on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Херсону - 236: история восьми поколений

Херсону - 236: история восьми поколений

Эту тему мы начали в «Субботнем выпуске» № 33. Напомним, согласно правилам генеалогии, за одно поколение принято считать отрезок времени, равный 30 годам. То есть 236 лет истории Херсона - это жизнь всего лишь 8 поколений созидателей нашего города, его хранителей и защитников. О периоде, охватывающем жизнь первых двух поколений с 1778 по 1839 годы, мы уже рассказали. Ныне - продолжение темы

1840-1870 годы
К началу 1840-х годов Херсон постепенно выходит из затяжного кризиса. В 1844 году в городе насчитывается уже 33 предприятия и 124 ветряные мельницы. В 1848-м купец Княгин открывает здесь первую на юге паровую мельницу. Вслед за ним купец Готроп - паровой лесопильный завод. А 1852 год ознаменовался открытием первого частного книжного магазина Шаха на Суворовской. Главной особенностью магазина было то, что при нём была создана опять-таки первая в Херсоне частная библиотека. В 1853 году французский кузнец-предприниматель Вадон устраивает в Херсоне первую механическую мастерскую, которая впоследствии дала основу чугунолитейному производству в городе. А на берегу Днепра, на месте, занимаемом бывшей мастерской, выросло судостроительное и судоремонтное предприятие Вадона. Первые паровые суда Херсона были построены именно здесь. Кроме того, завод строил железные баржи и плавучие элеваторы.

К тому времени в городе появляется масса мелких кустарных производств. Была образована и приступила к работе первая херсонская пожарная команда, состоявшая из 60 человек. Большую роль в развитии экономики и благосостояния Херсона сыграли развивавшиеся грузовые и пассажирские перевозки. Помимо мелких частных пароходовладельцев с конца1850-х годов в Херсоне активно работает крупное Русское Общество Пароходства и Торговли. Оно с 1857 года начинает регулярные грузопассажирские перевозки меж Херсоном и Одессой. В 1862-м в городе начинает действовать телеграф. Немного позже к учебным заведениям города добавляются женская гимназия и воскресная школа. Но не все так безоблачно было в «благополучном городе Херсоне». На долю третьего поколения херсонцев выпала Крымская война 1853-1856 годов. В этой войне на стороне Османской империи выступили Англия и Франция, немного позже в войну вступила Австро-Венгрия. Через Херсон в Крым шли продовольствие, боеприпасы, воинское пополнение. Обратно обозы везли раненых. Об этом периоде нашей истории напоминают чудом сохранившиеся редкие полуразрушенные кладбищенские памятники воинам, умершим от ран в херсонских госпиталях.

1871-1902 годы
В 1872 году в Херсоне открывается общественная библиотека, количество посетителей которой в самый короткий срок достигло рекордных цифр. В том же году при земской больнице открылась фельдшерская школа, а в октябре - переведенная из Николаева учительская семинария. 17 сентября 1872 года стало днем рождения земского сельскохозяйственного училища. В этот период было утверждено и начало работу Общество взаимного кредита. Пущен в строй водопровод, построенный ростовским предпринимателем Пастуховым. Возведено и освящено новое здание городского общественного театра. Открыта телефонная станция. В марте 1898 года вышла в свет ежедневная газета «ЮГъ». В том же году открылся основанный Гошке-вичем музей древностей. Спустя несколько лет благодаря неустанным заботам и трудам его создателя музей был уже широко известен за пределами империи. В 1899-м к числу херсонских музеев прибавился естественно-исторический, основанный известным ботаником Пачоским.

Наконец 14 июля 1901 года, после долгих серьезных дноуглубительных работ фарватера и устья Днепра, в Херсонский порт вошла Черноморская эскадра. Этот день считается днем открытия Херсонского морского порта. В 1902-м приступили к работам по устройству первой на юге империи радиостанции, впоследствии связавшей Херсон с Голой Пристанью беспроводной связью... Это поколение херсонцев, на долю которого выпала очередная русско-турецкая война 1877-1878 годов, принимало участие в боевых действиях в некотором отдалении от границ Херсонщины. Наши земляки были в рядах тех, кто защищал Шипку и освобождал Плевну...

1903-1933 годы
В 1907 году херсонцев ожидал долгожданный подарок - было открыто железнодорожное сообщение меж Херсоном и Николаевом. Немного позже вступила в строй первая городская электростанция, а на улицах города и в домах богатых горожан зажглось электроосвещение. К тому времени численность населения в Херсоне достигла уже 67 тысяч человек. Появление новых промышленных и кустарных предприятий способствовало росту и благосостоянию населения. В 1909-м начал свою работу завод сельскохозяйственных машин Гуревича. Спустя год херсонские обыватели впервые познакомились с авиацией. Полеты на аэроплане осуществлял один из первых российских летчиков Костин. В городе появились первые автомобили, начали свою работу биоскопы - прототипы современных кинотеатров. В 1912 году херсонский предприниматель Вадон начал строительство на Карантинном острове судостроительной верфи для постройки военных судов для Черноморского флота. Город развивается и строится. Здесь появляются первые 3-4 этажные дома. Интенсивными темпами продолжает развиваться и расширяться хлеботорговля с заграничными портами.

Впрочем, начало Первой мировой войны в 1914 году становится причиной очередного сокращения производства и экономического упадка. Свою лепту в развал экономики внесли революции, иностранная интервенция и начавшаяся Гражданская война. Хаос смутного времени полностью уничтожил экономику Херсона и вновь значительно сократил количество его жителей. Только в 1923-24 годах с окончательным утверждением новой власти Херсон начинает оживать после всего перенесенного. К тому периоду относится появление в городе новых предприятий: винзавода, обувной фабрики, обозного завода и швейной фабрики «Швейпром». В 1929-м был пущен в строй консервный завод имени 8 Марта, открыта кондитерская фабрика. В 1931-32 годах приступает к работе судоверфь «Рыбтреста». Построен крупнейший в Украине порт-элеватор.  В этот период в городе появляются новые предприятия и учреждения: электромашиностроительный завод, крупнейший в стране консервный комбинат имени Сталина, кинотеатр имени Коминтерна. В 1933 году благодаря строительству Днепрогэс и победы над каскадом днепровских порогов открыта пассажирская пароходная линия Херсон — Киев.

1934-1964 годы
Одним из главных событий 1938 года стал пуск крекинг-установки на строившемся в Херсоне нефтеперерабатывающем заводе, который стал первым подобным предприятием на юге Украины. Не менее важным было и открытие в Херсоне завода стеклотары - одного из крупнейших в стране. Кроме того, в городе появляется ряд новых профильных предприятий, требующих дополнительных рабочих рук. Поэтому, несмотря на все трудности того периода, город постепенно оправляется от ужасов прежних страшных и голодных лет. Население Херсона вновь растет... Тем не менее эти совсем не спокойные годы оказались лишь слабой передышкой перед еще более грозными и страшными испытаниями для херсонцев, а Халхин-Гол и советско-финская война были только разминкой перед встречей с иным, сильным и беспощадным врагом...

Совсем скоро, в июне 1941 года началась новая беспрецедентная по своей жестокости война. Спустя 58 дней после нападения на СССР фашистские войска вошли в Херсон. С 19 августа 1941 года для херсонцев началась тяжкая эпоха фашистской оккупации. И только 13 марта 1944-го принесло в наш город долгожданное освобождение. К моменту освобождения в Херсоне насчитывалось всего 200 человек, скрывавшихся в подвалах и развалинах зданий. Стоит отдать должное, в самое короткое время в городе вновь закипела жизнь. В рекордно короткие сроки были восстановлены разрушенные войной предприятия и появилась масса новых. К началу 1950-х годов дала первую продукцию первая восстановленная на нефтезаводе крекинг-установка. В 1953-м со стапелей нового судостроительного завода, построенного уже после войны, сошли первые херсонские танкеры «Херсон» и «Грозный». Началось восстановление довоенного производства по строительству железобетонных доков, не имеющее аналогов в мире. Восстановлены швейное, машиностроительные, консервные предприятия в городе. В том же году началось строительство крупнейшего в Европе хлопчатобумажного комбината, подготовка и очистка чаши бассейна будущей Каховской ГЭС...

Послевоенный период стал одним из самых мощных, интенсивных периодов развития города, его бытовой и общественной инфраструктуры. Пожалуй, не было в истории нашего города прецедента, равного этому. К концу отмеченного нами периода в Херсоне действуют несколько троллейбусных маршрутов, а на линии Херсон - Одесса курсируют быстроходные суда на подводных крыльях. Авиамаршруты связали Херсонский аэропорт со многими уголками страны... На фоне возрастания благосостояния жизни народа военные конфликты, в которых не по своей воле участвуют и херсонцы, продолжаются. Стоит вспомнить противостояния Карибского кризиса или войну во Вьетнаме.

1965-1995 годы
Этот период развития города охарактеризован интенсивной его застройкой. На карте города возникают новые комфортабельные жилые районы: Шуменский, Таврический, Корабел... В Херсоне появляются новый аэропорт, автовокзал, морречвокзальный комплекс. В декабре 1985 года открыт автодорожный мост Херсон - Цюрупинск, связавший коротким путем правобережную Херсонщину с Крымом. В 1989-м на крутом берегу Днепра в парке Славы воздвигнут монумент, символизирующий славу Херсонщины... Вместе с тем и этот период херсонской истории не обошелся без войны. С декабря 1979 года мирная жизнь страны была нарушена начавшейся войной в Афганистане. За 10 лет через Афган прошли более двух с половиной тысяч херсонцев, 69 из которых навсегда остались на той войне...

1996-2014 годы
И наконец, ныне здравствующее и созидающее новый Херсон нынешнее поколение, которому уже довелось претерпеть множество перипетий на своем жизненном пути. И которое так же, как и все предыдущие поколения нашего города, не обошлось без войны. Пожалуй, как это ни прискорбно, фраза «У каждого поколения своя война», приписываемая в равной степени Мао Цзэдуну и Отто фон Бисмарку, вполне оправдана жизнью...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №40 (672).- 03.10.2014.- стр.17
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.