зацепили, и они взяли их за основу для своих пьес. Я же приехал туда уже со своей работой (ее название мы, по этическим соображениям, не можем опубликовать в газете. Назовем ее “Неадекватные люди” – авт.) На данный момент уже две пьесы поставлены в театре.
– И как вы узнали, что пришла ваша очередь “воплотиться на театральной сцене”?
– В апреле этого года мне позвонил Сергей Проскурня. Сказал, что моя пьеса ему понравилась. Но она не черкасская, а херсонская. Некоторых вещей местная публика просто не поймет, не проникнется. Поэтому у Сергея возникла новая идея. В начале сентября я приехал в Черкассы. Режиссер мне сказал, что хочет пьесу про черкасских “титушек”. Ко мне на интервью приводили активистов Евромайдана, лидера Самообороны, человека, который привозил этих “титушек”, беркутовцев. Мне даже пообещали встречу с одним местным мафиози, который спонсировал этих самых “титушек” и знает все подковерные игры. Но к тому моменту я понял, что все это уже не совсем актуально. После всех этих бесед у меня зародилась идея, которая и вылилась в “Сканинг”, от слова “сканировать”. В этом государстве есть процедура сканирования: когда исполнитель идет исполнять долг, их специальным прибором сканируют на благонадежность. Если загорается зеленый свет – все в порядке. Если красный – его забирают на перевоспитание. И эта процедура у них 2 раза в сутки. Лично меня название не очень устраивает, но пришлось его оставить, так как времени на раздумья не было. Работу я писал с 4 по 15 сентября. Я написал два варианта пьесы – на русском и украинском. Поставили на украинском. Там участвуют 10 актеров, и даже один народный артист.
– А актеров с вами согласовывали?
– Нет, но я немного знаю артистов, поэтому просто говорил, кого в какой роли вижу. Режиссером выступила Алена Снигурченко из Харькова. Это тоже будет ее дебют, для театра она еще никогда ничего не ставила. И для меня дебют в академическом театре.
– И как черкасские зрители восприняли спектакль в стиле “киберпанк”?
– К сожалению, мне не удалось побывать на премьере. Но мне рассказывали, что отзывы были самыми разными. Кто-то сравнивал с фильмом “Матрица”, кто-то с “Кин-дза-дза”. Кто-то сперва смеялся со странных костюмов, но потом вслушался в диалоги. Насколько я знаю, после премьеры было бурное обсуждение. Кто знает, может этот театр привезет “Сканинг” на “Мельпомену Таврии”.
– Черкассы далеко, а Херсон рядом. Есть ли желание написать что-нибудь и для нашего драмтеатра?
– Я не против сотрудничать с нашим театром. Возможно, в скором будущем, напишу и для него.
Елена Пименова
http://vgoru.org/index.php/all-news/culture/item/8706-khersonskaya-drama-pereekhala-v-cherkassy