on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новини регіону

13.11.2024, 23:30

Фільм “Редакція”, знятий на Херсонщині, покажуть на European Film Festival Scanorama у Литві

З 7 по 21 листопада у Литві пройде один із найбільших європейських кінофестивалів – Scanorama, ...
09.11.2024, 23:39

Стрічку “Редакція” Романа Бондарчука, зняту на Херсонщині, покажуть в кінотеатрах України

Фільм “Редакція” українського режисера Романа Бондарчука, яку ...
09.11.2024, 23:33

"Поліна Райко: Невидиме": книга і виставка

"ПОЛІНА РАЙКО: НЕВИДИМЕ" - це нова книга. І це назва виставки ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Виявилося, що ініціатива карається...

 

Инициатива оказалась наказуема...

Эта история произошла еще на заре строительства Херсона - первого города в Северном Причерноморье, то есть аккурат в конце XVIII века

Вместе с Херсоном возрождались к новой жизни давние поселения, известные с незапамятных времен. Например, Алешки (или Олешки, современный Цюрупинск), унаследовавшие свое имя от древнего Олешья (Олешковской Сечи). Алешки росли вместе с Херсоном, и уже к началу XIX века это было пусть не особо большое, но достаточно крепкое поселение со своей уже сложившейся внутренней инфраструктурой. В ней не последнюю роль занимали транспортно-водные перевозки различных товаров и грузов с Левобережья в Херсон и наоборот.

С развитием и заселением края увеличился и поток водной доставки грузов. Однако река Конка, по которой проходил перевоз, на одном из участков всего за полтора километра до впадения в Днепр изрядно портила жизнь лодочникам. Почти идеально прямая от Алешек, здесь она вдруг делала резкий поворот на юг, огибала широкий плавневый участок, затем возвращалась назад, делала еще более резкий поворот на запад, а далее уже спокойно несла свои воды в Днепр. Причем в годы слабого весеннего паводка эта трехверстная водная петля заиливалась и зарастала до такой степени, что становилась тяжелопреодолимой преградой для низкосидящих груженых суденышек. Что уж тут говорить о популярных в то время более грузоподъемных «берлинах», которые и порожними преодолевали этот крюк по малой воде с превеликим трудом!

Впрочем, проблемы купцов и перевозчиков можно было решить самым простым образом - прокопав 500-метровый канал и соединив напрямую две части реки, оставив неудобный участок в стороне. При этом водный путь сократился бы на целых три версты, что было бы только на руку лодочникам. Однако это должен был кто-то сделать, причем команда должна была быть «спущена сверху».

Попытки обращения к «сильным мира сего» особым успехом не увенчались. Ходатайство перевозчиков утонуло где-то в городских канцеляриях среди сотен, а может быть, к тому времени и тысяч различных бумажных просьб и прошений.

Неизвестно, сколько времени тянулось бы сие дело, если бы не нашелся в Алешках человек по фамилии Овдин. История не сохранила ни его имени, ни звания, ни принадлежности к гильдии купцов или перевозчиков. О нём известно лишь то, что, не дождавшись официального решения властей, Овдин решился вложить свои личные средства в создание этого 500-метрового канала.

Сколько времени затратили наемные рабочие на выемку земли и углубление прохода - тоже неизвестно. А только вскорости канал, получивший народное название «Овдинский ерик», начал пропускать перевозимые грузы. Впрочем, этого радостного для перевозчиков события не смог разделить сам Овдин, которого «за самоуправство»... упекли в тюрьму.

Прошло еще несколько лет. Как само собой разумеющееся, этот новый канал стал частью удобного пути, соединяющего Алешки с Херсоном. Проблемы, связанные с мелководьем, в период малой воды значительно сократились, а канал перешел в собственность городского самоуправления. Часть реки от выхода в Днепр до Овдинского ерика, возможно, в честь того, что именно здесь был прорыт (перебит) участок берега, мешавший судоходству, получила название Перебойни (ныне Перебойная).

О самом Овдине, томившемся за «преступление» в тюрьме, уже никто никогда не вспоминал.

С введением в Херсоне портового управления забота и надзор за водными подъездными путями перешла в ведение порта. В январе 1903 года начальник Херсонского торгового порта Исаков созвал портовое присутствие, на котором был рассмотрен вопрос об углублении Овдинского канала и взимании платы за проезд по нему.

Проект, принятый портовой комиссией, был направлен на утверждение городских властей, о чём немедленно сообщила своим читателям газета «ЮГъ». Интересно, что в финале газетной статьи в январе 1903 года было написано следующее: «Таким образом, вопрос о сокращении и улучшении этого подъездного к Херсону водного пути наконец можно считать близящимся к развязке...»

Как? Неужели этот вопрос не был уже решен столетие назад овдинским самоуправством? Неужели портовое присутствие сумело бы еще более сократить путь на прямом отрезке между двумя точками? Тем не менее вопрос прозвучал, был утвержден и осуществлен.

Что же касается забытого всеми Овдина, то он, пострадавший ни за что, не вынес тюремного заключения и очень скоро умер в тюрьме. О чём удалось отыскать сообщение на страницах херсонской газеты «Югъ»...

Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №25 (605).- 14.06.2013.- стр.20

Публікація першоджерела мовою оригіналу

1. 20.06.2013 14:13
лингвист любитель

..."...один за всех..!!...а все  ???? -  печальная история...

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.