on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.06.2017, 10:09

Червень-2017

Той, хто бачив, як розкішні маки вогняно цвітуть, як в садках дозрілі вишні аж гілки додолу гнуть, той, хто в пору косовиці на узліссі поміж трав соковиті полуниці в повні кошики збирав, той розкаже сам, напевно, чом це здавна між людей на Вкраїні зветься Червнем перший літній місяць цей.  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Новости региона

27.06.2017, 09:53

День молоді - в бібліотеці

27.06.2017, 09:49

Ночь украинского кино прошла в Херсоне

В ночь, с 24-го на 25-е июня, на открытой площадке культурного центра Kherson ...
23.06.2017, 14:47

В Херсонщину стекается молодёжь — на форум «Таврия-2017»

  22 июня, состоялось открытие молодежного форума «Student ...

Иллюзия света, или шедевр Куинджи в Херсоне

Своими шедеврами музеи, как правило, делятся неохотно. Но Симферопольский художественный оказался исключением - ценнейший экспонат своей коллекции, работу Архипа Куинджи «Ночь на Днепре» (1882), которую часто именуют еще и «Лунной ночью на Днепре», начали активно демонстрировать украинским любителям прекрасного. В июле картина на некоторое время «переехала» в «Ласточкино гнездо», а накануне празднования Дня города, 14 сентября, переместилась в Херсон, в областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, где будет находиться до конца октября. Куинджи называют русским художником, но он - грек по национальности, с турецкой фамилией. Родился в Украине - в Мариуполе, правда, большую часть жизни прожил в Петербурге, но много времени проводил в Крыму, а самые яркими работами, принесшими художнику славу, были украинские пейзажи.

Вот и в далеком 1880-м «Ночь на Днепре» стала в Петербурге настоящей сенсацией. Вокруг нее возникло движение, когда Куинджи еще работал над картиной. Российскую столицу заполонили слухи об ее феерической красоте, и художнику пришлось по воскресеньям на два часа открывать желающим двери своей мастерской, дабы петербургская публика смогла воочию увидеть будущий шедевр. «Ночь на Днепре» была продана еще до выставки - за фантастическую по тем временам сумму в 5 тысяч рублей ее купил какой-то морской офицер. Как оказалось - великий князь Константин. Да и сама выставка произвела на зрителей магическое впечатление - картина демонстрировалась одна, в глухо зашторенном зале, освещенная двумя фонарями.

Все было настолько необычно, что вокруг Общества поощрения художников на Большой Морской улице тянулись огромные очереди. Дабы избежать давки, публику пускали в зал группами. И завороженные зрители останавливались перед картиной в «молитвенной тишине»… Казалось бы, обыкновенный пейзаж: ночное небо, облака, луна, река, равнина, тропинки, деревья и хатки, мельница на берегу. Да и размеры не поражают монументальностью - меньше полутора метров в длину. Но этот лунный свет, исходящий из картины, был просто необыкновенным. Он оживал, он раздвигал пространство, он притягивал… Что это - иллюзия света или реальность?

Одни называли увиденное волшебством, другие считали, что здесь без связи с нечистой силой не обошлось, а третьи подозревали шарлатанство и пытались найти с обратной стороны фонарь или лампу, не находили и удивлялись еще больше - луна по-прежнему излучала свой таинственный свет… Поговаривали даже, что весь секрет - в необычных красках с перламутром, которые для Куинджи за громадные деньги привезли то ли из Японии, то ли это были товары из Китая. Художник действительно экспериментировал с красками и пользовался советами Менделеева. И секреты, наверное, какие-то были, но фокусов точно нет - картина написана обыкновенным способом, маслом на холсте.

Неудивительно, что Куинджи получил заказы на авторские повторения своей гениальной картины, и сегодня «Ночь на Днепре» существует в трех вариантах. В Русском музее в Петербурге - то самое полотно, купленное великим князем Константином, с ним хозяин не захотел расставаться, даже отправляясь в кругосветное путешествие, но после воздействия соленого морского воздуха пейзаж стал темнеть. В Третьяковской галерее в Москве и - в Симферопольском художественном музее, откуда картина, собственно, и приехала в наш город. И хоть с момента первого появления на публике самой известной работы Куинджи прошло почти полтора века, в Херсоне ее демонстрируют зрителю точно так же, как в свое время придумал сам художник - одну в зале, в темноте, освещенную двумя фонарями. Разве что рама не золоченая, а черная. Да еще добавили звуки природы, записанные на берегу Днепра.

Вот так заходишь в темный зал, присаживаешься на стул или подходишь ближе - и из суетливой современности переносишься в иное пространство: огромный мир, залитый лунным сиянием, где есть не только небо и земля, тишина и покой, но еще и ощущение свободного полета. Если сегодня картина производит столь сильное впечатление, совсем не удивляешься, что в свое время она стала сенсацией. Правда, любопытные и нетерпеливые, увидев картину во всемирной сети, могут выразить скепсис: а что там можно разглядеть - кругом одна темнота. Единственное светлое пятно - луна и ее отсветы в воде. Но это как раз тот случай, когда наш друг Интернет, позволяющий увидеть все и везде, нам совсем не друг.

С картиной Куинджи такой номер не проходит - ни одна репродукция не передает и сотой доли того, что видишь собственными глазами. Казалось бы, на что уж искусствоведы люди искушенные, но и они, глядя на «Ночь на Днепре», находят все новые и новые нюансы - то костер и дым от него разглядят, то дорога с разных точек зрения направление меняет (с этой стороны идет по равнине, а с этой - спускается с холма). Да и многие херсонцы понимают, что нечасто в нашем городе случаются выставки столь высокого уровня: взглянуть на шедевр идут потоки людей, хотя выставка не бесплатная (билет для взрослых стоит 15 гривен, для детей, студентов и пенсионеров - 7).

Кстати, хоть мы и говорим об одной картине, в действительности же выставка несколько шире - четыре работы самого Куинджи плюс несколько работ его учеников. Да и со временем экспозиции сотрудники музея не ошиблись: изначально проведение выставки планировалось на май, потом решили ее перенести к началу учебного года. Так что сегодня можно убедиться, насколько был прав Илья Репин, написав о Куинджи: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Лариса Жарких
"Херсон Маркет плюс".- №39 (297).- 29.09-05.10.2011.- стр. 15
www.khersonmarket.com.ua/

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.