on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.12.2019, 09:37

Декабрь 2019

ГРУДЕНЬ Уночі мороз поволі Інеєм упав на шлях… Спотикається на полі Місяць грудень по грудках. І тому такий він гнівний, Дружить з вітром крижаним. А хуртеча рівно-рівно Засипає слід за ним. Сипле сніг, мов стеле килим, Щоб за груднем із дібров Тим рипучим снігом білим Рік Новий до нас ішов. М. Литвинець  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

12.11.2019, 09:47

Творчий вечір Сергія Жадана!

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

Иллюзионист

06.06.2007

Его глазами видят мир читатели журнала – он фотограф, и без репортажей в этой работе никак не обойтись. А на международных выставках имеют успех его художественные работы – фотография «Мои друзья» в прошлом году получила медаль Лондонского салона фотографии и награду FIAP Международного салона фотографии в Сарагосе. Так что на свою персональную юбилейную (в июле ему «стукнет» 50) выставку «Ілюзії (зроблено власноруч)» он собрал свои самые яркие и непривычные работы (о выставке подробнее читайте на странице 80) – и произвел впечатление на публику не только херсонскую. Обычно он остается за кадром, потому что сам этот кадр и создает. А сегодня в кадре он сам – фотохудожник Игорь Бойченко.


Игорь, почему вдруг – «Иллюзии»?
Мое поколение – продукт великих иллюзий. Не знаю, есть ли коллективный разум, но коллективные иллюзии есть точно.
Что же иллюзорного в портретах? Ведь на фотографиях – реальные люди.
Все очень просто. Человек многогранен. Посмотрите на генерала. Один увидит в нем мудрого военачальника, другой – безжалостного врага; кто-то – доброго дедушку, кто-то – строгого отца, кто-то – неверного мужа. Но ведь это все – один человек. И каждый, видя свое, будет прав, и каждый окажется в плену иллюзий. Так что объективна лишь фотография на паспорт, которую делает автомат. При появлении в процессе человека все меняется. Фотография – искусство иллюзий. Так же, как театр, кино или литература. Хороший портрет – это ключевой кадр в фильме, финальная сцена в спектакле или кульминация романа. Фотосессия у фотографа-портретиста – это возможность перенестись в другую страну и в другую эпоху, раскрыть внутренний мир в одном мгновении, сыграть роль в одном кадре. И не одну роль... Особенно важно это для женщин, ведь в каждой одновременно живет Джульетта и прячется леди Макбет. А фотограф-портретист, хороший фотограф, поможет запечатлеть любимую роль. Поняв внутренний мир человека, портретист отобразит его либо так, как он воспринимает себя сам (реализует его иллюзию), либо так, как его видят окружающие, что далеко не одно и то же.

Что нужно, чтобы стать хорошим фотографом?
Терпенье и труд. Труд и фантазия. Упорство и труд. Нет, серьезно… все то, что формирует ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ОПЫТ. Фотохудожник развивается только с опытом. А этому ни в одном институте не научишься. К тому же важно быть психологом, понимать иллюзии портретируемого, что его смущает, чем он гордится, кем он есть и кем хочет казаться.
А портреты такие разные…
И это нормально. Кому-то близко искусство эпохи Возрождения, плюс соответствующий наряд, стилизация под живопись, печать на холсте – в результате полная иллюзия живописного полотна. Кто-то ощущает себя в будущем – тогда портрет в стиле «Матрицы». Но все это только технологии. Портрет – это своего рода компромисс между тем, как человек видит себя сам и как его видит «пленка». И получится фотография или нет – зависит в равной степени от того, кто стоит перед объективом – сумеет ли он раскрыться, показать себя таким, какой он есть, и от того, кто за объективом – сумеет ли понять и запечатлеть. Впрочем, в любом случае получается иллюзия.

Золушка превратится в красавицу?
Может. И чаще всего превращается… если сумеет поверить в ИЛЛЮЗИЮ.
Красота – это тоже иллюзия?
Объективная реальность. Иллюзия же в том, что люди называют красотой на данном этапе. Стандарты красоты, например, XVIII века и 20-х годов прошлого столетия – абсолютно противоположны. И получается все же, что красота – категория иллюзорная: что для одного красиво, другой считает безобразным. Все могут восторгаться длинной шеей девушки, а она приходит фотографироваться и с порога заявляет: «Только не делайте мне гусиную шею!» И хорошо еще, если она об этом говорит прямо! А бывает и так, что через полчаса съемки понимаешь, что девушке не нравится ее нос или уши, но сказать об этом она стесняется (здесь-то и приходит на помощь талант психолога...). К сожалению, наши женщины (я имею в виду постсоветское пространство) в большинстве своем склонны себя уничижать: я некрасивая, я толстая, у меня длинный нос… Учитесь у француженок, которые любой свой недостаток превращают в несомненное достоинство! Ну кто осмелится назвать некрасивой Мирей Матье?!
Фотогеничность – качество врожденное?
Да.
Но ведь исправить дефекты внешности можно?
Можно. Ракурс, свет, поворот головы, да еще и компьютерные технологии – все это способно подчеркнуть нужное и убрать лишнее.
И что остается? A по разному. Любая вещь, только что сошедшая с конвейера, безукоризненно-безлика. Со временем она приобретает определенные «изъяны», способные выделить ее из массы себе подобных. Эти дефекты и придают вещам их индивидуальность. Этакий послужной список. Так же и с человеком. Результаты на лице. Опять же, все зависит от задачи. Если фотография в гиперреалистичном стиле – все шероховатости стоит еще больше подчеркнуть, если же это гламурное фото – все будет пребывать в розовом тумане.
Как создаются образы? Кто их придумывает?
Фотограф и его модель. Как правило. И я не всегда знаю, кто именно.
Кто чаще приходит фотографироваться?
Конечно, женщины. И сами приходят, и семью приводят. И что бы ни говорили приверженцы феминизма, все равно хранительницей очага и семейных традиций остается женщина. Она собирает фотографии, «ведет» семейный альбом, фотографирует детей, мужа и себя. Неудивительно, что именно женщина – основной клиент художника или фотографа.

А дети?
Дети – это десерт. Это сплошное удовольствие. Если войти к ним в доверие. И превратить съемку в игру.
Какие иллюзии относительно фотографии хотелось бы развенчать?
Иллюзия первая: главное в фотографии – оборудование (фотоаппарат последнего поколения, дорогой студийный свет). На самом деле, хорошая техника – это здорово, особенно если она находится в умелых руках. Но реально она не имеет решающего значения. В свое время я «пощупал» практически всю фототехнику, выпускаемую в СССР – все перепробовал, всем переснимал, все передержал в руках. И пришел к выводу, что если у тебя есть идеи в голове, то снимать можно чем угодно. Разница только в том, что это будет занимать больше или меньше времени и требовать большей или меньшей подготовки. Иллюзия вторая – что можно сделать психологический портрет за 5 минут, забежав к фотографу по дороге в магазин. Реально же для серьезной работы нужно время, и чаще всего – не одна фотосессия. Нужно взаимопонимание, очень важно доверительное отношение к фотографу.
Люди по-разному воспринимают работы – кому-то нравится, кто-то не понимает. Почему?
Проблема в том, что на протяжении многих десятилетий мы шли, мягко говоря, «другим путем». Вот и возникает порой некоторое разночтение. С той же Европой, например. Я не берусь судить, что лучше. Буквы или иероглифы. Просто очень важно, чтобы «по обе стороны» цепь символов и ассоциаций была одинакова. И в этом процессе должен развиваться не только тот, кто делает фотографию, но и тот, кто на нее смотрит – иначе и возникает непонимание. Очень свежий пример – работа «Мои друзья», которая на ура проходит на международные выставки и получает награды, но на национальной выставке фотопортрета даже не прошла в отбор. Хотя в действительности я никогда не знаю, что зритель на самом деле видит на моих фотографиях. Тоже иллюзия.
Сделать шедевр для личного пользования – реально? Или это тоже иллюзия? Отнюдь. Было бы желание… приложить некоторые усилия. Небольшие. Зато на выходе – изображение практически любых размеров на бумаге, холсте, любимой кружке, футболке… да мало ли на чем еще. Технологии позволяют сохранить Ваш лик на десятилетия (если не века) уже сегодня.

Что для Вас самое главное в фотографии?
Объективная иллюзорность. Или иллюзорная объективность (что, пожалуй, точнее). В основе любой (абсолютно любой) фотографии или фотоколлажа лежит реальный объект (отсюда ОБЪЕКТИВНОСТЬ), который освещен, скадрирован, трансформирован, деформирован и помещен в выбранное автором окружение (отсюда ИЛЮЗОРНОСТЬ). Что при правильном осознании и умелом использовании даёт возможность визуализировать любую иллюзию автора при полном доверии зрителя. Ну чем не психотропное оружие (шутка).
Что бы Вы не смогли сфотографировать ни при каких условиях, ни за какие деньги?
Пожалуй черную кошку в темной комнате...
Что сейчас хочется фотографировать?
Как всегда ЧЕЛОВЕКА (женщин сильнее). Плоды его труда. Для меня вообще мир без человека не интересен. Увы, не японец. Поседнее время (видимо, возрастное) появилось сильное стремление сделать серию семейных портретов. Портрет – это вообще альфа и омега фотоискусства. Самое простое и самое недостижимое. С него начинают фотографировать (вспомните свои фотки) и по нему судят о глубине постижения. Так что «Портрет форева!»

P.S. для любопытных: галереи фоторабот Игоря Бойченко можно посмотреть на сайте: www.artkavun.kherson.ua

Новый фаворит.- 06.06.2007

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.