on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

История Забалки

I. Начало.
В ту пору, когда закончилась продолжительная война между Турцией и Россией, надо было уберечь страну от случайностей новой войны. Назрела необходимость построить военный порт, где бы, под защитой местных укреплений, можно было разместить Черноморский флот.

18 июня 1778 года был издан Указ о строительстве в устье Днепра города, который решили назвать Херсоном.

Возводились каменные здания Адмиралтейства, Арсенала, казарм, Дом Губернатора и жилые дома купечества, которое, почуяв новые возможности обогащения, устремилось в этот необжитый, но чрезвычайно богатый край. Их строили матросы, солдаты, казенные и вольные рабочие, мастеровые и ремесленники. Кроме того, к работам привлекались и каторжники.

В начале своего основания Херсон делился на три части. Центральной была Крепость с Адмиралтейством. По обе стороны от Крепости располагались Военный Форштадт и Греческий, или Купеческий, город. В дальнейшем, одновременно со строительством крепости и города, уже создавалось пять предместий или форштадтов: Военного, Мельнице, Северного, Сухарного и Забалковского. Впоследствии все они слились с городом.

Форштадт третьей полицейской части - Забалка - расположен за огромной балкой (в дальнейшем это название будет даваться с большой буквы) или оврагом, отсюда, происходит и его название. Когда-то эта местность представляла собой обширное поле, по которому только ветер гулял да рос степной бурьян.

Заселяться она стала в начале XIX века, в основном, "беглыми "от помещиков крестьянами других губерний - из тех, кто не хотел мириться с закрепощением, а также отставными солдатами, мастеровыми, которым запрещалось селиться близ крепости и верфи. Не строили здесь ни дворцов, ни знаменитых зданий. Несмотря на почтенный возраст, Забалка была и остается крайне бедна историческими архитектурными памятниками. По-существу, единственным памятником архитектуры здесь является церковь Николая-Чудотворца.

Первыми казенными постройками Забалки были места, связанные с основанием города. На плане нашего города, датированном 1792 голом, когда во всем Херсоне насчитывалось менее двух тысяч жителей, "за балкой" уже были нанесены казенные здания морского Правления - офицерские квартиры и солдатские казармы, в которых размещались штаб, обер-офицеры и морские служители. А в районе нынешней Корабельной площади находился "гошпиталь" для сухопутных и морских служащих. И кто знает, может быть, как раз здесь в годы сооружения крепости и строительства кораблей для Черноморского флота квартировали и лечились моряки из Петербурга, которыми командовал капитан первого ранга Федор Федорович Ушаков.

События прошлых лет не оставили здесь особо памятных следов. Известно лишь, что на том месте, где от госпиталя шел подъем, был срыт крутой обрыв и устроен спуск, названный Завалочным съездом, для езды в экипажах, а дальше шла Съездная улица, от которой и сейчас проходит дорога, соединяющая с селом Белозеркой. В те годы там находилось имение генерал-цехмейстера И.А.Ганнибала, одного из основателей и строителей Херсона: в 1780 году он получил 12 тысяч десятин земли в окрестностях озера Белого.

Завалочный съезд и Съездная улица долгое время оставались незамощенными. Но так как во время дождей и талых вод эта дорога и ответвление от нее - небольшая часть улиц Нижней и Мостовой - сильно размывались, городская управа в 1910 году постановила исправить и замостить улицы на Забалке, главным образом, по Качельному спуску. Для замощения дороги привлекались арестанты. Материалом для замощения служил и местный гранит и известняк, добываемый на ближайших хуторах. К месту работ его доставляли городскими волами.

Во второй половине XIX века съезд и улица получили название Качельной: просто потому, что на ближайшей площади находились качели. Окончательно эта улица сформировалась после Великой Отечественной войны и получила имя революционера И.Ф.Сорокина (1888-1958), с деятельностью которого связаны первые годы Советской власти на Херсонщине.

Ему было 26 лет, когда он в 1914-ом приехал в наш город с женой, сыном и дочерью. Поселилась семья Сорокиных в доме собственника Киржнера по Торговой улице (ныне улица Комарова дом 94). Здесь стал жить рабочий И.Ф.Сорокин, большевик с 1905 года, за плечами которого был богатый опыт революционной борьбы, накопленный в Серпухове, Москве и Николаеве. Вначале он работал слесарем на верфи Вадона и там возглавил большевистскую партийную группу. После Февральской революции он стал во главе Херсонского Совета рабочих депутатов, в городе прожил до 1918 года. Именем Сорокина, первого председателя городского совета, улица Качельная была названа в октябре 1972 года.

II. Балка.
Много лет огромная Балка, вдоль которой тянется Колодезная улица, отделяла центральную часть города от рабочей окраины Забалки. Соединялись они небольшими мостами - Клушинским, Панкратьевским, Резницким и еще тремя, размерами поменьше, не имевших названия. Последние располагались у Северного форштадта, Сибирского переулка и Кузен. По ним двигался гужевой транспорт, ходили пешеходы. Мосты Клушинский, Панкратьевский и тот, что находился у Сибирского переулка, были сделаны из камня, остальные же - из дерева.

Примечательно, что до постройки этих мостов сквозного проезда на протяжении всей Балки не существовало. С другой стороны, между Забалкой и Сухарным, находился каменный Фан-Юнговский мост. В Балку спускались, как ручьи в реку, переулки, которые имели такие нехитрые названия: Безымянные - Первый, Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой. В 1927 году они были переименованы, соответственно, в Оборонческий, Кавалерийский, Клубный, Новобытовой, Экономический и Кавказский.

Люди, проживавшие по улице Колодезной систематически выбрасывали сюда мусор и самые разные отходы. Нетрудно представить типичную картину: вышла женщина к балке, выплеснула помои из ведра, спокойно ушла... В жару от образовывавшихся луж поднималось отравляющее зловоние, но тогда на это никто не обращал внимания.

Надо думать, что во время дождей, а особенно осенью, не мощенные эти переулки превращались в скользкую горку с рытвинами и буграми, и пешеходам надо было уметь хорошо лавировать между ними, держась за заборы и выступы построек, чтобы не упасть. А иногда эти переулки заливало так, что они становились вообще непроходимыми.

Надо сказать, что замощение переулков проходило да и сейчас проходит чрезвычайно медленно. В 1894-1895 годах местным камнем укрепили 3-й Безымянный (ныне Клубный) и Резницкий (теперь Чкалова), а спустя почти столетие, в 1982 году, дождался своей очереди и 5-й Безымянный (ныне Экономический), здесь сделали опорную стену, проложили канализацию, заасфальтировали проезжую часть. Остальные переулки и поныне пребывают в таком виде, какими они были еще при основании Забалки.

Стремительные потоки грязной сточной воды с прилегающих переулков водопадом низвергались в Балку, где соединялись в общий бурный поток, который весело несся в речку Кошевую. Связывавшие центр города с Забалкой мосты особенно большое значение приобретали во время дождя, так как Балка, наполнявшаяся стремительным потоком ливневой воды, делалась совершенно непроходимой. Но бывало и так, что во время ливня поток воды был выше уровня большинства мостов, затоплял всю улицу, а нередко просто сносил деревянные мосты.

Благодаря усилиям строителей, проложившим в 1975 году водозаборный коллектор из труб двухметрового диаметра, историческая Балка на протяжении около двух километров полностью исчезла - от Корабельной площади до Спартаковского переулка, где, кроме всего прочего, еще и затрудняла транспортное движение в городе. Рядом же с коллектором были проложены и канализационные трубы.

Вместе с этой частью Балки были ликвидированы и пешеходные мосты, в которых попросту отпала всякая необходимость. До наших дней сохранился лишь Панкратьевский мост, служивший естественным звеном, связывавшим - и связующим по сей час - две части Рабочей улицы, носившей тогда, как и мост, имя губернатора Херсона Панкратьева. Это благодаря ему был возведен этот аккуратный, до сих пор служащий нам мост.

В результате масштабной реконструкции в районе Балки Херсон получил дополнительно 32 тысячи квадратных метров, земельной площади, часть из которой стала продолжением некоторых улиц. В конце октября 1990 года вдоль водозаборного коллектора проложили асфальтную дорогу от Корабельной площади до Кавалерийского переулка. А в перспективе намечается строительство путевода по улице Фритаун и магистрали по Колодезной.

III. Кузни. Корабельная площадь.
На том месте Забалки, где вначале основания Херсона находился госпиталь, размещались первые кузни города. Их число доходило до двенадцати. Кузнецы починяли фаэтоны, экипажи, шарабаны, подковывали лошадей, сваривали шины и натягивали их в нагретом состоянии на ободья колес, выковывали из железа подковы, гвозди (тогда не знали штамповки), изготовляли детали для оснащения небольших судов и разный другой инвентарь, пользовавшийся спросом у населения. Здесь всегда было много рабочего люда - кузнецов, матросов, лодочников. А вокруг жались друг к другу небольшие, преимущественно из камыша и глины дома жителей этого района.

В каждой кузнице работало по два человека - кузнец и молотобоец. У них были и ученики. С раннего утра и до позднего вечера раздавались звонкие удары молотов по металлу: кузнец разогревал железо, подносил его к наковальне, и его тяжелый молот на глазах превращал раскаленную заготовку в нужную деталь. Среди этих кузнецов было несколько непревзойденных мастеров, удивлявших многих, в том числе и тонкой художественной ковкой.

По наследству в роду, в основном младшие, получали от старших кузницу и инструмент. Мастеровые в кузницах сами были и их хозяевами.

Что из себя представляла кузница того времени? Небольшое низкое, с большой деревянной дверью каменное помещение. В нем находились горн, соединенный с кожаным мехом, нагнетающим воздух для раздувания огня, наковальня и необходимый инструмент для ковки железа. Рядом с кузницей обычно стоял станок для натягивания железных шин (резиновых тогда не знали) и столбик, к которому привязывали лошадей. Вокруг толстым слоем лежали остатки несъеденного лошадьми сена, кучи навоза и нечистот, которые никто никогда не убирал.

В годы советской власти жителей начали централизованно обеспечивать заводскими металлическими изделиями, и это привело к исчезновению кузниц. Теперь в этом районе уже ничто не напоминает о долгое время существовавших здесь кузницах, и только некоторые херсонцы, в основном, старшего поколения, по привычке иногда называют эту местность Кузнями.

Что еще было характерным для здешнего уклада? К примеру, веселые зимние катания по спуску - от бывшего здания управления 3-й полицейской части (ныне Краснознаменная улица) и до самых Кузен жителями устраивался довольно длинный каток. Автотранспорта тогда еще не было, гужевые повозки встречались редко и не мешали кататься на санках. Бывали, конечно, случаи столкновения катающихся с экипажем или шарабаном, люди получали увечья, но все равно дети и взрослые спускались на санках с ледяной горы ж до самой ночи. Всю зиму на спуске было шумно и весело.

А летом детвора бегала на речку, вволю купалась в теплых водах Днепра, а затем стремглав, наперегонки, мчалась к кузням глядеть как кузнецы подковывают лошадей...

Одновременно с прокладыванием водозаборного коллектора вдоль Балки, реконструировался и район бывших Кузен. Здесь были проведены большие работы по благоустройству: взята в лотки и забетонирована Балка, до 12 метров расширена проезжая часть улицы Сорокина, проложены тротуары, бордюры, смонтирована троллейбусная линия, снесен ряд старых домов. Вот так на этом месте появилась новая широкая площадь, которую назвали Корабельной. К ней веером сходятся улицы: Краснофлотская, Колодезная, Сорокина, Запорожская, Чайковского и Корабельный спуск. Посредине площади устроен большой цветник.

От возвышающейся части Корабельной площади вплоть до реки Кошевой Забалка отделялась от городского Форштадта неглубокой пологой балкой. Вдоль нее, со стороны города, была сделана небольшая, покрытая каменной мостовой насыпь - для проезда подвод и экипажей к соляным магазинам, располагавшимся у реки Кошевой. Здесь же в конце XVIII века, на берегу, сложился извоз: крестьяне левобережных районов на лодках доставляли сюда различные сельскохозяйственные продукты, а местные извозчики отвозили их в город или на Забалку, на базар. Извоз этот еще называли Зеленым Базаром.

Уже в XX веке, в довоенные годы, от Корабельной площади был переброшен не весьма надежный деревянный наплавной мост через реку Кошевую, чтобы соединить город с островом, где находился поселок Нефтегавань и судостроительные заводы. Когда судну или барже нужно было пройти по реке, мост приходилось разводить с помощью ручной лебедки. Это создавало известные неудобства и занимало много времени.

В связи со строительством судостроительного завода на бывшую мостовую дорогу намыли песок, намного подняли ее над прежним уровнем и расширили, а в 1952 году вместо деревянного был сооружен современный железобетонный транспортно-пешеходный мост. Он связал остров с городом троллейбусной и автобусной линиями. Теперь от Корабельной площади различными видами транспорта можно доехать до Забалки, в центр, до Жилпоселка, Шуменского микрорайона, железнодорожного вокзала.

IV. У реки Кошевой.
Долгое время вся прибрежная часть реки Кошевой представляла собой огромную болотистую местность, поросшую густыми камышами и осокою. Здесь можно было по-настоящему охотиться на дичь. Весной, во время паводка, эту низменность заливало водами вплоть до улицы Чайковского, которая первоначально носила название Огородного переулка. Его происхождение связывают с тем обстоятельством, что когда весенние воды спадали и часть территории вскоре осушалась, жители устраивали здесь огороды.

Позднее переулок Огородный переименовали в Кривую улицу, пролегавшую длинной змейкой вдоль берега. Еще в недавнем прошлом по этой кривой и самой грязной во всем городе улице можно было проделать путь то утопая в непролазной грязи, то, в сухое время, задыхалось от едкой пыли, придававшей немногим жалким домишкам и росшим здесь худосочным растениям унылый вид. Повсюду виднелись канавы и колдобины, в которые того и гляди, можно было свалиться.

2 апреля 1871 года херсонский губернатор генерал-майор Старынкевич открыл первое заседание Херсонской городской Думы, посвященное подведению итогов состояния городских дел за прошлый, 1870 год. В своей приветственной речи он, в числе других неотложных проблем, назвал необходимость осушки болота на берегу реки Кошевой. Однако тогда ничего сделано не было, и слова губернатора так и остались благим призывом.

Позднее, в 1913-1915 годы, во время сооружения портовой ветви железной дороги вдоль реки Кошевой, возвысилась земляная дамба, а невысыхающая болотистая местность так и осталась существовать, распространяя вокруг зловоние и способствуя развитию различных эпидемических болезней. Тучи комаров осаждали здесь людей, заражая их малярией.

Многие годы песчаный, заросший камышами Карантинный остров служил пристанищем рыбакам. Но в 1948 году, в связи со строительством судостроительного завода, островитян стали переселять на необжитое место у реки Кошевой, за железнодорожной насыпью. Тяжело было людям покидать свои жилища, которые строили еще их предки, и где протекала жизнь не одного поколения. Долго скучали они на новых, непривычных для них местах, за днепровским воздухом, чувствуя себя, словно рыба, выброшенная волною на берег.

Но со временем человек ко всему привыкает.
На новом месте «переселенцы» осушили и засыпали здешние влажные земли, и только тогда окончательно исчезли остатки сырого болота...

С начала заселения Забалки люди стремились селиться ближе к реке Кошевой. Река кормила, поила и обогревала их.

Русский ученый-натуралист В.Ф.Зуев, посетивший Херсонщину в начале 80-х годов XVIII века писал, что переселенцы «должны довольствоваться камышом, его жечь, из него строить избы или рыть землянки».

Недостаток леса в Херсоне был причинной его дороговизны. Вероятно, не все знают, что раньше в качестве топлива и строительного материала служил камыш, росший здесь же, в приднепровских плавнях, который использовали для отопления вместо дров и угля.

Начиная с глубокой осени, когда камыш полностью высыхал зимой на санях, а в остальное время года лодками (или, как их называли, - «каюками») выезжали в плавни и там специальным резаком косили камыш, вязали его в пучки, перевозили или переносили его домой. Труд камышника был очень тяжелым. Большого труда стоило, преодолевая крутой подъем, принести домой 4-5 пучков камыша. Камыш носили на голове - эдакий увесистый куль (по местной терминологии - «пучок» или «пук»), туго перевязанный в одном месте, с краю. После такого труда работник не чувствовал ни рук, ни ног, ни спины, а шею вообще было не повернуть.

Топили, однако, не только камышом. Иногда ездили в плавни рубить сушняк, корчевать сухие деревья. Такой вид топлива пользовался на Забалке немалым успехом, и им также торговали, торговали, как и камышом. Удивительное дело: люди не уничтожали плавни в погоне за деньгами, хотя жили ой как небогато, а совестливо относились к окружавшей их природе, потому что любили и понимали ее - ведь она из года в год щедро кормила и обогревала их.

V. Водоснабжение.
Со времени своего основания Херсон испытывал большие трудности в снабжении водой. Что касается жителей Забалки, то они пользовались только неочищенной водой из реки Кошевой, которую ведрами черпали для своих нужд. Зимой ее доставляли в закрепленном на санях ушате, а летом просто носили ведрами на коромысле.

Речную воду, - а другой не было, - употребляли для приготовления пищи и всех прочих хозяйственных надобностей. Утром, когда вода в реке еще не была замутнена, ее брали для питья, а уже днем - для стирки и других нужд. Вероятно, поэтому первые поселенцы старались свои домишки строить поближе к берегу Кошевой. Хотя ее вода была приятна на вкус, в ней водилась масса всевозможных возбудителей заболеваний: чумы, холеры, тифа, дифтерита, скарлатины, оспы, кори и, в особенности, лихорадки.

Проблема непригодности воды Днепра и Кошевой для употребления в пищу давно осознавалась городским обществом и побуждала губернское начальство и, впоследствии заменившее его, городское самоуправление к изысканию средств и способов ее очистки. Расположенные на территории города колодцы также не удовлетворяли жителей: их вода имела горько-соленый вкус и была в не меньшей степени непригодной, чем речная.

Торговали водой торговцы-водовозы, они развозили ее по домам - на заказ и на случай. Вода расходилась хорошо. Надо сказать, что водовозы брали воду в том месте реки, где находился водопой, где купали лошадей, мыли белье, а неподалеку устраивали в теплое время года городские купальни. Если к сказанному добавить, что в реку постоянно отправлялась масса органических отбросов с барок, судов и плотов, отходы от вымочек старых керосиновых и масляных бочек, смоленья и конопаченья судов, то будет понятно, насколько загрязнена была вода, потреблявшаяся обывателями в пищу и вообще для разных бытовых и хозяйственных нужд.

Переговоры городского самоуправления с разными предпринимателями об устройстве водопровода не достигали результатов вследствие невозможности прийти к выгодному для обеих сторон соглашению.

В 1883 году, в виду приближения холерной эпидемии, департаментом было предложено усилить надзор за водоснабжением. Городское самоуправление устроило на реке Кошевой песочный фильтр. Он состоял из двойного деревянного ящика, между стенками которого укладывался слой песка. Также он был снабжен несколькими помпами для накачивания в него воды. Фильтр соединялся с берегом посредством моста, на который с раннего утра и до поздней ночи въезжали, ругаясь, водовозы...

Днем рождения Херсонского водопровода принято считать 23 декабря 1886 года, когда по первой его очереди была подана вода в нынешнюю областную больницу. Водопровод был построен ростовским купцом Д.А.Пастуховым. Полная же эксплуатация городского водопровода началась в январе 1887 года. К этому времени было уложено по городу 22 версты водопроводных труб, установлено 200 пожарных гидрантов, три фонтана на площадях, водоразборные будки с приспособлением для водопоя животных, колонки для ручного забора воды.

Первые городские водопроводные линии с индивидуальными отводами были проложены, преимущественно, к домам состоятельных людей, проживавших в центральной части города. А простой народ Забалки стал, начиная с 1912 года, ходатайствовать перед городской думой об открытии водопроводных, будок. Жители обосновывали это тем, что, после проведения железнодорожной ветки по берегу Кошевой, население не будет иметь свободного доступа к этой реке.

И вот, согласно постановления городской думы, в апреле1912 года приступили к перемещению из центра на Забалку нескольких водозаборных будок с приспособлением для водопоя животных и колонки для ручного забора воды. Колонки установили возле школы № 2, на Забалковском базаре, на углу улиц Кривой и спуска Торговой улицы, на углу Лагерной и Арнаутской.

Водопроводную воду доставляли в дома забалковцев и бочками - это, с раннего утра и до позднего вечера, делали неутомимые водовозы, продававшие ее по копейке за два ведра. Кроме того, в некоторых частных домах Забалки появлялись помпы с хорошей пресной водой.

Помпы служили еще продолжительное время и после Великой Отечественной войны, пока в 50-е годы не стали устанавливать водопроводные линии к частным дворам жителей Забалки.

VI. Церковь святого Николая.
Одновременно с застройкой Забалки, в ее центре, на самом высоком месте, была построена деревянная церковь, которая впоследствии была разрушена за ветхостью. Место ее, где находился святой Престол, было обозначено крестом, водруженным в каменную пирамиду.

Существующий в настоящее время каменный храм воздвигнут во имя святого Николая (Николая-Чудотворца) на средства херсонского чиновника Дорошенко. Храм был освящен 9 мая 1842 года. А начиная со следующего года, в этот день церковь ежегодно чествовала свой храмовый праздник главного придела в честь перенесения мощей святого Николая-Чудотворца. Отсюда и первоначальное название улицы - Николаевская, - которая идет от церкви в разные стороны. Теперь она носит другое имя - ученого и поэта М.В.Ломоносова.

После перестройки церкви, 1 августа 1904 года, в воскресенье, преосвященным Дмитрием, епископом Новомиргородским, в сослужении местного духовенства, был освящен новый придел Забалковско-Николаевской церкви, во имя Касперовой Божией Матери. А в пятницу, 22 октября того же года, церковь в первый раз праздновала свой храмовой праздник нового бокового Касперово-Богородичного придела.

В день крестного хода из села Касперовки доставлялась в Херсон Касперовская Чудотворная икона Божией Матери, лики которой находились во всех храмах Херсона, в том числе, и в Забалковской церкви.

Эта церковь является памятником архитектуры. Воздвигнута она в стиле классицизма, имеет на востоке и западе четырехколонные портики тосканского ордена.

Когда-то при этой церкви находилась церковно-приходская начальная школа, в которой, на первое января 1896 года, насчитывалось 30 учащихся (13 мальчиков и 17 девочек). Школа была подчинена непосредственно духовенству. В ней обучали элементарной грамоте детей "низших" слоев населения. В 1917 году она прекратила свое существование.

Церковь Святого Николая функционирует до сего времени. Примечательна она и тем, что в первые годы после революции являлась первой в Херсоне обновленческой православной церковью.

В первые годы после революции, в Москве, среди русского православного духовенства, появилось обновленческое течение (его участников называли "живистами"), деятели которого выступали с программой перестройки церкви и приспособления ее к изменившимся в результате Октябрьского переворота социально-политическим условиям.

Обновленцы требовали политической переориентации церкви, призвания нового строя и вообще лояльного отношения к Советской власти...

Но обновленчество в Херсоне просуществовало недолго. Правда, "живисты" имели своих поклонников, но в очень ограниченном количестве.
Обновленцы не смогли до конца осуществить свою программу. Этому помешал массовый отход верующих от церкви.

В начале Великой Отечественной войны, когда гитлеровские войска захватили Херсон (19 августа 1941 года), воины Красной Армии, сражаясь с врагом, задержали его продвижение в Северной Таврии более чем на месяц. Я был знаком с одним из жителей Забалки, и он рассказывал мне, что помнит эпизод тех дней, когда при артиллерийской перестрелке один из снарядов попал в купол церковной колокольни. Позднее, когда крышу ремонтировали, ее уже не стали восстанавливать в прежнем куполообразном - виде, а изготовили скат кровли в виде 10 отдельных частей, по форме напоминающих треугольники.

VII. Забалковский базар.
В виду отдаленности от центра города - большого городского Форштадта - в 1853 году Забалке было разрешено, по соседству с церковью, открыть свой рынок. Однако с этим нужным делом здесь не спешили, даже несмотря на неоднократные ходатайства жителей этого района в 1859 и 1865 годах.

И вот, выстроив несколько временных лавчонок и рундуков, забалковские торговцы расположили на небольшой площади свой шумный базар. Здесь господствовала то грязь, то, летом, скапливавшаяся в немыслимых количествах пыль, разносившаяся при малейшем дуновении ветра и засыпавшая собою и людей, и продукты.

Базарная площадь на Забалке просыпалась рано, однако торговля не отличалась большой продолжительностью, как, например, то было на Привозе или Рыбном рынке. Торговлю здесь вели, в основном, местные торговки и предприниматели. Иногда съезжались и жители окрестных деревень, но привозили они немного. Все здесь продавалось, все покупалось... Можно было купить днепровскую рыбу - вяленую и живую, которую доставляли сами рыбаки, едва только начинало светать. Имелось в достатке мясо, на прилавках высились горы самых разнообразных фруктов и овощей, в избытке продавались молочные продукты и строительные материалы, пахучие лекарственные травы. На рынке можно было купить и платье, и туфли, и разные другие - как новые, так и старые, - вещи домашнего обихода.

Вечером, когда уже темнело, возле базара зажигали несколько керосиновых фонарей, свет от которых жался к столбам. В двух шагах же от них властвовала беспросветная тьма. С обеих сторон базара находились улицы Торговая и Купеческая, которые своими названиями указывали на историческое прошлое этой части Забалки.

Даже в тревожное время, когда в Херсоне громыхала Гражданская война, жизнь на базаре не прекращалась.

В то время, когда Врангель находился за Днепром, его гидросамолеты появлялись над городом, очевидно, с разведывательной целью. Их обстреливали, но безуспешно. Покрутившись над городом, они возвращались восвояси.

Были случаи и варварских бомбежек города. Так, в одно воскресное утро в августе 1919 года, во время, когда на забалковском базаре собралось особенно много людей и подвод с окружающих сел с продуктами для продажи, налетевший гидросамолет, на который не обратили особого внимания, с небольшой высоты сбросил бомбу в самый центр базарной площади. От взрыва разнесло вдребезги подводу и разорвало лошадей. Много тогда погибло и было ранено невинных людей, в основном, женщин.

Забалковский рынок сохранился до настоящего времени. В 1988 году его привели в порядок: перестроили навес над лотками, заасфальтировали улицы вокруг и внутри, огородили забором.
Херсон, 1990-е гг.

Горностаев Евгений Викёнтьевич - краевой.
Журнал «Константы» Том 1 № 2 1994 г.

8. 24.01.2021 21:52
Евгений
Спасибо. Интересная статья. Мне очень нравятся рассказы Горностаева. Вот это действительно патриот. У меня бабушка с дедушкой жили на Пионерской возле обрыва. Дедушкаумер в 1995, бабушка в 2009 году.
7. 20.03.2018 10:47
Наталія
Дякую автору! ))) Згадались розповіді дідуся, який народився та виріс на вул.Пушкінська (не пам'ятаю тільки як тоді вона називалась)... і як на санчатах вони катались, і як камиш він заготовляв під час війни, і як з коромислом по воду ходив на Арнаутську...)))
6. 19.03.2018 20:31
Валл
Краевед порадовал МАСТЕРОВЫЕ БЫЛИ ПРИГЛАШЕНЫЕ ИЗ ГРЕЦИИ А наш люд был в подмастерьях пока не научился их тут была община греков в революцию они выехали у них была своя церковь ГРЕКО-КАТАЛИЧЕСКАЯ комунисты ее забрали растреляли всех служителей а потом в 1945 отдали нашим попам. находится на краснофлотской СУДА учили строить греки всю лепнину делали греки и работа по камню тоже греки. КРАЕВЕД О НИХ НИ СЛОВА. знаток истории у него каторжные оказывается с матросами дома строили и парусники звездунов его фамилия
5. 05.02.2016 11:43
pro
Годно! Хотелось бы продолжения "банкета".
4. 16.01.2015 14:58
олексій
Спасибо.Отличная работа.Я с Мельниц.и с детства интересовался историей старых районов Херсона.
3. 06.03.2011 20:06
Галина

Мы жили  между Качельной и Запорожской на Дм. Ульянова 172. Мои дедушка и бабушка  до конца называли улицы и места по старым названиям. На углу где 7 троллейбус поворачивал с Краснознаменной на Сорокина-Качельную в сторону Корабельной площади, был магазинчик в подвале. Выше по Качельной - базарчик и там церковь. Помню пожарку, остановку 14 автобуса, а еще дальше старое кладбище. На кладбище - памятник солдатам. Бегали через Корабельную площадь и ул. Чайковского на речку. Мы ее Ковш называли. ВКузни ходили с бабушкой в магазин. При повороте на ул. Чайковского стояла будка " Ремонт часов". В центр города ходили 3 и 4 троллейбусы со стороны Гидропарка. ЭТО все мое раннее детство, моя душа , все самое чистое и родное. Я помню те краски цвета и тот воздух. Я закрываю глаза и все возвращается. Открываю глаза и понимаю что того Херсона уже нет. Постоянно перечитываю историю Забалки, и возвращаюсь в детство. Спасибо Вам. И спасибо за отзыв.

2. 01.03.2011 10:29
Редакция

На Востоке говорят, если хочешь узнать, можно ли доверять человеку - присмотрись к нему: тянется ли он к друзьям, вспоминает ли свою родину и плачет ли по прошедшим временам... Галина, таким людям как Вы, судя по всему, доверять можно...

1. 28.02.2011 14:34
галина

Это мое детство, мои первые и самые дорогие сердцу впечатления. Мы с дедушкой часто ходили на базарчик, жили на ул. Д. Ульянова, бывшая Нижняя. Я не была там 30 лет с 1980 года. Прочитала про историю Забалки и сижу рыдаю. Вспоминаю как бегали на речку, как бегали под мост ловить коту рыбку. Как буд-то это было вчера

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.