on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.11.2019, 10:26

Ноябрь-2019

Шалунья-осень раздевает  Деревья в заспанном дворе.  Все от депрессии страдают,  Я — не.  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новости региона

12.11.2019, 09:47

Творчий вечір Сергія Жадана!

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Археология Таврии > Исследование скифских памятников на Херсонщине

Исследование скифских памятников на Херсонщине

 


Самыми распространенными и известными памятниками древней истории Причерноморских степей являются курганы. Наиболее богатые из них сооружены две с половиной тысячи лет тому назад скифами. Скифы - могущественный народ древности. В течение пятисот лет они господствовали в степях Причерноморья, совершали многочисленные успешные походы в Малую Азию и за Дунай, разгромили полчища персидского царя Дария, вторгнувшегося в Скифию в VI в. до н. э.

В IV в. до н. э. скифы создали первое государство на нынешней территории Европейской части СССР. О скифах писали древневосточные хронографы и античные историки, географы, писатели.

Около двух тысячелетий тому назад исчезли скифы. Но памятники, оставленные ими, и сегодня волнуют историков, археологов, лингвистов и антропологов, искусствоведов и этнографов. Проблема скифского этногенеза и до сих пор привлекает внимание ученых.

Самые известные скифские памятники сосредоточены на территории современных Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей. Именно в этих областях работают крупнейшие экспедиции Института археологии АН УССР, одной из которых - Херсонской - руководит автор этой книги.

Исследование скифских памятников на Херсонщине представляет большой интерес, ведь согласно карте Скифии, составленной "отцом истории" древнегреческим историком Геродотом в V в. до н. э., здесь жили племена скифов-земледельцев, скифов-кочевников и царских скифов. Наряду с сотнями рядовых скифских курганов на Херсонщине открыты богатые усыпальницы скифской знати.

Несмотря на то, что прошло более 100 лет со времени начала изучения скифских древностей на Херсонщине, до сих пор ни один из памятников полностью не изучен. Более того, находки из богатейших курганов Херсонщины остаются почти совсем неопубликованными.

Наиболее ранним является Херсонский курган, где в результате хищнических раскопок в 1896 году были найдены многочисленные, в том числе золотые изделия, среди которых на первое место нужно поставить бронзовую ручку зеркала - статуэтку женского божества, являющуюся выдающимся произведением ионийской художественной школы начала V в. до н. э.

Все остальные курганы относятся к рубежу V и IV вв. до н. э., ко времени высшего расцвета скифского государства.

Это огромный курган Козел, частично исследованный Н.Е. Забелиным в 1865 году, где оказались нетронутые погребения 11 коней в серебряных и бронзовых уздечных наборах, давшие великолепные образцы скифского искусства второй половины IV в. до н. э. К этому же времени относится и крупнейший курган Скифии Огуз, частично раскопанный Н.И. Веселовским (1891-1894) и В.Н. Ротом в 1902 году. Здесь открыт уникальный каменный склеп античной работы, а также многочисленные золотые и серебряные изделия, главным образом от конского убора. Богатство Огуза трудно себе представить, ведь только в грабительских ходах было найдено несколько сот драгоценных изделий.

Бесспорно, необходимо провести дальнейшее исследование курганов Козел и Огуз.

Ведь примитивная методика раскопок XIX в. не позволяла полностью реконструировать весь погребальный ритуал, во время которого множество разнообразных вещей оставляли вокруг могилы или в насыпи кургана. Однако самые большие надежды следует связывать с боковыми могилами, ибо в курганах высотой более 10 м всегда оказывается несколько погребений. А весь опыт скифской археологии говорит о том, что если и удавалось открыть богатые неограбленные гробницы, то они, обычно, были боковыми.

Интересна история случайного открытия местными крестьянами богатейшего женского погребения в Деевом кургане. Многочисленные золотые украшения из Деева кургана позволили ученым предложить новую, хотя и спорную реконструкцию скифского парадного женского головного убора, украшенного многочисленными золотыми пластинами и 24 золотыми бляшками в виде танцующих вакханок. Уникальным шедевром скифо-античного прикладного искусства является золотое ожерелье Деева кургана.

Бесспорно к числу богатейших скифских курганов относились Малолепетихский и Верхнерогачицкий курганы, исследованные Н.И. Веселовским в 1914- 1915 годах. Отсюда происходят бронзовые высокохудожественные изделия конского убора (Малолепетихский курган) и сотни золотых украшений из Верхнерогачицкого кургана. Особенно хороши два золотых ожерелья и многочисленные бляшки с различными изображениями (сцена борьбы двух скифов, Геракл, удушающий льва, терзание грифоном лошади и т. д.).

Особое место в отечественной археологии должен был занять Первый Мордвиновский курган. Именно его избрала Археологическая Комиссия для апробации новой методики исследования курганов, когда вместо траншеи, проведенной через центр кургана, чем, собственно, и ограничивалось его изучение, было решено полностью снести всю насыпь. Ведь только при таком методе исследования можно быть уверенным, что открыты не только все погребения, находящиеся под этой насыпью, но и выяснены конструктивные особенности ее создания, весь сложный, судя по описанию Геродота, ритуал погребения скифской знати. В 1914 году археологи, приступившие к исследованию Первого Мордвиновского кургана, раскопали его южную половину, вскрыв ограбленную центральную могилу и полностью сохранившуюся боковую, принесшую известность этому кургану.

Первая мировая война прервала раскопки, а позднее выяснилось, что вся полевая документация (дневники, чертежи) пропала, да к тому же находки, переданные в 1939 году в Харьковский исторический музей, погибли во время Отечественной войны.

Через пятьдесят с лишним лет нам удалось продолжить раскопки Первого Мордвиновского кургана, составить полную научную документацию, обнаружить фотонегативы находок и их описи и, таким образом, вернуть науке этот памятник удивительной судьбы.

Конструкция центрального погребения Первого Мордвиновского кургана повторяется также в соседнем, Втором Мордвиновском, где была открыта конская могила с набором бронзовой и серебряной узды. До этого аналогичные погребальные сооружения встречались еще дважды - в знаменитом Чертомлыке и в Козле. По-видимому, все эти курганы принадлежали одному роду из племени царских скифов. Оттуда же происходил и царь, погребенный в Чертомлыке, крупнейшем памятнике эпохи расцвета Скифии.

К этому же времени, к IV в. до н. э. относятся и Любимовские курганы, где были погребены рядовые скифы других племен, среди которых также идет процесс расслоения. Здесь оказалось несколько сравнительно богатых погребений с античной привозной керамикой, золотыми украшениями. И все же в целом Любимовские курганы представляют большой интерес прежде всего потому, что дают очень хорошее представление о глубокой дифференциации скифского общества, о той социальной пропасти, которая разделяла царей и богатых дружинников от рядовых скифов, составлявших подавляющее большинство населения Скифии.

В последние годы помимо рядовых скифских курганов Херсонская экспедиция открыла несколько погребений скифской знати. Особенно интересными и богатыми оказались курганы № 5 и № 22, расположенные на землях совхоза "Красный Перекоп". В кургане № 5 обнаружено боковое погребение богатого воина с разнообразным набором вооружения и многочисленными золотыми украшениями. Здесь найдено более 500 золотых бляшек разных типов, деревянная чаша, оббитая золотыми пластинами с изображением рыбы, массивная золотая гривна, 12 золотых пластин-обкладок парадного колчана. Наконечники гривны и пластины колчана могут с полным правом быть отнесены к шедеврам скифо-античного прикладного искусства. Это погребение относится к рубежу V-IV вв. до н. э. и является самым богатым из когда-либо открытых погребений этого времени.

В двух неограбленных женских погребениях IV в. до н. э., открытых в кургане № 22, оказались сотни драгоценных украшений, в том числе золотые перстни, серьги, гривна, многочисленные бляшки, серебряный сосуд с золотой ручкой, а также золотые пластины, некогда украшавшие парадные головные уборы. Причем в одной из могил - северной - удалось впервые точно зафиксировать взаиморасположение пластин убора и на этом основании предложить надежную реконструкцию женского парадного головного убора. Выяснилось, что этот убор отличается от всех ранее известных и по своей форме более всего напоминает древневосточные уборы.

Многочисленные находки драгоценных украшений из раскопок последних лет значительно пополняют наши представления о скифо-античном прикладном искусстве, вписавшем яркую, самобытную страницу в сокровищницу мирового искусства.

 

Источник: Лєсков А. М. Скарби курганів Херсонщини. - Київ Мистецтво, 1974, с. 124.


 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.