on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новини регіону

02.10.2024, 23:28

Гурт “Антитіла” випустив кліп на пісню “Вдома” з кадрами Херсонщини

20 вересня український гурт “Антитіла” випустив кліп на свою ...
02.10.2024, 23:25

У Київській області триває виставка мисткині з Херсона “Чумацька ікона на рибі”

У краєзнавчому музеї в місті Бровари Київської області триває виставка ...
22.09.2024, 23:35

На Київському тижні критики покажуть стрічку “Редакція”

На Київському тижні критики, який відбудеться із 17 по 23 жовтня, покажуть ...

Из истории частного извоза

Сегодня трудно представить себе, как бы перемещались херсонцы в черте города, не будь маршруток, общественного транспорта, ловких предпринимателей. Частный извоз был всегда делом прибыльным, хотя и довольно хлопотным. Был он в Херсоне и век назад, с той разницей, что лошадиная сила была не единицей измерения мощности, а основным движителем транспорта. Что мы знаем о нём?

Среди множества видов конного транспорта (карета, ландо, дрожки, фаэтон, бричка, пролетка, двуколка, линейка, тарантас, шарабан и тому подобное) для общественной перевозки пассажиров властями допускались только фаэтоны и брички. Последние отличались отсутствием откидного кожаного верха. Причём их конструкция и окраска были строго «стандартизованы». Все они должны были быть снаружи покрыты черным лаком или лаковой кожей. Сиденье и спинки обивали материалом черного или красного цветов, а у извозчика – обычным сукном синего цвета. Для ночных поездок по бокам козел (место кучера) устанавливали два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ. Кроме откидного кожаного верха, в фаэтоне находился фартук из кожи, который защищал ноги седоков от ветра и дождя. Фаэтоны были двухместными. Но в их конструкции предусматривалась откидная скамеечка для третьего пассажира, который сидел спиной к извозчику. Все фаэтоны должны были быть четырехрессорными.

Извозчиков обязывали носить форменную одежду по единому образцу: суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Это одеяние называлось «волан». Застегивался он на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические пуговицы. Волан перепоясывали матерчатым поясом, свитым жгутом. На голове у извозчиков был особый (он так и назывался – извозчичий) цилиндр. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога. Была в Херсоне среди извозчиков своя «каста» – лихачи. Но фаэтоны были, скорее, средством развлечения для любителей быстрой и лихой езды, чем транспортом. Лихачей всегда можно было выделить среди обычных извозчиков: белые перчатки из оленьей кожи, на поясе висели большие карманные часы, волосы завиты и напомажены, а цилиндры только из велюра.

Режим работы извозчиков Херсона был круглосуточным, подразделяясь по оплате на дневной (с 6 до 22 часов) и ночной (с 22 до 6 часов утра). Ночной тариф превышал дневной на 10 копеек, но не более.

По договоренности с извозчиком оплату производили по двум вариантам: часовому и маршрутному. Самыми дорогими были поездки к казенному саду (пересечение улиц Ильича и Полтавской) и к скотобойням (улица Нефтяников, городской мясокомбинат). За поездку по этим адресам с каждого пассажира извозчик взимал 70 копеек. Для сравнения – фунт (454 г) свинины тогда стоил 20 копеек. Повысить тариф на поездку вплоть до тройного извозчик имел право только в праздники: Рождество, Пасху и Новый год.

Легковые извозчики имели свои постоянные стоянки. К примеру, на улице Суворова их было три: угол Потемкинской (ныне Карла Маркса), угол Ришельевской (ныне Октябрьской революции) и угол Воронцовской (ныне Коммунаров).

Извозчики большей своей частью арендовали фаэтоны и лошадей у извозопромышленников. Каждый из них регистрировался в Городской управе, где ему выдавались медные бляхи, на которых было вытеснено «Херсонская Городская управа. Извозчик №…» Знак выдавали на один год. Повторно его владелец мог получить только после уплаты налогов на последующий год и долгов, если таковые за ним числились.

В 1910 году в Херсоне проживали 67673 человека. А по городской статистике были зарегистрированы 227 легковых фаэтонов.

Извозчики как основной вид общественного транспорта Херсона просуществовали до конца 1930-х годов. В 1927 году горожане впервые оценили передвижение по Херсону на автобусах отечественного производства «ЯЗ», предусматривающих 22 сидячих и 6 стоячих мест.



Александр СКОРОХОД //Гривна № 45(461), 2003-11-06 (стр. 21)
www.grivna.kherson.ua/iz_istorii_chastnogo_izvoza.htm

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.