on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Как человек научился «ловить» звук

Как человек научился «ловить» звук

Задумывались ли вы когда-либо о том, насколько удивителен и своеобразен мир музыкальных звуков? Вместе с тем до определенного времени он был еще и неповторим то значит, что с изобретением в древности первых  музыкальных инструментов мелодия целиком и полностью зависела от внутреннего духовного состояния музыканта, являвшегося, по сути, соавтором-исполнителем воспроизводимого произведения. То есть в прошлом «в моде» была чистейшей воды импровизация, так как в те времена еще не существовало не только звукозаписывающей аппаратуры, но и даже самой примитивной нотной грамоты, которой можно было записать звуки.

Только в конце IX века что-то стало меняться. Музыканты и исполнители постепенно начали использовать появившийся способ изображения над текстом песен определенных знаков, указывающих направление движения мелодии. Однако это было только начало, и до появления нотной записи в привычном для нас виде должно было пройти еще почти семь столетий! Еще больше времени потребовалось человечеству, чтобы оно научилось наконец сохранять и воспроизводить мелодию со всеми ее тончайшими нюансами.

Фонограф Эдисона
Пионером этого уникального изобретения стал неутомимый изобретатель XIX-XX веков Томас Эдисон. Примитивный звукозаписывающий аппарат Эдисона фонограф, прапрадедушка современной высококачественной звукозаписывающей и воспроизводящей цифровой аппаратуры, впервые был представлен публике 21 ноября 1877 года. То есть всего лишь 138 лет назад. Изобретение в один миг заслужило популярность. И немудрено: его появления с нетерпением ждали столько времени! С конца семидесятых годов XIX века, когда в течение нескольких лет появилось несколько разновидностей подобных аппаратов, в мире начался настоящий звукозаписывающий бум.

Спустя десять лет после изобретения фонографа немец Эмиль Берлинер запатентовал первую граммофонную пластинку. Конечно  же, появившийся в этот период граммофон оказался гораздо удобнее фонографа, в котором вплоть до 1929 года еще использовали примитивный валик. С 90-х годов XIX века новое изобретение начало свое победоносное шествие по планете и достигло самых «медвежьих» ее уголков. К этому времени граммофонные пластинки стали уже двусторонними. По сути, фонограф и граммофон достигли нашего Херсона одновременно. В конце 1890-х в богатых домах Херсона появляются первые граммофонные ящики с блестящими, латунными и медными «тюльпанами» звуковых раструбов. А в местных газетах можно было отыскать рекламу: «Новость! Фонограф "Чудо" замечательно громко и отчетливо передает человеческую речь. Только 7 рублей!». Спустя несколько лет, в то время как в Берлине производились первые опыты, «заключающиеся в соединении телефона с фонографом, что дает возможность фиксировать разговор в отсутствие получателя», в Херсоне уже можно было встретить граммофоны в свободной продаже. Или в крайнем случае выписать аппарат из иного города и даже из-за границы по объявлениям в прессе.

В это время в местном «Юге» можно было встретить довольно курьезную информацию, скажем, о том, что один из местных «продвинутых» помещиков отправился в Москву, чтобы наговорить на граммофонную пластинку свое... завещание! После его смерти разразился скандал. Наследники, не согласные с распределением доставшегося наследства, оспорили «музыкальную запись» в суде. Судебные службы были поставлены в щекотливое положение. Словом, дело о наследстве и граммофонной записи превратилось в нескончаемую тяжбу. Не менее интересно и то, что многие благотворительные организации города сразу же взяли появившийся граммофон на вооружение. В моду вошли своеобразные благотворительные граммофонные концерты для малоимущих жителей Херсона, сельских жителей, рабочих и детей бедноты.

И даже строгие зубные врачи усмотрели в нём помощника для своих «пыточных» дел, открыв, по сообщениям газет, «способ вырывания зубов без боли с музыкой. Пациенты подвергаются действию анестезирующих паров закиси азота, а в то же время уши его сообщаются с трубой фонографа, наигрывающего какую-нибудь веселенькую мелодию». В первом десятилетии XX века фирм и фирмочек, выпускавших граммофоны и граммофонную продукцию, стало так много, что покупатель мог вполне потеряться среди различных предложений. Посему торговцам приходилось проявлять чудеса изобретательности в рекламе: «Высочайший современный тенор Карузо пишет нам: "Я действительно удовлетворен последними записями моего голоса. Они великолепны, и я сердечно поздравляю вас с успехом, достигнутым вами за последний год". Зигфрид Арнольдсон (популярная шведская оперная певица. - Прим. авт.) спела исключительно для нас следующие партии. Последнее слово техники в области воспроизводства звуков представляет собой настоящий граммофон с коническим тонармным приспособлением и с настоящей граммофонной пластинкой. Наш репертуар состоит из 20000 разных пластинок и исполнителей на 70 разных языках земного шара. Истинным победителем является аппарат нашего последнего выпуска "Виктория"».

Эволюция граммофона шла весьма быстрыми темпами, и уже в 1911 году в херсонской прессе можно было отыскать информацию о новом поколении музыкальной аппаратуры: «Гениальная компания братьев Пате в Париже, южное отделение: Одесса, Дерибасовская, 10. Представитель А. Залкинд. Патефон говорящий, играющий и поющий без иголок. Получен грандиозный выбор новых двухсторонних пластинок. Все пластинки в одну цену. Новость: аппараты без трубы». Этот музыкальный аппарат более всего походил на патефон, сменивший в скором времени уже устаревший граммофон с его громоздким «тюльпаном». В 1911 году в Херсоне на Суворовской улице в доме Валика, а затем в доме Тарле открылся специализированный магазин граммофонов и музыкальных инструментов Торгового дома «Полякин и сыновья».

Александр Захаров
«Гривна».- №14 (1056).- 01-08.04.2015.- стр.8

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.