on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > Візуальне мистецтво > Бережний Ігор > Игорь Бережной: международная фоторегата продолжается

Игорь Бережной: международная фоторегата продолжается


01.01.2006

«Жесткий профессиональный отбор снимков - это самое главное для творческой эволюции. Если человек не эволюционирует, значит, он останавливается без движения»

Среди большого количества современных фотохудожников творчество Игоря Бережного стоит немного отдельно. Не секрет, что многие светописцы сегодня стали «поэтами грязи». Создается впечатление, что они отражают на снимках вовсе не критическое отношение к несовершенной действительности, а свой несовершенный, и порой не весьма светлый внутренний мир. Для Игоря Бережного вопрос об эстетических и художественных ценностях решен. Его жизненное кредо всеобъемлюще и просто: «Жить на радость людям».

Работы фотохудожника проникнуты не просто тонким психологизмом, но и каким-то необычайным внутренним оптимистическим настроем. Для него существуют не иллюзорные, а настоящие ценности - женщина, семья, дети. Кстати, одна из работ Игоря в прошлом году украшала обложку нашего «восьмемартовского» номера. И это неспроста.

Сегодня Игорь не просто известен в родном Херсоне. Его работы участвовали в выставках в 20 странах мира: в Дании, Канаде, США, Бельгии, Австрии, Словакии, Бразилии, Украине, Гонконге, Югославии, Португалии, Вьетнаме, Сингапуре, ЮАР, Индии, Латвии. Общее число участий в международных выставках и салонах подсчитать сложно, но оно никак не меньше 170. Только за 2005 г. -около семидесяти (из них FIAP - 7 «проходов»). Его работы были опубликованы не только в международных каталогах, но и в книге «Шедевры мировой фотографии», № 64 (Masterpieces from around the World). А в прошлом году Игорь получил звание заслуженного фотохудожника Международной федерации фотоискусства – EFIAР.

Но были времена, когда он совсем не помышлял о мировой известности. В начале творческой биографии он работал обыкновенным фотографом в фотоателье. Конечно же, прошел обязательный этап общения с минилабом в фотоцентре Kodak. Начав снимать на коммерческой основе, он познакомился с председателем Херсонского отделения Союза фотохудожников с Вацлавом Мошинским. Вацлав Сигизмундович, посмотрев работы Игоря, подал ему идею вступить в Союз. «Наверное, этот момент, - вспоминает фотограф, - и подстегнул меня к тому, что нужно творчески расти». Вскоре работы Игоря отправились в Киев с целью обеспечить его вступление в Союз фотохудожников.

Рассуждая сегодня, нужны ли творческие союзы вообще, хочется послушать о том, как Игорь попал в НСФХУ. «Когда меня приняли в Союз, естественно, появился интерес работать и совершенствоваться. Совершенствоваться можно было очень просто - выходить на международную арену. В данном случае мне очень помог офицер по связям с FIAP по Украине Борис Иванович Панов, который как бы подтолкнул меня к плаванию по океану мировых фотосалонов».

Импульс к совершенствованию.
Игорь сразу ощутил широту новых возможностей. Самое главное, он понял, что нужно двигаться, развиваться, и общаясь с внешним миром, сравнивать свои возможности. «Сидя в своей бочке, в своей студии, в своей деревне, - сложно оценить, до какого уровня ты дошел в фотографии. Очень важно, чтобы тебя оценивали именитые фотографы изо всех стран мира. И это не преувеличение. В состав жюри каждого международного конкурса входят независимые фотографы, 8-10 человек. Все они люди известные, уже пережили многие фотографические системы - цифровые, пленочные, и снимают в совершенно разной технике. А у участника фотосоревнования цель одна - прислать на их суд эстетично грамотный снимок на нужную тему. При любом задании, в любой точке земного шара ты должен быть фотографом.

Сегодня фотографирует весь мир. FIAP - достаточно большая и демократичная организация. В каждом конкурсе существует, конечно, момент субъективности, ведь среди 10 членов жюри кто-то любит жанр, а кто-то - портрет или макросъемку. Но при этом, в первую очередь, мне нравится то, что снимки отбираются по профессиональным качествам. Композиция, светотеневой рисунок, психология, если работа связана с людьми. Жесткий профессиональный отбор. А это самое главное для творческой эволюции. Если человек не эволюционирует, значит, он останавливается без движения на какой-то ступеньке. А сегодня следующий уровень мастерства заключается именно в знакомстве с современными компьютерными технологиями.

Когда я начинал посылать работы на международные салоны, существовало четкое подразделение -цифровое фото или аналоговая фотография. Теперь эту искусственную границу убрали. В принципе, цифра уже вышла на тот уровень технологичности, когда неважно, чем ты снимаешь - мобильным телефоном, пленочным фотоаппаратом или широкоформатной камерой. Важен конечный результат - то, что изображено на листе бумаги, и вызовет ли картинка эмоции у зрителя. Или отрицательные, или положительные - главное, чтобы эти эмоции были.

Международная фотокультура.
Отправляя свои работы на международные фотосалоны, Игорь был удивлен, насколько надежно и добросовестно налажена система работы с авторами. Фотоработы отслеживаются «на входе», и очень аккуратно возвращаются обратно. Международная культура общения в фотографическом мире очень радует. «Когда ты «проходишь» на выставках, получаешь знаки отличия, медали, тебе присылают каталог лучших работ. Для меня это очень важно. По сути, каталог - учебник, пособие по современной фотографии. Каждый снимок можно рассматривать отдельно. Потом ты начинаешь понимать расположение элементов композиции - какой свет, куда он направлен, какой предмет как расположен и для чего, и каково цветовое решение. Для меня эволюционный процесс заложен именно в анализе лучших работ современных фотографов мира.
Это моменты, которые меня толкают на движение вперед, к участию в новых и новых международных салонах. Не для того, чтобы получить звание или какую-то лишнюю корочку. Ключ для меня - общениес миром.

Особо ответственно - участвовать в больших салонах, например в Австрии, в Линце. Присылается в разные годы 26, 30, 32 тыс. снимков из 120 - 130 стран мира. Поток работ просто огромен.
Много замечательных, ну, может быть, за каким-то исключением. И перед жюри стоит воистину титаническая задача - все внимательно пересмотреть, проанализировать и отобрать интересную экспозицию. И это не значит, что те работы, которые не попали на выставку, плохие. Может быть, они в чем-то слабее. Но для экспозиции отбираются такие работы, которые как бы бросают вызов всему миру и доказывают, насколько интересна фотография на современном этапе и как она развивается.

В свою очередь, каталоги также построены очень интересно, бывает, организаторы специально подчеркивают похожесть работ, снятых в разных концах земного шара. Казалось бы, один человек живет в Италии, другой в Японии - и вдруг один и тот же сюжет, очень близкий, но показанный с разных точек зрения. Составители стараются комбинировать фотографии и так укомплектовывать ими каталог, чтобы была понятна эволюция фотоискусства».

Технический прогресс.
Работа Игоря Бережного «Саламандра» в 2002 г. получила в Австрии на фотосалоне «Hasselblad Super Circuit» серебряную медаль и с разрешения автора была представлена в книге «Фотомастера мира». Но интересный факт. Она была снята 2-мегапиксельной камерой. Еще целый ряд «двухмегапиксельных» работ Игоря получили различные награды и премии. Его первая цифровая камера снимала именно с таким разрешением, Игорь печатал снимки, сделанные ею, вплоть до формата 30x45 см и удовлетворял ими своих заказчиков.

«Далеко не всегда мегапиксели, вот эти миллионы, за которыми гонятся сегодня все кому не лень, играют решающую роль. Сегодня дошли уже до 35 млн пикселей, до безразмерных файлов. Но прежде всего, важно не качество самого файла, а сюжет, содержание, грамотность исполнения снимка, эмоциональное воздействие. Поэтому мне было очень приятно, когда снимок 2-мегапиксельной камеры был признан одним из лучших.

Сейчас, когда я беру в руки даже ее преемницу, то ужасаюсь, потому что не знаю, как ею можно вообще работать. На данном этапе оптимальный вариант соотношения цены/качества для фотографа моего уровня - это Canon 10D. Изумительная камера, работает совершенно. Скажу больше - 20D мне нравится значительно меньше. В ней практически нет новых решений, матрица разве что не 6, а 8 млн пикселей имеет, но эти миллионы для снобов, - их абсолютно не видно. Я тестировал «десятку» и «двадцатку» до самого большого увеличения, когда уже Photoshop просто берет и ставит точку, - дальше увеличивать некуда. Только в этом предельном режиме можно пересчитать пиксели, найти несколько лишних, которые где-то, может быть, что-то дадут на формате, который уже уходит за границы А-2».

Мастерская собственными руками.
Разговор о творчестве Игоря мы продолжили в его мастерской. Мастерская необычная - фотохудожник ее построил сам.Так случилось, что несколько лет назад Игорь сменил обычную квартиру в многоэтажке на небольшой частный домик на одной из улочек Херсона. Конечно, это был шаг довольно рискованный, но сейчас, спустя годы, становится понятно, что совершенно своевременный. Игорь давно уже мечтал о своей мастерской, а воплотить мечту стало возможно, только построив собственными руками свое счастье.
Он впервые в жизни мешал цементный раствор, ворочал тяжелые кирпичи из ракушечника, устанавливал балки и перекрытия. Мастерская удалась на славу. Сегодня это уютное 27-метровое помещение, специально приспособленное для съемочного процесса.

Проблему рассеянного естественного света Игорь решил просто - один угол постройки просто срезан и зашит листами поликарбоната во всю стену.
«Поликарбонат работает очень хорошо, дает софт-эффект. В таком свете можно делать многие интересные вещи. В старину, когда появилась фотография, все фотографы мечтали иметь большие окна. По той простой причине, что магниевые вспышки были неудобны. Вслед за живописцами фотографы заказывали прозрачные потолки, большие витражи - только ради рассеянного света, который сейчас получается при помощи обычного софт-бокса.

Мой поликарбонатный закругленный эркер дает возможность снимать вообще без вспышки - это очень здорово, интересно. Можно получить как боковой рассеянный свет, так и контровой, причем самое уникальное в этом эркере то, что в разное время суток свет совершенно разный и неповторимый. Он зависит даже от погоды. Где-то солнышко, плывут облака, какие-то лучики пробиваются. Интереснейшие эффекты.
Но у меня здесь собран и весь комплект отражателей, сотовых насадок, цветных фильтров, три софт-бокса разных размеров, каждый из них дает разный рисунок. Самый обычный джентльменский набор. Пока этот свет меня удовлетворяет - он дает рисунок, который мне нужен. Конечно, всегда надо стремиться только к лучшему. В хорошей студии, конечно когда позволяет бюджет, должны быть световые приборы на все случаи жизни. Но это выливается в достаточно круглые суммы, которые в провинциальном городе вряд ли вообще возможно заработать».

Игорь остановил свой выбор на свете от Rekam. В мастерской также имеется специальное устройство для подвески и сматывания фонов. Если фон поднять, то на заднем плане светового эркера видна прекрасная коллекция бансаев. Здесь же наливается на лимонном дереве и зеленый экзотический плод. Ну а в противоположном углу мастерской нашлось место для огромного аквариума, в котором живут японские карпы Кои.

Психология творчества.
«Я всегда говорю, что фотографии - это душа фотографа. По снимкам можно определить внутренний мир, психологию, мировоззрение. Обычно авторы снимают, если не считать чистую коммерцию, то, что нравится. Когда я начинал фотографировать, существовало определенное искушение. Вокруг полно колоритной «чернухи» - можно было заезжать в любой населенный пункт области и снимать: детей семилетних, которые только научили слово «мама» говорить, свиньи, гуси, раскрученная техника, по колено все это в грязи – тема стопроцентно проходная. На Западе это шло просто «с пулемета», можно было запросто награду получить за такие снимки. Многие действительно это снимали и получали. А я для себя понял, что мне просто не нравится снимать «чернуху» - то, что мне не по душе, я просто не снимаю.

Люблю красоту, люблю эстетику, люблю гармоничность во всем. Дело в том, что мир, то, стоит на гармонии. Если какой-либо предмет (фотоснимок, яхта, современный танк) не гармоничен, он просто не сможет жить в нашем мире. Так устроена эволюция. Если, к примеру, яхта не состоялась по форме, она не будет быстро и красиво ходить. Так же и в фотографии - если снимок состоялся, он может быть тяжелым, он может быть «чернушным», но он должен быть профессионально выполнен. А мне нравится снимать красоту. Это может быть женщина, или ребенок, в конце концов и ювелирные изделия - это все эстетичные, хорошие, классные вещи. Когда их фотографируешь, получаешь в конечном итоге снимки, которые вызывают положительные эмоции. Наверное, в этом - моя цель.

Цифровое поколение.
Современный фотограф постоянно чувствует дыхание конкурентов у себя за спиной. Эпоха цифровых технологий, упростив многие процессы, привлекает на фоторынок продвинутых компьютерщиков, вооруженных цифровыми камерами. Что ж, не все у нас еще поняли, что свободный рынок - это свободная конкуренция, борьба за выживание и, как следствие, постоянное совершенствование.

«Нынешняя молодежь быстро все схватывает, а основная масса профессиональных фотографов на сегодняшний день - это люди уже среднего возраста, за 40 лет и больше. За паровозом технического прогресса трудно угнаться, и кто успел, кто понял, что за ним будущее, смог переварить новые технологические процессы, тот будет на коне и завтра. Главное понять, что цифровые технологии - это всего лишь новые инструменты, расширяющие технические возможности фотографа. Если раньше основные проблемы были связаны с экспозицией, выбором цветовых решений, то сейчас очень многие вещи можно если не дорисовать, то откорректировать.

А что касается искажения действительности, то как тут не вспомнить, что профессия «ретушер» существует с момента зарождения фотоискусства. Хороший ретушер ценился больше, чем фотограф. Потому что любой снимок, выполненный в фотостудии, за исключением разве что музейных шедевров, проходил через руки ретушера, который доводил его до состояния «вкусности», до состояния совершенства. Все те же приемы - лишнее убиралось или маскировалось, что-то дорисовывалось. Сейчас компьютер и Photoshop - это грамотный, классный ретушер, если, конечно, уметь им управлять.

В принципе, Photoshop - это весьма емкая программа, которая позволяет делать уникальные вещи. Но это не означает, что можно безответственно подходить к съемке. При плохом исходном снимке никакой Photoshop не поможет. Кадр должен быть грамотным, хорошим, а сюжет свежим. Лишь после этого Photoshop, как инструмент, поможет довести снимок до совершенства. Всегда на снимке есть какие-то огрехи, подводит детализация, фон, что-то нужно подвинуть, убрать изъяны на коже - одним словом, завершить композицию. Но с редактурой нужно обращаться очень деликатно, по той простой причине, что очень многие фотографы, получив в руки средства постобработки, съехали до уровня карикатур. Используется фильтр на фильтр, сверху еще один фильтр, и в конечном итоге выходит нечто неописуемое. А потом это выдается за «свой неповторимый авторский взгляд». Только взгляд чей - создателей Photoshop? »

Арифметика успеха.
Все знают, что роль композиции при создании снимка высока. Так можно ли воспитать у начинающего фотографа чутье? Игорь Бережной считает, что в изобразительном искусстве, независимо от того, фотография это или живопись, существует своя внутренняя арифметика. «Существует такое понятие, как подсознательное восприятие мира. То есть, человек даже несведущий в композиции, подходя к какому-то изображению, будь то картина или фотография, сам того не понимая, формирует к ней отношение. Изображение ему нравится или не нравится, он не знает, по какой именно причине. Это может быть раздражитель, к примеру, по цвету. Не зря психология цвета описывает сочетаемость определенных оттенков, присутствие определенных цветовых раздражителей. Очень важно, где именно они находятся на снимке.

Композиционные решения - это грамотность. Арифметика композиции позволяет гармонично расположить предметы, людей, найти точку съемки пейзажа. Когда человек смотрит на гармоничную работу, он тоже пребывает в комфортном состоянии и ловит от этого кайф, а если композиция безграмотна, то зритель будет подсознательно недоволен. Специалист, конечно, проанализирует, что именно может раздражать публику, выделит причину и расскажет, какие именно законы гармоничного построения кадра были нарушены.

А еще для того, чтобы фотограф состоялся, нужно умение работать с людьми. К примеру, та же «обнаженка» у нее свои законы, самый главный из которых - деликатность. Нужно понимать, как именно должно происходить общение с моделью при съемке, чтобы человек мог открыться. Согласитесь, не так просто, впервые увидев фотографа, пусть он трижды знаменит, сбросить перед ним всю одежду и попытаться передать те чувства, которые должны быть запечатлены на снимке. На это способны профессиональные модели, коих единицы, профессиональные танцовщицы, которые работают обнаженными постоянно. А вот если обычный человек хочет получить для себя интимные, красивые, эстетичные снимки, то это уже задача для фотографа. Чтобы в кадре были эмоции, а без них вообще фотография не получится, - именно для этого требуется искусство и психолога, и собеседника.

Клиент прав, но далеко не всегда.
Все фотографы, помимо творчества, выполняют заказы на съемку. Без такой рутинной работы вряд ли можно модернизировать компьютер или пополнить линейку объективов. Многие уже поняли, что к стандартным заказам необходимо подходить творчески. Игорь Бережной, бывает, даже отказывает клиентам, которые начинают объяснять, как их нужно снимать. «Обычные клерки, бизнесмены, которым удается зарабатывать деньги, ничего не понимая в фотографии, начинают объяснять, как они должны стоять и на какую колонну опираться. То есть идут против всех законов эстетики, гармонии, композиции. Здесь два пути: извиняться и говорить: «Ребята, приходите в следующий раз», или убеждать. И нередко бывает, что все-таки берешь верх.

Объясняешь человеку, что так нельзя, а вот так будет гораздо эффектнее, снимок начнет работать в том числе и на ваш бизнес. Но если клиент настаивает на своем - приходится отказывать. Ведь потом будут в первую очередь смеяться надо мной. Когда люди берут в руки фотографию, то для начала спрашивают, кто ее сделал. Поэтому очень важно довести изображение до совершенства, убедить человека, что правильно именно так и что это - хорошо. Это как бренд, как фирменный знак. Нужно приучить потребителя, что когда он приходит к фотографу, а фотограф этот такого-то уровня, и клиент получит от него продукт наивысшего качества на данном уровне его мастерства. По-своему осложняет жизнь технический прогресс - сейчас у каждого в семье со средним достатком две-три камеры, три фотографирующих мобилки. Получается следующее - приходят люди на съемку и говорят: «И у нас есть цифровой фотоаппарат, мы тоже снимаем. Давайте мы пощелкаем, и вы пощелкаете. Просто нам не печатайте большие снимки». Приходится им объяснять, что фотография как искусство и фотография как бы совершенно разные, причем несовместимые вещи. Поэтому нужно публику приучать к тому, что придя фотографироваться, они приходят к специалисту, к фотохудожнику. И что это будет стоить дорого».

Что в твоем чемоданчике фотограф?
«Профессиональная фотография во всем мире считается весьма затратным бизнесом. В одном российском журнале мне понравилась фраза: «Фотография - это не дорого - это очень дорого!» Действительно, покупка передовой техники, фирменных просветленных объективов, качественного света - все очень дорого. Фотография - действительно вид искусства, у которого очень дорогая база.
Серьезные западные фотографы несут в кофре набор $ 50-60 тыс., если собираются сделать что-то серьезное.
В продаже сегодня есть и цифромыльница, которая стоит $100-200-300, и объектив за $8-10 тыс. И наверное, это неслучайно. Физику никто не отменял!

Но вот, к примеру, задники для среднеформатных камер доросли до разрешения 35 млн пикселей. Понятно, что технический прогресс идет, бежит впереди времени. Но последние цены, выставляемые компаниями-производителями, уже выходят за грань финансовых возможностей даже тех профессионалов, которые считаются элитными. Существуют разумные границы качества. Может быть, и не нужна фотографу эта бесконечная «гонка вооружений». На сегодняшний день я могу сказать одно - Canon 10D, которым я работаю, фотографа среднего класса вполне удовлетворяет. С одной стороны, эта камера позволяет реализовать собственные творческие амбиции, а с другой - перекрыть серьезные рекламные форматы», - утверждает Игорь.

Оптические секреты.
Сейчас у Игоря Бережного «перекрыт» диапазон оптических расстояний от 20 до 480 мм. Этого, как он считает, вполне достаточно, чтобы выполнить все необходимые фотоработы. Единственное, чего пока у него нет - это fish-eye. Когда-нибудь он обязательно появится. Но Игорь очень любит работать телевиками. В том числе и в студии.

«Телевик очень интересно «сгребает» перспективу. Это важно, если съемка идет на пленэре. На снимках появляется ощущение воздуха, ощущение пространства, объема, который никаким широкоугольником не передашь. Но я и в студии часто работаю телевиком (фокусное расстояние - 200 мм). Снимая им портреты, наслаждаюсь полнейшим отсутствием каких-либо линейных искажений. То есть ты передаешь пропорции лица человека абсолютно точно. Широкоугольник, конечно же, тоже дает свои интересные эффекты, но это уже другая тема.

Журнал «Digital Photographer» январь-февраль 2006
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.