on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.03.2019, 10:38

Март-2019

Март (Б. Пастернак) Теплый ветер вихревой, Непутевый, вестовой, Про весну смутьянит, шалый, Топит, топчет снег отталый, Куролесит, колесит, Запевалой голосит... Кто-то с полночи нагреб На проталину сугроб, Над землею разомлелой Пронесясь зимою белой. Старый снег на убыль шел, — Внук за дедушкой пришел. Солнце весело печет, С крыш завеянных течет, С вешней песней ветер пляшет, Черными ветвями машет, Понагнал издалека Золотые облака.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

06.03.2019, 11:18

«ЛітTERRA»: кава і «много букв»

> Темы > Музыка > Из музыкальной истории Херсона > Херсонский след в якутском искусстве

Херсонский след в якутском искусстве
 

 

Удивительно, как порой складываются судьбы людей. Девочка, родившаяся в начале прошлого века в одном из сёл знойной Херсонской губернии, стала одной из основательниц якутского профессионального искусства, якутской оперы и фортепианной школы республики Саха
Полина Розинская родилась 28 августа 1912 года в Херсонской губернии, в селе Великая Лепетиха. Её детство было омрачено революцией и последующими за ней годами послереволюционного лихолетья. В марте 1918 года село оккупи-ровали австро-германские войска.
В конце года их сменили белогвардейцы. Затем настал черёд банд Григорьева, которые окончательно избавили жителей Лепетихи от всего ценного. Григорьевцев выбили деникинцы, а их тут же вышибли красные...

Эта непрекращающаяся катавасия вынудила семью Розинских искать прибежище в Херсоне. Здесь, несмотря на то, что сложившаяся в стране ситуация была крайне непростой, Полина, страстно мечтавшая играть на фортепиано, сумела осуществить свою мечту. После твёрдого становления в городе советской власти девочка получила начальное образование в музыкальной профшколе, которую окончила с отличием.

В середине 1920-х годов, в связи с тяжёлой болезнью отца, семья покинула Херсон и переехала в Москву. Казалось бы, в столице для Полины открываются новые, широкие возможности. Однако не стоит забывать, что это были трудные послевоенные годы. Семья Розинских влачила жалкое существование. Чтобы продолжить учёбу, Полине пришлось устроиться на тяжелую фабричную работу. И только по вечерам, окончив изнурительный и нелюбимый труд, девушка на крыльях летела на рабфак консерватории имени Чайковского, где ее огрубевшие от работы пальцы могли оттачивать свое виртуозное мастерство.

Итогом рабфаковских занятий стало то, что её как самую талантливую и трудолюбивую приняли в консерваторию. Отныне связь Полины с музыкой не прекращалась никогда.

Во время распределения по окончании консерватории в 1940 году девушка без раздумий и сожалений отправилась туда, куда отказались ехать другие выпускники – в далекую и холодную Якутию.

В том же году в Якутии появилась первая музыкальная школа, где Полина Константиновна Розинская возглавила отделение фортепиано. Нужно сказать, что школа эта не шла ни в какое сравнение с современными музыкальными школами. Так как она стала центром и основой нового, европейско-якутского искусства.

Впоследствии, когда был создан национальный театр, первым аккомпаниатором его спектаклей стала всё та же неутомимая Полина Константиновна. Даже первая в истории якутского искусства опера родилась на свет не без помощи этой трудолюбивой и талантливой пианистки. Потом в театре появился оркестр, в создание и развитие которого она вложила свои немалые старания.

После окончания войны Полина Розинская вышла замуж за бывшего фронтовика Всеволода Студенцова, работавшего в том же театре. А вскоре семья уже воспитывала пятерых детей: двоих от первого брака Всеволода и троих совместных.

Но даже увеличившиеся семейные нагрузки не смогли ослабить творческий потенциал Полины Константиновны. Удивительно, как она могла всё успевать! Школа, театр, работа на радио, гастроли по отдаленным районам, куда из-за отсутст-вия дорог и огромных расстояний приходилось добираться пароходом, самолетом или же на самом привычном в Якутии транспорте – оленьей упряжкой. Нельзя также сбрасывать со счетов и музыкальное образование, которое она смогла дать огромной массе учеников за долгие годы своей учительской деятельности. Их количество просто не поддается подсчётам. И среди них есть те, кто по праву являются гордостью республики Саха (Якутии).

Только в 75 лет Полина Константиновна оставила преподавательскую деятельность в музыкальном училище имени М. Н. Жиркова. Однако и в 95 продолжала давать фортепианные уроки в своей квартире, причем совершенно бескорыстно. Потому что музыка навсегда осталась частичкой её большой души.

28 августа 2009 года народной артистке Якутии, заслуженной артистке Российской Федерации Полине Константиновне Розинской исполнится 97 лет.
 

Александр ЗАХАРОВ // Гривна-СВ № 35 (407) 28.08.2009 (стр. 13)

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.