> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Культура скіфів > И великие молчальники курганы охраняют сон степных владык.
И великие молчальники курганы охраняют сон степных владык.
16.01.1999№ 2 (223) "Зеркало недели"
Дмитрий КИЯНСКИЙ
Представляете ли вы себе детинец древнего города, или, иначе сказать, его кремль? По современным меркам, это территория одного-двух кварталов - не больше. Например, обнесенный оборонительными валами так называемый «город Владимира» - детинец древнего Киева можно было пройти из конца в конец максимум за 10 минут.
А теперь вообразите укрепление, валы которого протянулись по периметру на целых 36 километров? В легендах бывает и не такое, скажет искушенный читатель. На самом же деле все выглядит куда более скромно. И в общем-то он будет прав. Если речь не идет о «скифском чуде», адрес которого - Котелевский район Полтавской области. Бельское городище и в прямом, и в переносном смысле - одна из самых больших загадок нашей древней истории.
Начнем с того, что построено оно на высоком правом берегу Воркслы на полторы тысячи лет раньше «города Владимира» - в VII-VI веках до нашей эры. А его оборонительные валы на некоторых участках до сих пор достигают высоты 9-10 метров. При том состоянии производительных сил, а проще говоря, примитивных орудиях труда на такое строительство ушло, вероятно, несколько десятилетий.
Этот уникальный объект, о котором уже писала наша газета, почти 30 лет изучает харьковский историк профессор Борис Шрамко. Семь сезонов посвятила ему украинско-немецкая экспедиция, которой руководят заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук Вячеслав Мурзин и профессор Гамбургского университета Рената Ролле.
В «Истории» Геродота сообщается о городе Гелоне, находившемся в глубине Cкифии. Сегодня некоторые специалисты считают, что речь идет именно о Бельском городище. Но так это или нет, сюрпризов здесь хватит еще нескольким поколениям исследователей. Открытия делаются почти каждый сезон. Не было исключением и нынешнее лето: обнаружен целый комплекс древней косторезной мастерской.
Загадочное городище включает в себя три локальных «кремля». Лучше всего исследовано восточное укрепление. Тут обнаружены следы регулярной застройки - улицы, усадьбы, дома разных типов (среди них, возможно, были и двухэтажные), железоделательные и бронзолитейные мастерские, остатки храма. Но вот что удивительно. Если не считать трех относительно небольших укреплений, внутри огромного пространства, опоясанного циклопическими валами, никто не жил. Здесь оставалось пустое место. Спрашивается, что же тогда охраняли гигантские стены?
За несколько десятилетий ученые накопили громадный фактический материал. Но если его не осмыслить, не выработать принципиально новую методику исследований, считает Вячеслав Мурзин, данный объект можно раскапывать бесконечно. Археологам здесь хватит работы и через сто лет.
- Чтобы две с половиной тысячи лет назад построить подобное чудо - иначе городище не назовешь, - нужны были усилия многих тысяч людей, - говорит ученый. - Но в таком случае существовала какая-то мощная организующая сила. И вообще вся эта затея требовала, как мы теперь выражаемся, очень внушительных ресурсов. Кто же был в состоянии их предоставить? Ответ здесь может быть только один: могучая древняя держава.
Десятки лет многие ученые (например, профессор Борис Шрамко) считали, что Бельское городище построено населением Левобережной днепровской лесостепи для защиты от скифов, - объясняет Вячеслав Юрьевич. - Но тогда мы, во-первых, должны предположить, что данные территории не входили в состав Скифии, во-вторых, что у местного населения уже было сильное государство. А главное непонятно, зачем ему понадобилась обнесенная высоченными валами почти пустая местность площадью около четырех тысяч гектаров.
- Мы с профессором Ренатой Ролле считаем, - продолжает историк, - что Бельское городище преследовало прямо противоположную цель. Это был форпост скифского влияния в левобережной степи. А возможно, даже одна из ставок скифского царя. Если принять такой вариант, становится понятным назначение большого незаселенного пространства внутри городища. Когда приезжал царь со своим окружением, именно здесь размещали кибитки, устанавливали юрты. За короткое время вырастал большой кочевой город. Тут же держали коней, пасли отары овец.
И все же оригинальное и смелое предположение украинского и немецкого археологов - сегодня, увы, только гипотеза. Пришла пора осмыслить факты, попытаться дать ответ на вопросы: кто, почему и зачем? Пока же в отношении бельского феномена можно достоверно сказать лишь то, что он относится к скифскому времени.
- Мы полагаем, - подводит итог Вячеслав Мурзин, - что это было поселение кочевников-иранцев, созданное как один из центров политического влияния на подвластной им территории, «город» скифской кочевой империи.
Геррос: легенды
или реальность?
Никогда не забуду возбужденного и счастливого лица Бориса Мозолевского, когда он вел меня, тогда корреспондента республиканской газеты, по длинному коридору Института археологии к той комнате, где хранился ювелирный шедевр, только что привезенный в Киев, - знаменитая пектораль. Помню, у дверей нас встретил милиционер - событие в институте неслыханное.
Почему же Борис Николаевич решил раскапывать именно Толстую Могилу, ведь здесь же, в Днепропетровской области, были и другие неисследованные курганы? Он будто знал, что древние грабители не нашли тайник с пекторалью. «Это был выдающийся археолог с удивительно счастливой полевой судьбой, - отзывается о рано умершем товарище Вячеслав Мурзин. - Наверное, никому так не везло при раскопках, как Борису». Конечно, пектораль стала великолепным подарком судьбы, но, право же, не только везением объяснялся его неслыханный успех. К Толстой Могиле его уверенно привела наука.
Почему самые знаменитые курганы - Солоха, Чертомлык, Александропольский, Краснокутский, Толстая Могила сосредоточены в одном месте - по обоим берегам Днепра ниже порогов? Ведь скифы кочевали по всей степной Украине - от Дона до Дуная. Ответ на этот вопрос, считал Мозолевский, дает Геродот. Когда умирал скифский царь, рассказывал древнегреческий историк, его тело бальзамировали и возили по всей стране. Так продолжалось 40 дней. Потом прах доставляли в местность Геррос и там хоронили.
Выходило, что Геррос - своего рода скифская «долина царей», подобная знаменитому древнеегипетскому некрополю, где найдены сокровища фараонов. Последнее прибежище могущественных степных владык, сообщает «отец истории», находится в Геррах, до которых Борисфен судоходен. Это самые отдаленные пределы Скифии. Сюда от устья реки
10-11 дней плавания...
Борисфен - это Днепр. Геррос - ответвляющая от него речка. Значит, здесь, ниже порогов, и находилось кладбище скифских царей. Все, казалось бы, совпадало, да вот незадача. События, описанные Геродотом, происходили в V веке до нашей эры, а знаменитые курганы, которые имел в виду Мозолевский, относятся к IV веку до н.э., то есть, они на целых сто лет младше. Из-за этих несоответствий некоторые ученые считали, что Геррос следует искать в ином месте. О каком некрополе можно говорить, возражали другие, если скифские курганы V века до н.э. разбросаны почти равномерно по всей территории Украины.
Чтобы доказать, что он прав, Борис Николаевич нанес на карту все известные ученым «пирамиды» скифской знати, относящиеся к V веку до н.э. И оказалось, что половина их сосредоточена на том же узком пятачке ниже днепровских порогов, где обнаружены и знаменитые царские курганы IV века до н.э. Некрополь начал зарождаться здесь еще во времена Геродота, решил он, но погребения V века до н.э. , как правило, были значительно скромнее, чем более поздние.
В украинских степях сотни тысяч курганов: от 20-сантиметровых карликов до 20-метровых гигантов. Сколько среди них еще не исследованных усыпальниц скифских царей (высотой от 8 до 20 метров)? Борис Мозолевский решил ответить на этот вопрос. Ведь прежде исследователи не могли с полной вероятностью отличить визуально скифский курган от нескифского. А разница между ними очень существенная. Курганы эпохи бронзы насыпали постепенно, на протяжении многих веков - по мере захоронения в них все новых и новых людей. Причем землю для досыпок брали тут же, рядом, подрывая верхний слой почвы до самой глины. В результате вокруг рукотворного холма образовывалась кольцеобразная ложбинка, которую не могли уничтожить ни ветры, ни дожди, ни распашка.
Скифы же сооружали свои курганы из плиток дерна, свозимых со всей степи, или строили из болотных вальков, которые лепили в пойме ближайшей реки. Поэтому местность вокруг степной пирамиды оставалась ровной, как стол. Этот «ключ» Мозолевский опробовал на десятках курганов (им, в частности, он воспользовался и при исследовании Толстой Могилы).
Нанеся на крупномасштабную карту все степные пирамиды от восьми метров и выше, ученый насчитал 70 еще не раскопанных курганов, а затем объехал их и, пользуясь своим методом, установил, что среди них 23 усыпальницы скифских царей. И тут обнаружился любопытный факт. Оказалось, что, кроме предполагаемого Герроса, эти курганы компактно сосредоточены еще в двух местах. Одно кладбище расположено в предгорном Крыму - севернее города Белогорска, другое - в восточной части Николаевской области на реке Висунь.
У скифов существовали три царских некрополя, сделал вывод исследователь. Как тут было не вспомнить сообщение Геродота о том, что Скифия делилась на три самостоятельных царства, объединенных под чисто номинальной властью верховного правителя. Эти кладбища ученый связал с конкретными племенами, названными древнегреческим историком.
Что хранят степные пирамиды?
После смерти Мозолевского, руководившего Орджоникидзенской экспедицией Института археологии НАН Украины, ее возглавил товарищ и коллега Бориса Николаевича Сергей Полин. Ему удалось минувшим летом раскопать в Днепропетровской области неограбленное погребение знатного скифа. Археологи обнаружили здесь немало прекрасных вещей.
Сегодня уже ясно, что в районе Каменско-Никопольской переправы через Днепр расположен целый сгусток скифских памятников. Именно здесь, неподалеку от Толстой Могилы, находится один из самых знаменитых курганов Скифии - Чертомлык, который в 1861-1862 годах исследовал известный историк Иван Забелин.
Степная пирамида достигала тогда 21-метровой высоты. В раскопках участвовали 300 человек. Тем не менее им удалось прорезать лишь центральную часть кургана и только таким образом проникнуть в погребение. Несмотря на то, что Чертомлык еще в глубокой древности был ограблен, здесь обнаружили более семи тысяч предметов из золота и серебра. И все же после двух лет упорного труда архитектура степного великана и его внутреннее устройство продолжали таить немало загадок.
Исследовать их полностью в прошлом веке так и не смогли. Это оказалось по силам лишь в наше время украинско-немецкой археологической экспедиции, которую возглавляли Вячеслав Мурзин и Рената Ролле. Более того, рядом с Чертомлыком ими было раскопано еще около 60 мелких курганов. Таким образом, получен своеобразный срез скифского общества: от верховного владыки до рядовых воинов.
Гигантский курган сложен из сотен тысяч «кирпичиков», вырезанных из дерна. Чтобы огромное сооружение не распалось, внутри оно схвачено, как обручами, илистыми прослойками - увлажненным и утрамбованным грунтом. Так создавались своего рода несущие конструкции. А по внешнему периметру скифскую пирамиду опоясывала крепида - трехметровая вертикальная стена из белого известняка.
В своей «Истории» Геродот сообщает, что через год после смерти царя, скифы расставляли вокруг кургана, под которым он был похоронен, почетную стражу - чучела умерщвленных воинов и коней. Этот рассказ многим казался лишь легендой-страшилкой: мало ли что мог сочинить историк, живший две с половиной тысячи лет назад. Но когда археологи начали расчищать землю вокруг крепиды, они действительно увидели кучки, где человеческие и лошадиные кости были перемешаны с фрагментами конской сбруи. Вот и не верь после этого древним источникам!
Если не считать воинов-сторожей, в кургане вместе с царем погребено около двух десятков людей: царица, слуги, оруженосцы, конюхи при конях. Все они были убиты, чтобы сопровождать своего повелителя в загробной жизни.
И вот что примечательно. Размеры погребальных сооружений - а их глубина достигает 12,5 метра - оказались кратными друг другу. К примеру, ширина входной ямы была равной половине ее длины, а ширина погребальной камеры составляла 2,5 длины. Это свидетельствовало о том, что делалась предварительная разметка. Иначе говоря, курган - это не просто большая куча земли, а сложное инженерное сооружение.
- Мы не сомневаемся, - говорит В.Мурзин, - что в сооружении скифских пирамид участвовали люди, которых условно можно назвать архитекторами курганов. Они имели специальный опыт и хорошо знали, что и в какой последовательности делать: каким образом прокладывать подземные выработки, как сооружать 20-метровую насыпь и т.п. Они, наконец, были умелыми распорядителями работ и успешно руководили многими тысячами людей.
Известный специалист в области античной археологии и архитектуры член-корреспондент НАН Сергей Крыжицкий, помогавший коллегам исследовать опоясывающую курган известковую стену, обнаружил в ней так называемые захватки-участки, которые возводились одновременно, а потом смыкались между собой. Так вот, оказалось, что они заметно отличаются по технике кладки. Иными словами, в строительстве усыпальницы царя могли участвовать представители различных групп населения всей территории, подчиненной степному владыке. Среди них, вероятно, были и греки...
Как уже говорилось выше, Чертомлык оказался ограбленным. Впрочем, подобная участь постигла большинство известных царских курганов. И как правило, это случалось еще в глубокой древности, хотя в некоторых усыпальницах археологи обнаруживали следы относительно недавних крестьянских ограблений. Так, в Чертомлыцком кургане они нашли железную оковку от деревянной лопаты.
Обычно злоумышленники проникали в степные пирамиды вскоре после похорон, то есть еще за несколько веков до нашей эры - в скифское время или сразу же после прихода в украинские степи сарматов.
Поскольку Чертомлык поднимался над степью на 20 с лишним метров, а под ним была 12,5-метровая шахта, попасть к сокровищам сверху было попросту невозможно. Поэтому грабительский ход начинается за пределами насыпи. Но ведет он точно в центр кургана - к входной яме. Складывается впечатление, что воры хорошо знали, где находится самое главное...
Впрочем, охотники за скифским золотом не перевелись и в наше славное время. Недавно археологи решили исследовать полутораметровый курган скифского дружинника высокого ранга, расположенный поблизости от Бельского городища. Но прибыв на место, ученые увидели лишь яму, на краю которой валялись обрывки панциря да части щита. Здесь явно орудовал ковш экскаватора.
Рассказы о раскопках курганов и о том, как следопыты истории проникают в погребальные камеры, у многих нормально воспитанных людей энтузиазма не вызывают. Ведь это чьи-то могилы! Тревожить покой мертвых у всех цивилизованных народов считается большим грехом (впрочем, у нецивилизованных тоже). Изучать древние жилища - да, раскапывать мастерские и храмы далеких предков - да. А осквернять их могилы - нет!
Мне казалось, если я выскажу подобную точку зрения кому-то из археологов, он лишь рассмеется: эка невидаль - могильники. Но, представьте, Мурзин выслушал мои соображения совершенно серьезно и со мной согласился: да, тревожить прах усопших, если даже они жили несколько тысяч лет назад, кощунственно. «Мы раскапываем лишь курганы, попавшие в зону строительства или по каким-то другим причинам обреченные на полное разрушение», - объяснил он. Скажем, к тому же Чертомлыку подошел карьер. Еще год-другой и изучать было бы уже нечего. Если же степная пирамида стоит в чистом поле, то и пусть себе там стоит на радость потомкам. Например, поблизости от Чертомлыка возвышается 18-метровая Нечаева могила - наверное, самый высокий курган, оставшийся в Украине. И раскапывать его никто не собирается.
Да скифы ль мы? Да азиаты ль мы?
Помню много лет назад в перерыве какой-то научной конференции знакомый археолог шепотом, чтобы никто не слышал, доказывал мне, что скифов, как таковых, в нашей истории вообще не было. Этот ученый полагал, что скифы - лишь общее название целого конгломерата разных, не очень сходных между собой народов. Однако, говорил он, заявить о подобных вещах вслух невозможно. За такие крамольные идеи могут запросто выгнать из института. Ведь считается, что скифы в какой-то мере наши предки...
Слава Богу, времена нынче иные. Сейчас с работы за «нетипичные» взгляды никого не уволят. Более того, такая точка зрения сегодня вовсе не считается еретической. Она бытовала еще в давние времена. Огромную территорию - от полесских болот до Черного моря - населяли разные народы, объединенные общим названием, доказывали мне археологи. В Полесье это были, к примеру, праславяне, а в степной зоне ираноязычные племена. Но поскольку скифы образовали могучее государство, они и дали ему свое имя. Во времена существования каждого такого крупного образования с каким-то превалирующим этносом именно он давал культурную и в значительной степени языковую окраску.
Чистых народов в истории вообще не существовало. Протоскифы пришли на территорию Восточной Европы в VII веке до н.э., - объяснил Вячеслав Юрьевич. - До них здесь обитали киммерийцы - такие же кочевники и иранцы по языку. Покорив их, скифы, как часто случалось в истории, дали им свое имя и включили в состав кочевой орды. В ее рамках постепенно сформировался единый народ с общими традициями, единой культурой и погребальным обрядом.
Естественно, тут возникает вопрос: насколько эти люди отождествляли себя с именем «скифы»? Или, может быть, они получили его позже, так сказать, задним числом?
- Геродот пишет, что они называли себя сколотами, - объяснил мой собеседник, - а скифами их назвали греки. Говоря о них, мы должны различать две вещи. С одной стороны, был конкретный народ, обитавший на территории Восточной Европы с VII века до н.э. вплоть до начала I тысячелетия нашего времени. С другой, существовало широкое историческое понятие - «скифы», которое греки переносили на всех кочевников-иранцев от Дуная до Средней Азии. Более того, византийские хроники называют Великой Скуфией даже Киевскую Русь. Как видите, это имя жило еще долго после того, как сами скифы сошли с исторической сцены.
Не будем забывать, что именно скифы создали первое государство на территории Восточной Европы. Это была могучая кочевая империя, в состав которой, кроме иранцев, входили также местное население лесостепи и, вероятно, протославяне. Данным обстоятельством можно объяснить тот довольно глубокий след, который оставил скифский период в культуре, языке и традициях славян, и в частности, нашего народа. Разве неудивительно, что через две с половиной тысячи лет в украинском прикладном искусстве мы находим элементы так называемого скифского звериного стиля и легко различаем скифские мотивы в работах народных художников и вышивальщиц?
Мильоны - вас.
Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Эти строки из знаменитых «Скифов» Александра Блока многие воспринимают буквально, считая скифов, обитавших в глубокой древности на территории нынешней Украины, нашими непосредственными, чуть ли не прямыми предками. Так ли это?
- У Блока скифы - яркий поэтический образ, - говорит Вячеслав Юрьевич. - Называть их своими «кровными» предками, мы, конечно, не можем. Подобное утверждение спекулятивно и, что называется, высосано из пальца. Но точно так же нельзя и преуменьшать их роль в становлении поздней славянской культуры. Мы связаны с ними не столько в этническом плане, сколько в духовном.
На земле нашего народа обитали фракийцы, киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, готы - разные народы, которые растворились и ассимилировались в широкой, полноводной реке, именуемой жизнью. Но несколько веков протославяне жили в рамках Скифии. И это не прошло бесследно. Может быть, именно там они получили первый опыт государственности, из семян которого через много столетий взошла могучая Киевская Русь.